Урок по математике на тему Семь дней недели. Число семь.

Конспект урока по математике в первом классе.
Тема: «Семь дней недели. Число 7».
Класс: 1б
Учитель: Шарова Н.В.

Тип урока: урок овладения предметными умениями,
формирования первоначальных предметных навыков.
Цель: создание условий учащимся для успешного усвоения информации о неделе и состава числа 7 через включение их в учебное исследование.
Учебно-воспитательные задачи:
формировать универсальные учебные действия учащихся;
познакомить учащихся с названием дней недели и составом числа 7 его особенностями;
отрабатывать навыки счета с числами 1–7;
формировать навыки первичной исследовательской деятельности;
познакомиться с интересными сведениями об объектах окружающего мира;
пробуждать фантазию учащихся, вырабатывать умение проводить ассоциативные связи между изучаемыми понятиями и окружающим миром. – развивать математическую речь, мышление, произвольное внимание, оперативную память, навыки контроля и самоконтроля.
способствовать воспитанию и развитию у учащихся коммуникативных связей, навыков сотрудничества при работе в паре, в группе; привитию интереса к учебному предмету.
Воспитывать познавательный интерес учащихся к урокам математики через введение в урок игровых моментов.
Прогнозируемые результаты:
Учащиеся повторят порядок чисел в ряду от 1 до 7, состав числа 6.
Познакомятся с названием дней недели и составом числа 7, научатся его использовать при составлении числовых выражений.
универсальные учебные действия на данном уроке
личностные
регулятивные
познавательные
коммуникативные


Проявлять уважение к товарищам, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку друзей.



Проговаривать последователь-ность действий на уроке.
Знакомиться с историей названия дней недели. Находить информацию в разных источниках.
Обозначать количество предметов символами, восстанавливать равенства, подбирать нужный знак
Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре.



Ход урока:

Организационный момент.
Технология « Педагогика сотрудничества»
Учитель:
- Здравствуйте дорогие ребята! Я рада сегодня вас приветствовать в нашем уютном классе. Похлопайте, пожалуйста, все у кого сегодня прекрасное настроение!
- Замечательно, у вас у всех сегодня хорошее настроение.
- Садитесь ребята, пожалуйста!
- Раз у всех приподнятое настроение сегодня на уроке математики, мы должны потрудиться не жалея сил и многому научиться.
Работа по пройденному материалу.
Игровая технология
Устный счёт. Разминка.

Беритесь, ребята,
Скорей за работу
Учитесь считать
Чтоб не сбиться со счёту!
Учитель: Назови числа, которые стоят между 2 и 9.
Дети: 3,4,5,6,7
Учитель: Назовите соседей числа 9; справа от; слева от; между числами;
- Сколько букв - в слове радуга?
Дети: - В слове радуга 6 букв.
- Что наступает после лета?
Дети: - После лета наступает осень.
У меня в руках математический горшочек. А что в нём? Карточки с примерами. Достаём карточку, читаем пример, говорим ответ и записываем результат в тетрадь на стр. 49.


Постановка проблемы. “Открытие” нового знания
Сообщение темы и целей урока.
Учитель: Отгадайте загадку:
В этой книге шесть листов простых, А седьмой – золотой.
– О какой книге идёт речь? (Это календарь.)
Какие шесть листов простых, а седьмой золотой? (Дни недели.)
(Показ календаря-численника)
Учитель: Кто догадался, чему будет посвящён наш урок математики?
Дети: Дням недели и числу 7.

Работа над новым материалом.
Технология «Проблемного обучения. Исследовательская работа»
Учитель: А вы знаете дни недели по порядку? Назовите их скорей, если в счете не собьемся, ровно семь получим дней!
Дети: Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.
- Какой день первым; последним; сегодня; вчера; завтра? – Назовите эти дни по порядку. – Какой по счёту день недели – воскресенье? (Седьмой.)
Постановка проблемы
Учитель: А почему неделю так называют? Откуда пришли названия каждого дня недели?
1 пара: В словаре древнерусского языка слово неделя имеет два значения. Первое - означает воскресенье, воскресный день, день, когда люди отдыхали, ничего не делали, и получилось слово неделя; и второе значение слова неделя это семь дней. Неделя для нас это промежуток времени в семь дней.
ДНИ НЕДЕЛИ
Старший братец - ПОНЕДЕЛЬНИК, Работяга, не бездельник. Он неделю открывает, всех работать заставляет. ВТОРНИК следует за братом. У него идей богато. Он за всё берётся смело, и работа закипела Вот и средняя сестрица. Не пристало ей лениться. А зовут её – СРЕДА. Мастерица хоть куда! Брат ЧЕТВЕРГ И так, и сяк. Он мечтательный чудак. Повернул к концу недели И тянулся еле-еле. ПЯТНИЦА – сестра – Сумела побыстрей закончить дело. Если делаешь успехи, Время есть и для потехи. Предпоследний брат СУББОТА Не выходит на работу. Шалопай и озорник, Он работать не привык. У него другой талант, Он - поэт и музыкант В гости ходит ВОСКРЕСЕНЬЕ. Очень любит угощенье. Это самый младший брат. К вам зайти он будет рад.
Семь их ровно, посмотри! Всех запомнил? Повтори!


Обратимся к названиям дней недели. Понедельник первый день недели. Почему же он так назван? Вот здесь-то и сохраняется старое значение слова неделя - воскресенье. Понедельник это день после недели, то есть после воскресенья: понедельник.
2 пара:
Ученик: Вторник второй день. Этимология слова весьма прозрачна. Оно составлено из основы порядкового числительного + суффикс - ник (втор/ой/-|-ник)
3 пара:
Ученик: Слово среда означает - середина и является его старославянским вариантом Почему же средой (середой, по-народному) назван третий день недели, а не четвертый, который действительно является серединой недели, если считать понедельник первым днем недели, а воскресенье седьмым? Эта «ошибка» в счете произошла потому, что по церковному обычаю неделя начиналась с «недели», то есть с воскресенья. При таком счете среда оказывалась средним днем недели.
4 пара:
Ученик: Четверг четвертый день недели. Со словом четверг известно шутливое выражение «после дождичка в четверг», то есть неизвестно когда или вовсе никогда. 5 пара
Ученик: Пятница, как это очевидно, образовано от числительного пять и суффикса -ниц (а) . «У него семь пятниц на неделе» , говорят о непостоянном человеке, человеке, часто меняющем свои решения. 6 пара:
Ученик: Суббота шестой день недели. Название заимствовано из древнееврейского языка, в котором оно означало «покой», «отдохновение» . В несколько искаженном виде это слово сохраняется в просторечии шабаш, что означает окончание работы. 7 пара:
Ученик: Воскресенье седьмой день недели. Название его связано с воскресением Иисуса Христа. Поэтому этот день считался праздником. Под влиянием религии старое народное название (неделя) было вытеснено и заменено церковным. За неделей сохранилось его второе значение промежуток времени, равный семи дням.
IV.Физкультминутка
Здоровьесберегающая технология
Здоровье в порядке – спасибо зарядке!
На носок, потом на пятку Все мы делаем зарядку 1–2 – выше голова, 3–4 – руки шире, руки шире 5–6 – встать, присесть 7–8 – лень отбросим, 9–10 – счет ведем мы дружно вместе. Вверх потянемся, прогнемся И за парты мы вернемся.

V.Первичное закрепление. (Работа по учебнику с.84 №1)
Учитель: Откройте учебник на стр. 84№ 2
Учитель: Посмотрите №2. Перед вами страничка календаря. Сколько дней в неделе?
Дети:7
Учитель: Сколько выходных?
Дети: 2
Учитель: А рабочих?
Дети:7-2=5
Учитель: Сколько пятниц в неделе? . Сколько остальных дней?
Дети:7-1=5
Учитель: Про кого говорят, что у него «Семь пятниц на неделе?»
Ученик: Так говорят о непостоянном человеке, человеке, часто меняющем свои решения.
Из каких же чисел состоит число 7?
Заполнение домика 7

Учитель: Рассмотрите рисунки. Что нарисовано на этих рисунках?
Дети: Семь Семеонов.
По какому принципу разделены герои на первом рисунке?
Дети: шесть Симеонов - работников любят трудиться и один музыкант любит играть на дудочке 6+1=.
Учитель: Как ещё их можно поделить?
Дети: Симеоны бородатые и усатые 2+ .= 7.
Учитель: Как ещё разделили братьев?
Дети: Старшие в сапогах, младшие в лаптях 3+=7
Результат записываем в домик, состав числа 7.
Учитель: Из каких же чисел состоит число 7?
Дети: Из 6 и 1, 5 и 2, 3 и 4,
– Кто догадался, чему ещё будет посвящён наш урок математики?
Дети: Числу 7.
Учитель: Конечно, это число 7 тема нашего урока..
Ребята, на уроке мы познакомимся с образование и составом этого числа будем решать примеры и задачки. Запишем состав числа 7 в тетрадь рабочую.
Физкультминутка
Здоровьесберегающая технология

Пальчиковая гимнастика: Пальчик –мальчик, где ты был
VI Закрепление изученного материала.

Технология « Разноуровневого дифференцированного обучения»

1. Работа по теме урока. Закрепление состава числа 7.
Работа по учебнику (84 №3) Выберите столбик с примерами, напишите ответ после знака равно в тетради или вставьте недостающие числа .
Дополни равенства:
6+1= 2+= 7 ..+=7
1+6= 5+.= 7 3 + .= 7
7 –1= 7 – 2 = 7 – 3 =
–6= 7 - = 2 7 - ..= 3
2. Устно. Работа по учебнику (стр. 85 №5) На какую машину можно положить красный блок с числом 2?

Какую машину нужно разгрузить?
На какую машину нужно догрузить и сколько?


Для сильных учеников дополнительное задание на стр. 85 №6, Измерь отрезки. Из каких отрезков можно составить отрезок длиной 6см? 7см?

VI.Технология «Проблемного обучения»
(Резервное задание)
Учитель: Учебник, стр. 85. Вычисли. Если трудно, нарисуй схемы.
2-1 = 4-3= 6-5=
3-2 = 5-4= 7- 6=
Учитель: Какие ответы получились в равенствах?
Дети: 1
Учитель: Чем похожи эти равенства, сравните уменьшаемое и вычитаемое.
Сделай вывод: При вычитании соседних чисел в ответе получается ..


VII. Подведение итогов урока. Рефлексия
Учитель: Пришло время подвести итог
Фронтальный опрос.
- Ребята, что нового и интересного узнали на уроке?
Учитель: - Итак, какой можно сделать вывод? Число 7 может состоять из чисел 4 и .., из чисел 3 и ., из чисел 2 и ., и чисел 1 и ..
- Что особенно понравилось?
- Что осталось непонятным?
Учитель: - Молодцы ребята!






















Ход урока
I. Организационный момент
Прозвенел, друзья, звонок, Начинается урок. Вы проснуться все успели? А теперь вперед, за дело. Математика нас ждет, Начинаем устный счет.
II. Актуализация опорных знаний
1. Нумерация чисел в пределах 20.
Счет от 1 до 20:
– прямой – мальчики – обратный – девочки
Назовите числа от 2 до 9; от 8 до 3. Слайд 1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Назовите соседей числа 9; справа от; слева от; между числами;
Назовите предыдущее числу; последующее числу. Слайд 2
Как получить предыдущее число? Как получить последующее число? Слайд 3
2. “Потерялось число”
Давайте прочитаем ряд чисел; все ли в порядке?
Между какими числами стоит число 7? Ваш правильный ответ помог вернуть беглянку на место.
Слайд 4
III. Постановка темы урока
Догадались, какое число мы сегодня будем изучать?
Слайд 5
IV. Изучение нового материала
1. Открытие нового. Исторические сведения.
Число 7 было окружено в древности большим почетом и считалось магическим. В Древнем Риме было 7 главных богов, в Древней Греции – 7 чудес света, Киев и Рим построены на 7 холмах, а в Индии на счастье дарят 7 слоников. И в нашем современном мире существует много предметов, в которых всегда присутствует число 7. Назовите их. (7 дней недели, 7 нот, 7 цветов радуги.)
2. Постановка проблемы. Цели урока. Загадка.
Над лесами, над рекой Семицветный мост дугой. Если б мог я встать на мост, Я б рукой достал до звезд. (Радуга.)
В радуге действительно 7 цветов. А кто знает волшебную фразу, которая помогает запомнить порядок цветов в радуге? (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.)
Но в нашей радуге все цвета пропали. Нравится ли вам бесцветная радуга? Слайд 6
Давайте тогда все побыстрее исправим, если мы правильно и дружно выполним все задания, то радуга снова станет разноцветной и яркой.
3. Знакомство с цифрой 7. Письмо цифры 7.
При помощи какой цифры мы записываем число 7? На что похожа цифра 7? (Наглядность.)
Вот семерка – кочерга, У нее одна нога.
Семь – точно острая коса, Коси, коса пока роса.
(Работа в учебнике – с. 62, № 2.)
Посмотрите, как выглядит цифра 7. Найдите среди знаков цифру 7, отметьте галочкой. Сколько раз встретилась цифра 7? Запиши.
(Работа в учебнике – с. 63, № 4.)
Мы с вами сейчас научимся писать цифру 7.
Цифра 7, цифра 7, (наглядность) Цифра легкая совсем. Как представлю я косу – Цифру 7 легко пишу.
Слайд 7
4. Соотнесение числа, количества предметов и графического изображения.
(Работа на карточке, в паре.) Слайд 8
(Проверка на слайде.)
5. Физкультминутка "Танец утят"
Если решите задачу, то ее герои помогут провести физминутку.
Группа малышей утят плавать и нырять хотят, Пять уплыли далеко, два нырнули глубоко. Сколько же утят в пруду, сосчитать я не могу. (Слайды 9, 10)
6. Состав числа 7.
1) Задачи в стихах:
Три книжки у Павлушки, Четыре – у Андрюшки. Сколько книжек у детей? Ну-ка, сосчитай скорей. 3 + 4 = 7
Пять синиц на ветку сели, К ним две галки прилетели. Сосчитайте быстро детки, Сколько птиц сидит на ветке? 5 + 2 = 7
У меня в руках покупка: Шесть ножей и мясорубка. Сколько я принес предметов, Расскажите-ка об этом. 6 + 1 = 7
Слайды 11, 12, 13
2) “Заселим домик”. Слайды 14, 15
V. Закрепление изученного материала. Повторение пройденного
1. Логическое задание. Поговорка.
Расставьте числа в порядке возрастания и прочитайте поговорку. Как вы ее понимаете? (“Семь раз отмерь, один раз отрежь” – прежде, чем приступить к важному делу, нужно все хорошо обдумать.)
Слайды 16, 17
2. Дни недели. Повторение состава числа 7.
О каком человеке говорят, что у него “семь пятниц на неделе”? (о том, кто обещает и не выполняет обещания)
Но мы с вами не такие, пообещали раскрасить радугу, и скоро выполним все задания.
А вы знаете дни недели по порядку? Назовите их скорей, если в счете не собьемся, ровно семь получим дней.
Какой день первым; последним; сегодня; вчера; завтра?
(Работа в учебнике – с. 62, № 1)
Почему некоторые дни – черным цветом, а другие – красным?
Как получили 7 дней? (5 и 2)
Учиться любит старший брат, но воскресенью тоже рад. Учебных дней в неделе шесть – и день один на отдых есть.
Как получили 7 дней? (6 и 1)
Четыре раза в неделю у нас есть урок математики, а сколько дней нет?
Как еще получить 7?
3. Дополнительная физкультминутка
Раз – подняться, потянуться. Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладоши 3 хлопка, Головою 3 кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – за парту тихо сесть. Семь – открыть тетради всем.
4. Решение примеров. Правило о перестановке слагаемых
(Работа в тетради по вариантам) Слайд 18
Какой результат получился в ваших примерах?
Сравните примеры в каждой строчке, что интересного вы заметили?
Какое правило мы знаем о перестановке слагаемых?
Слайд 19
5. Сравнение суммы чисел
(Работа с веером.)
Прочитайте записанные суммы чисел и поставьте знаки “>”, “<”, “=”.
Слайд 20
6. Дополнительное задание в тетради
Нарисуем 10 кружков в ряд через клеточку.
Красным карандашом раскрасьте 7-й слева кружок.
А каким он будет по счету справа?
Сколько кружков надо дорисовать, чтобы он стоял по счету 7-м справа?
Слайд 21
VI. Подведение итогов урока
Вот и раскрасили мы нашу радугу в семь цветов. Давайте перечислим все цвета по порядку. Кто запомнил волшебную фразу? А во Франции запоминают цвета с помощью такой фразы: “ Как однажды Жак-звонарь городской сломал фонарь”. Какое число было главным сегодня на уроке? Назовите состав числа 7.
VII. Домашнее задание
Кому понравился урок, можете поиграть с числом 7, и нарисовать предметы, в которых спряталась цифра 7. А еще вспомните вместе с родителями поговорки и пословицы с числом 7.























15