План-конспект открытого занятия объединения Лунный кораблик. Тема: Семь цветов радуги, семь нот в музыке

МБОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей Тетюшского муниципального района РТ»
















Комплексное занятие на тему:
«Семь цветов радуги, семь нот в музыке.
Связь между музыкой и живописью»







Автор: педагог д/о
Зяббарова Э.Н.












Тетюши

Цели:
Закрепить понятия 7 цветов радуги
Закрепить понятия: нотоносец, ноты, их расположение
Раскрыть связь между музыкой и живописью.

Методы обучения: показ, объяснение, беседа, создание творческих
работ, прослушивание, исполнение.

Формы обучения: групповые, звеньями.
Тип занятия: комплексное, комбинированное.
Используемые музыкальные произведения:
1 «Тучка с солнышком»
2 « То ли ещё будет»
3 «Мама»
4 Несколько разных по характеру мелодий

Оборудование: магнитофон, синтезатор, раздаточный материал.

Ход занятия:
У. – Здравствуйте, дорогие ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня, мы вместе с вами отправимся в путешествие в волшебный город. А вот в какой, вы узнаете чуть позже. А теперь приготовились, сели удобно, расправили плечи. Мы отправляемся!
Распевание:
Маршируем по дороге
Едем на машине
Лес, ветер, деревья шумят
Ёжики
Волки
Бабочка
Роза
Кузнечик
Ручеёк
Лягушки
Рыбки
Бегемот
Лошадки
Солнце
Дождь
На доске нарисованы тучка и солнышко
У. – Ой, ребята, посмотрите, на нашем пути появились тучка, и солнышко! Чтобы пройти дальше, надо спеть о них песенку. Только вот какую?
Д. – «Тучка с солнышком»
У. – Конечно! Встали, расправили плечи, поём светлым звуком. Не кричим!
Исполнение песни «Тучка с солнышком»
На последних словах открывается радуга
У. – Ребята, вы своей песней совершили настоящее волшебство – зажгли разноцветную, красочную радугу! А знаете, почему вам это удалось? Потому, что музыка и живопись охотно помогают друг - другу! Запоёшь песню – и перед глазами встают картины того, о чём поёшь! Начнёшь рисовать – и так и тянет что-нибудь напеть, подходящее по характеру! А живут ноты и цвета в волшебном городе, куда мы с вами пришли, и живут очень дружно. Поэтому и тема нашего сегодняшнего занятия, про дружбу между музыкой и литературой, звучит так «СЕМЬ НОТ В МУЗЫКЕ, СЕМЬ ЦВЕТОВ РАДУГИ».
У. – Дорогие ребята, появление в небе радуги всегда и всеми воспринимается с радостью. Но радуга не только дарит нам красоту. Она состоит из разных цветов. А вы знаете каких?
Д. –
У. – Правильно. Их семь. И они всегда располагаются в определённом порядке. Я знаю одну волшебную фразу. «КАЖДЫЙ ОХТНИК ЖЕЛАЕТ ЗНАТЬ, ГДЕ СИДИТ ФАЗАН». Зная её, вы всегда будете знать расположение цветов в радуге.
Фраза вывешивается на доске.
В первых буквах этих слов.
Скрыта тайна всех цветов.
Ты прочтёшь их и тогда
Без особого труда
Назовёшь все семь цветов,
Что в порядке этих слов
В яркой радуге стоят
И запомнить их велят!
Дети читают стихи и вывешивают названия цветов
1 ребёнок. Каждый знает красный цвет,
Он красив – сомнений нет.
Алым пламенем горит,
Первым в радуге стоит!
2 ребёнок. Этот цвет совсем другой:
Он похож на золотой.
И сияет, как звезда.
Цвет оранжевый всегда.
3 ребёнок. Словно солнышко на ножке,
Одуванчик у дорожки
В жёлтый цвет окрашен он –
Очень в солнышко влюблён.
4 ребёнок. Как узнать зелёный цвет7
Тотчас просится ответ –
Это цвет густой травы
И на дереве листвы.
5 ребёнок. Этот маленький пилот
Водит в небе самолёт.
Он открыл давно секрет:
Голубой – небесный цвет.
6 ребёнок. Все ребята знать должны,
Синий -цвет морской волны,
И тельняшка моряка
Тоже синяя слегка.
7 ребёнок. Этот цвет почти волшебный –
В радуге стоит последний.
Где синий и красный встречаются,
Фиолетовый получается.

У. – Ребята, цвета живут в радуге, а где же живут ноты?
Д. – На нотном стане.
У. – Правильно. А сколько линеек в нотном стане?
Д. – 5
Молодцы. В радуге все цвета располагаются по порядку. Ноты на нотном стане тоже живут каждая на своём этаже. А вот какая нота на каком знаете?
Повтор расположения нот на нотоносце
У. - А сейчас, чтобы ещё лучше запомнить цвета в радуге, и расположение нот на нотном стане, давайте нарисуем домики. И поселим в них нотки.
Раздать карточки, с чёрно-белым шаблоном домика,
названием цвета и ноты
У. – Молодцы. А теперь давайте встанем так. Как располагаются цвета в радуге.
Дети встают по цветам

У. – Замечательно. А теперь так. Как располагаются ноты в звукоряде.
Дети встают в гамму
У. Умницы. Но ответьте, ребята. вокруг вас цвета всегда стоят по порядку?
Д. – Нет.
У. – Конечно нет, иначе жизнь была бы однообразной. А ноты всегда стоят по порядку?
Д. – Нет. Они могут меняться местами.
У. – Правильно. И когда ноты встают не по порядку, появляются пени. Давайте попробуем поменяться местами.
Дети меняются. Наигрываю получившуюся мелодию. Ставлю их сама.
У. – А вот эту мелодию вы узнаёте?
Д. – Да, это песня «То ли ещё будет»
У. – Давайте её исполним.
Исполнение песни
У. –Итак, что мы сегодня с вами повторили?
Д. – Цвета радуги – красный. Оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, и в каком порядке они стоят в радуге. Нотный стан, ноты – до, ре, ми, фа, соль, ля, си, их расположение на нотном стане.
У. – Наши ноты и цвета живут в одном волшебном городе. А как вы думаете, почему?
Д. – Потому что музыка и живопись дружат между собой.
У. – Правильно. И сегодня мы с вами узнаем немного больше об этой дружбе! И художники, и музыканты, создавая свои произведения, пользуются специальными приёмами. У художника – это краски разных цветов, а у музыкантов – мелодии, разные по характеру. Но так как музыка и живопись дружат между собой, то они могут помогать друг другу. Глядя на картину, мы слышим музыку, а когда слушаем музыку, в нашем воображении всплывают картины. Музыка помогает лучше понять живопись, а живопись помогает лучше понять музыку.


У. – Когда мы видим печальную картину, то какими цветами она обычно нарисована?
Д. – Тёмными. Приглушёнными
У. – А какая мелодия будет звучать подходяще к этой картине?
Д. – Печальная, тихая, медленная..
У. – А если наоборот. Взять весёлую песенкуА какие песенки мы называем весёлми?
Д. – Быстрые, светлые. Лёгкие
У. – Молодцы, правильно! Какие цвета на неё похожи?
Д. – Яркие. Светлые
У. – То есть, когда мы слышим музыку, мы можем подобрать к ней цвет?
Д. – Да.
У. – А наоборот. Когда мы видим картину, можем подобрать подходящую по характеру мелодию?
Д. – Да.
У. – Ну что же, давайте попробуем. Вы видите вот эту картину
Показ картины
У. – Какая музыка к ней подойдёт?
Показ картины
У. – А какая музыка будет соответствовать этой картине?
Д. - .
У. – С этим заданием вы справились на отлично. А теперь попробуем по другому. Сейчас вы прослушаете отрывок музыкального произведения, и поднимите цветные карточки, которые подходят к характеру этого произведения.
Прослушивание отрывков
У. - Умницы. А сейчас объединим музыку и рисование. Давайте послушаем ещё одно произведение, и попробуем нарисовать то, о чём оно нам рассказывает!
Прослушивание. Разбор. Рисование под музыку.
У. – Ну вот и заканчивается наше путешествие в волшебный город, в котором очень дружно живут ноты и краски, музыка и живопись. А в чём заключается эта дружба?
Д. – Музыка помогает лучше понять живопись, а живопись помогает лучше понять музыку.








13PAGE 15


13PAGE 14515




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 415