Использование технологии мнемотехники при обучении старшеклассников письменным высказываниям


Использование технологии мнемотехники при обучении старшеклассников письменным высказываниям
Отрохова О.А.,учитель русского языка/литературы
ГБОУ школы №315 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Память обеспечивает единство психики, начинает обслуживать не только практическую, но и умственную деятельность, и в результате этого сама интеллектуализируется. Развивать память – значит обеспечить развитие всей умственной деятельности школьника. Память как способность запечатлевать и сохранять впечатления, дарована человеку с самого рождения, но владеть ею мы учимся всю жизнь.
Люди с древних времён старались изобретать приёмы, помогающие запоминать нужную информацию, передавая их из поколения в поколения под общим названием «мнемотехника» (от греческого слова «мнемо»- память). Мнемоника, или мнемотехника, - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык? Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания.
Использование обобщений для написания сочинения- рассуждения позволяет учащемуся обобщить свой непосредственный и литературный опыт при формулировании письменного высказывания. Как установлено исследованиями психологов Л.Венгера, А.В.Запорожца, Ж.Пиаже и других, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребёнком способности к замещению и пространственному моделированию.
На протяжении последних двух лет, нами отрабатывалась педагогическая технология по использованию мнемотехники, для обучения написанию сочинения –рассуждения учащимися старших классов при подготовке к сдаче ГИА, итогового сочинения.
Данная технология имеет:
1. Теоретическую основу – базируется на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания детьми стихотворного текста, даже, что особенно важно, детьми с проблемами в развитии.
2. Формирует воображение, понимание того, что пишешь; способность сохранять в памяти поступившую информацию;
3. Развивает образное мышление, творческие способности детей, зрительную память.
4. Формирует умения действовать по опорным схемам, строить рассуждение, соблюдать взаимосвязь частей письменного высказывания.
Отличительные особенности технологии:
имеет чёткое теоретическое и экспериментальное обоснование;
приемы запоминания индивидуализированы;
широко используются образные коды, обеспечивающие быстрое запоминание;
введено понятие «формула рассуждения» и разработана точная система контроля навыка написания сочинения- рассуждения.
Цель технологии
Формирование умений учащихся старщих классов управлять данной информацией, изображать услышанное в виде схем ( плана сочинения), читать (вербализовывать) опорные схемы и использовать их при подготовке собственных письменных высказываний.
Принцип технологии- реализация коммуникативно-деятельного, личностно – ориентированного подходов в процессе обучения школьников написанию сочинения- рассуждения . 
Ведущая идея технологии: целенаправленное воспитание словесной памяти у старших школьников путём осуществления двусторонних связей между процессами запоминания и понимания посредством использования опорных схем, стимулирующих активную мыслительную деятельность, обеспечивающих глубокое понимание словесного материала, формирующих нацеленность на последующее воспроизведение, развивающих мотивацию, строящихся на смысловом способе воспроизведения в виде письменного высказывания В качестве средств используются наглядные образы в виде рисунков, схематических изображений, символов, то есть, опорные наглядные сигналы, с помощью которых учащийся может на основе долговременной памяти построить письменное высказывание по любой теме.
Режим занятий с использованием технологии-интерактивный, диалоговый, творческий, демократичный (выстраиваются партнёрские отношения между педагогом и школьником).
В основе технологии лежат следующие принципы:
1. Принцип творческого обучения и воспитания: максимальная реализация творческих возможностей ребёнка.
2. Принцип доступности: предложенный материал по уровню сложности, доступен пониманию учащегося.
3. Принцип личностной ориентации: личность каждого ребёнка является непреложной ценностью в процессе воспитания и обучения.
4. Принцип природосообразности: учёт возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей детей.
Работая, согласно программных требований над формированием умения писать сочинение- рассуждение на заданную тему, были выявлены основные затруднения учащихся: неумение рассуждать на заданную тему, использовать аргументацию своих мыслей, неумение делать выводы. Самым стойким затруднением оказалось представление всего письменного рассуждения, как единого целого.
Таким образом разработка опорной схемы построения сочинения- рассуждения, анализ и синтез схемы на основе технологии мнемотехники, позволил повысить успешность понимания структуры, целей и задач письменного сочинения- рассуждения старшеклассников и сформировать навык его правильного написания. Данная форма работы над сочинением позволила значительно сократить время научения написанию письменного высказывания в формате рассуждения и позволила высвободить время для отработки орфографической и речевой грамотности учащихся.
1.2. Анализ исследований по проблеме
right139700Согласно исследованиям ФИПИ, выполнение части 3 экзаменационной работы по русскому языку иллюстрирует различный уровень сформированности коммуникативной и языковой компетенции у групп экзаменуемых, выделенных на основе полученных результатов ЕГЭ (рисунок 7).
Рисунок 7. Результаты выполнения задания с развернутым ответом по данным ФИПИ
Как и в прежние годы, задание с развернутым ответом успешно выполнили те экзаменуемые, которые по результатам ЕГЭ относятся к группам с хорошим и отличным уровнями подготовки.
Статистика показывает, что большинство экзаменуемых (91%) умеет формулировать проблему прочитанного текста, однако судить только по первому критерию о том, как выпускники овладели пониманием проблемы в целом, нельзя.
Анализ результатов по критериям К1–К4 показал, что высокого уровня достигли около 6% экзаменуемых, среднего уровня по результатам написания сочинения достигли 63% экзаменуемых, а низкого уровня – 31% экзаменуемых. Эти результаты соответствуют данным научных исследований, посвященных формированию мировоззренческих установок и обретению личностных смыслов, определяющих отношение формирующейся личности к миру.
Анализ выполнения третьей части экзаменационной работы по критерию К10 позволил выделить наиболее типичные речевые ошибки экзаменуемых:
-употребление слова в несвойственном ему значении (употребление слова без учета его точного лексического значения);
-нарушение норм лексической сочетаемости, расширение и сужение значения слова;
-не различение (смешение) паронимов, ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность;
-немотивированное использование просторечной лексики, диалектизмов,жаргонизмов и дрПроцесс обучения написанию сочинения на литературную тему является новым направлением методики обучения русскому языку в свете ФГОС.
Базой проведения исследования послужили учащиеся 9-11 классов некоторых школ г. Санкт-Петербурга. Использовались для изучения письменные высказывания учащихся в формате сочинения – рассуждения. Всего было собрано к анализу 2180 работ. Согласно плана исследования было выявлено, что в контрольной группе учащихся наиболее сложным к письменному высказыванию является формулировка тезисов и аргументации к ним, также соблюдения объема письменного высказывания – сложный вопрос для почти половины респондентов. В тоже время почти 70% могут сформулировать вывод своего рассуждения для раскрытия проблемного вопроса. Данные можно наблюдать в таблице 1. Для сравнения была собрана экспериментальная группа из учащихся средней школы Санкт-Петербурга 9-10 класса в количестве 74 человек. Результаты мониторинга можно также увидеть в таблице 1. Для этой группы проводились специальные мероприятия по научению и отработке навыка письменного высказывания в сочинении- рассуждении на основе опорной схемы и технологии мнемотехники. Применение данной технологии позволило повысить объем сочинений до необходимого формата, улучшить понимание учащимися структуры сочинения и умения формулировать мысли по основным его частям, согласно заданных критериев. Данные также указаны в таблице 1. Было отмечено также, что в своих высказываниях учащиеся стали более активны в выборе аргументации: использовались не только программные произведения, но и литература художественная, научно-популярная, данные культурологических источников и тд.
объемтезисыаргументациявыводыпроблемный вопрос
Контрольная группа 57,9% 66,9% 36,2% 69,7% 76%
Экспериментальная группа НАЧАЛО 70% 37,8% 56,7% 41,8% 78,3%
Экспериментальная группа КОНЕЦ 100% 95,9% 97,2% 100% 100%
Таким образом, в ходе экспериментальной работы нами было выявлено несомненная успешность применения технологии мнемотехники при написании сочинения- рассуждения. Результативность учащихся в применении на практике полученных знаний позволила достичь 100% в соблюдении объема, построении вывода и раскрытии проблемного вопроса, а также 95-97% правильного построения тезисов и аргументов в тексте.