Система обучения письменным работам на уроках литературы в 5 классе.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ















Итоговая практико-значимая работа.
Система обучения письменным работам на уроках литературы в 5 классе.





Работа выполнена слушателем
Шариповой Наталией Николаевной,
учителем русского языка и литературы
МОУ «Гимназия №7»
г. Подольска, Московской области.
Руководитель курса: Хренова О.М.













Г. Подольск
Содержание работы:
Письменная работа как вид деятельности на уроке литературы.
Виды письменных работ в 5 классе по программе Б.А.Ланина:
Обучение конспектированию.
Создание оригинального произведения на основе анализа образца.
Обучение сочинению, требующее универсальных учебных действий
Описание иллюстраций и репродукций.
Составление рассказа о литературном герое.
Обучение составлению плана.
Обучение составлению сравнительной характеристики героев.
Составление отзыва о прочитанном произведении.
Предположения о дальнейшей судьбе героя.
Интерпретация стихотворения.

3. Вывод. Работы учащихся.





























Письменная работа как вид деятельности на уроке литературы.
В зависимости от целей письменные работы могут быть:
Обучающие
Тренировочные
Закрепляющие
Повторительные
Развивающие
Творческие
Контрольные
Смысл обучающих письменных работ заключается в самостоятельном выполнении учащимися данных учителем заданий в ходе объяснения нового материала. Цель: развитие интереса к изучаемому материалу, привлечение внимания каждого ученика к тому, что объясняет преподаватель. Здесь сразу выясняется непонятное, выявляются сложные моменты, дают себя знать проблемы в знаниях, которые мешают прочно усвоить изучаемый материал.

Тренировочные письменные работы состоят из однотипных заданий, содержащих существенные признаки и их свойства данного определения, правила. Конечно, такая работа мало способствует умственному развитию учащихся, но необходима для выработки основных умений и навыков и тем самым создает базу для дальнейшего изучения дисциплины.

К закрепляющим можно отнести самостоятельные работы, которые способствуют развитию логического мышления и требуют комбинированного применения различных правил и теории. Они показывают насколько прочно, осмысленно усвоен учебный материал. По результатам проверки заданий данного вида учитель определяет, нужно ли еще заниматься данной темой.

Очень важны так называемые повторительные работы. Перед изучением новой темы преподаватель должен знать, подготовлены ли учащиеся, есть ли у них необходимые знания, какие пробелы смогут затруднить изучение нового материала.

Письменными работами развивающего характера могут быть домашние задания по составлению докладов на определенные темы, подготовка к олимпиадам, сочинение предметных игр, спектаклей, викторин.
На занятиях - это самостоятельные работы, требующие умения решать исследовательские задачи.

Большой интерес у учащихся вызывают творческие письменные работы, которые предполагают высокий уровень самостоятельности.

Контрольные работы являются необходимым условием достижения планируемых результатов обучения.

2. Виды письменных работ в 5 классе по программе Б.А.Ланина
Обучение конспектированию (Выписать из учебника наиболее важные признаки пословицы; записать в таблицу признаки, отличающие пословицу от поговорки; дополнить схему способами построения загадок).

Создание оригинального произведения на основе анализа образца. Сочинить загадку по:
- перечислению признаков и действий,
- использованию отрицательных сравнений,
- использованию перечисления признаков,
- использованию перечисления действий;
- сочинить сказку по схеме, используя заданные элементы сказки;
-сочинить басню, не забывая о ее аллегорической форме.

Схема волшебной сказки:

Элементы сказки
Русская сказка
Моя сказка

Зачин
«В некотором царстве, в некотором государстве», «Жили-были»


Герои
Царь и три сына; Иван-царевич; Василиса Прекрасная


Описание героев
«Добрый молодец», «Красавица – ни в сказке сказать, ни пером описать», «Красна девица», «Белы рученьки»


Событие
Получено задание – достать волшебную вещь; запретили открывать дверь, шкатулочку, трогать вещи; нападение врага; похищение.


Устойчивые фразы
«Погоревал, погоревал», «Делать нечего», «Долго ли коротко ли»


Чудесные помощники
Старичок, звери, Баба-Яга


Враги
Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Змей Горыныч, Чудище.


Волшебные предметы
Клубочек, Живая и Мертвая вода, шапка-невидимка


Троекратные повторы событий
Три встречи, три загадки, три испытания


Самый напряженный момент сказки
Сражение, выполнение испытаний, разгадывание загадок


Награждение героя
Возвращение невесты, нахождение нужного предмета, собственное спасение


Концовка
«И стали они жить-поживать – добра наживать»; «И жили они долго и счастливо».


Пользуясь данной схемой, ребята составляют собственную сказку.

Обучение сочинению, требующее универсальных учебных действий.

Описание иллюстраций к сказкам и репродукций по примерному плану:
- Какой фрагмент сказки изображен на иллюстрации?
- Какие чувства вызывает у тебя картина? Обрати внимание на лица героев, на цветовую палитру.
- Кому из героев художник уделяет наибольшее внимание? Что ты можешь сказать о характере героя?
- Что служит фоном картины? Где происходит действие? Есть ли на картине другие персонажи?
- Чем тебе понравилась эта иллюстрация?

Составление рассказа о литературном герое. (Герое басни И.А. Крылова, поэмы «Руслан и Людмила» и других с использованием примерного плана).
Выбери героя любой басни И.А. Крылова и охарактеризуй его по примерному плану:
- О герое какой басни ты рассказываешь?
- Что тебе известно о внешности героя?
- Какие поступки совершает герой в басне? Как они характеризуют героя?
- На какие особенности речи героя обращает внимание автор? О чем и с кем разговаривает герой?
- Как относится автор к герою: сочувствует ли ему или смеется над ним? А может быть осуждает?
- Какие человеческие недостатки аллегорически изображаются в бане?

Обучение составлению тезисного и вопросного плана на примере сказки А.П.Платонова «Солдат и царица», цитатного плана – на примере «Истории крепостного мальчика» С.П. Алексеева.
Составь цитатный план любой главы, пользуясь образцом, предложенным в подсказке. Подсказка:
Чтобы рассказать о событии, которому посвящена глава, можно составить не только тезисный и вопросный, но и цитатный план. Перечитай выбранную главу, выбери ключевые цитаты, которые помогут тебе подробно рассказать о каком-либо событии в жизни героя. Например, возьмем Клаву «Как скрипел снег», в которой рассказывается о соре Митьки и Даши. Цитатный план может выглядеть так:
А) «Поднялся Митька, когда уже снег выпал».
Б) Нравилась Митьке эта зима И бродят, ходят они по городскому парку, как тогда, в первый раз, осенью».
В) «Надумали с гор кататься».
Г) «Митьке было радостно, и снег весело скрипел под ногами»
Д) «И снег уже скрипелзло и скрипуче»
Обрати внимание, что не обязательно цитировать фразу целиком. Можно сокращать высказывания. В таком случае на месте пропусков ставь многоточие, которое укажет на то, что перед нами часть цитаты или что-то пропущено. Цитатный план выгоден тем, чтопозволяет использовать слова автора, приблизиться при пересказе к его стилю, манере рассказывания.

Обучение составлению сравнительной характеристики героев на примере сказки В.Г.Губарева «Королевство кривых зеркал» ( С использованием авторской характеристики Оли и Яло) и Марка Твена «Приключения Тома Сойера» (Сравнение Тома и Гека). Пользуясь авторской характеристикой, учащиеся заполняют таблицу. Затем делают вывод об образах героев, указывают на их положительные и отрицательные качества. Наблюдают, меняется ли образ героя за время повествования.

Составление отзыва о прочитанном произведении по предложенному плану, с целью заинтересовать будущего читателя в прочтении книги.
Напиши отзыв о сказочной повести «Королевство кривых зеркал», воспользуйся примерным планом.
- Сказочная повесть понравилась мне (привлекла мое внимание, заинтересовала) прежде всего (вспомни, что больше всего понравилось: сюжет, герои, игра в перевертыши, придуманная автором).
- В этой повести рассказывается о том (кратко передай сюжет, но сделай это так, чтобы не раскрывать всех авторских секретов, иначе произведение будет неинтересно читать).
- Больше всего мне понравились такие герои, как, потому что
- Мой любимый эпизод в повести - , так как
- Мне кажется, эта сказка учит
- Советую прочитать эту сказочную повесть тем людям, которые любят читать книги о (приключениях, дружбе, волшебных превращениях, сказочных странах)

Записать свои предположения о дальнейшей судьбе героя. («История крепостного мальчика» С.П. Алексеева – дальнейшая судьба Мити Мышкина).
Подсказка:
-Помни о том, что характер Митьки не должен меняться, этот герой не может совершить бесчестный поступок или струсить – не таким задумал его автор.
- Если ты вводишь новых героев, не забудь их описать - так, чтобы не только внешний облик, но и характер героя были понятны.
- Может быть, ты захочешь, чтобы Митька встретился с историческими героями - это же историческая повесть! Будь внимателен: не перепутай эпохи!
- Не забывай об устаревших словах и изобразительно-выразительных средствах.
- Возможно, ты опишешь старую Москву или свой родной город, в котором мог бы побывать Митька. Используй в этой работе знания о соем крае.

Интерпретация стихотворения по предложенному плану. (Любое понравившееся стихотворение из учебника).
Выбери любое стихотворение, которое тебе больше всего понравилось, и предложи свою интерпретацию, используя предложенный план:
А) Какое настроение вызывает у тебя это стихотворение?
Б) Какие картины рисуются в стихотворении?
В) Какие изобразительно-выразительные средства использует автор для создания картин и отражения настроения героя?
Г) Какова тема стихотворения (О чем оно)?
Д) Как ты думаешь, что хотел автор сказать своим читателям?
Подсказка:
Интерпретация – это истолкование, твое личное восприятие и понимание поэтического текста.
При выполнении задания можешь использовать такие фразы:
- Стихотворение (автор, название) создает у менянастроение (вызывает у меня чувство), восхищает меня, нравится мне
- В стихотворении рисуются картины (зимнего леса, осенней аллеи) с помощью таких художественных средств, как
- Настроение героя (печальное, торжественное, радостное). Оно создается с помощью
- Тема стихотворения – (зимняя природа). Это стихотворение посвящено (описанию зимнего леса). В стихотворении говорится о (зимнем лесе)
- Идея стихотворения - Автор хотел рассказать читателям о (красоте природы, ее тайной жизни).

Вывод. Данная система обучения в 5 классе помогает учащимся овладеть основными навыками создания письменных работ, учит анализировать, сопоставлять, сравнивать. Развивает интерес к глубокому анализу произведения, а значит к правильному его пониманию. Ребята с удовольствием выполняют письменные работы, опираясь на предлагаемые подсказки.
15