Методическая разработка урока математики Сложение целых чисел с переходом через разряд для учащихся 5 класса с нарушениями интеллекта


Методическая разработка урока математики «Сложение целых чисел с переходом через разряд» для учащихся 5 класса
с нарушениями интеллекта
Цель: закрепление письменного сложения целых чисел и применение полученных знаний и умений к решению примеров на порядок действий и задач.
Задачи.
Образовательные:
-повторить компоненты действия сложения их взаимосвязь, законы сложения, виды геометрических фигур, разностное сравнение чисел;
- отработать умения работы над задачей: выделение ключевых компонентов условия задачи, постановка вопросов основного и промежуточных;
-закрепить умения применять полученные знания при решении задач практического характера.
Коррекционные:
-развивать память, логическое и абстрактное мышление;
-корригировать навыки связной «математической» речи при комментариях вычислительных действий;
-формировать умения доказательства своих суждений.
Воспитательные.
-прививать любовь к предмету математика;
-воспитывать дружеское отношение к ответам своих товарищей;
-развивать чувства взаимопомощи в коллективных формах работы.

Оборудование: индивидуальные карточки, таблицы разрядов, компонентов действий, памятки «вопрос-действие», картина И.И. Шишкина «Корабельная роща», макет сказочного персонажа лесовика, интерактивное оборудование.

Ход урока
Организационный момент.
Доброе утро, ребята! Педагог обращает внимание ребят на тему урока, записанную на доске. Что такое? Наша тема зашифрована. Как нам ее расшифровать? Вспомните, над какой темой урока мы работали на протяжении нескольких уроков.
На экране интерактивной доски (или записано на школьной доске) дана тема урока, в словах которой использовались анаграммы. Ключевые понятия темы урока выделены красным цветом. Ребятам объясняется, что выделенные понятия будут играть главную роль на уроке.
Сжелоние цылех селич с переходом через раздяр (Сложение целых чисел с переходом через разряд)
Сообщение цели урока.
Работать на уроке будем под девизом «Ум и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи»! Ребята записывают в тетрадях дату и тему урока.
Сегодня у нас не обычный урок, а какой, сейчас узнаем.
Проверка домашнего задания.
На доске записаны ответы к выполненным дома примерам.
540,710, 621, 311,345,620
Актуализация знаний учащихся.
Расположите числа ответов к домашним примерам в порядке возрастания и узнаете, какой у нас сегодня урок.
с к а з к а
311, 345,540, 710, 620,621 Данное задание учащиеся выполняют устно.
Вывод: итак, сегодня у нас урок-сказка!
Но, чтобы в нее попасть, мы должны преодолеть одно препятствие.
Беседа по вопросам.
1.Как называются числа при сложении?
2.Какой закон сложения вы знаете?
3.Для чего он необходим?
4. Что мы должны учитывать при письменном сложении целых чисел?
Вот и препятствие. Исправь допущенные ошибки.

365 85 428 246
+9 +135 +246 +428
Закрепление темы «Сложение целых чисел с переходом через разряд»

Внимание! Сказка начинается. Жил- был лесовичок! И был у него домик, который имел бодрый вид и всегда всем весело улыбался. Педагог прикрепляет к доске макет сказочного персонажа лесовичка. На интерактивной доске появляется рисунок домика лесовичка.


Какую форму имеет домик? Из каких геометрических фигур он состоит? Но вот однажды налетел ураган и вид домика сильно изменился. На интерактивной доске появляется рисунок домика лесовичка.

Чем отличаются эти два домика? Что может случиться с домиком, если его не исправить? Как же исправить домик?- думал лесовичок. Ребята, давайте ему поможем. С чего начинают строить дом ? ( с фундамента) Чтобы домик был прочным, должны быть прочны наши знания. Лесовичок пригласил к себе строителей, и они стали подсчитывать, сколько им необходимо материала. Давайте и мы подсчитаем.
1.Математический диктант.
Составьте и решите примеры.
Первое слагаемое 342, второе слагаемое 639. Найдите сумму.
Найдите сумму чисел 293 и 315.
Увеличьте число 260 на 450.
Ответы к заданиям проецируются на доске 981, 608, 710.
Ребята со сниженным уровнем знаний выполняют работу по индивидуальным карточкам. После выполнения первого вида работы педагог вывешивает (или проектирует на интерактивную доску) модель (коробку) нового домика.
Вывод: домик построен, но в любом домике должны быть окна, двери и крыша, давайте достроим наш дом.
Чтобы делать расчеты строителям необходимо хорошо знать математику, а также все арифметические действия. Поможем лесовичку вспомнить их.
2.Самостоятельная работа.
Программируемое задание. Найди значение числовых выражений и подбери правильный ответ.
Задание Ответы
(42+348)-270 792
452+126+214 120
178+4х3 526 (5)
56:8+518 190
В одном примере в одном разряде в ответе допущена ошибка, найдите и устраните ее. При проверке соедините стрелками ответ и пример.
Ребята со сниженным уровнем знаний выполняют работу по индивидуальным карточкам.
Домик наш достроен.
Вывод: подводится итог второго вида работы.
Но, что это ? Лес. Да, действительно замечательный лес, который запечатлел на своей картине И.И. Шишкин «Корабельная роща». Педагог вывешивает репродукцию картины (или проецирует данную картину на интерактивную доску). Звучит тихая музыка, слышно пение птиц, журчание ручейка, звон грозы(музыкальная композиция).
Здравствуй лес, дремучий, лес
Полный сказок и чудес!
Все открой не утаи
Ты же видишь, мы свои!

Физкультурная пауза.
Звучит музыка. Ребята, давайте погуляем по лесу. Какое время года изображено на картине? Какое настроение у вас вызывает данная картина? Звучит шум ветра, бегущего ручья.
Осторожно ветер из-за дома вышел
Постучал в окошко, пробежал по крыше
Покачал тихонько ветками черемух
Пожурил за что-то воробьев знакомых,
И расправил гордо молодые крылья
Полетел куда-то вперепрыжку с пылью.
Но у лесовичка есть друзья. Кто же они?
3.Ребята выполняют решение задачи стр.95, №341, учебник Математика 5 класс, под редакцией М.Н. Перова.
Так, кто же друзья у лесовичка? (ребята)
4. Лесовичок устал, включил телевизор, а там он увидел сообщение.
Педагог проецирует модель телевизора на интерактивную доску.

Ребятам предлагается составить по данным задачу.
Например.
Учащиеся 5 класса посадили …
Далее идет работа над задачей.
Сформулируйте вопрос к задаче, чтобы задача решалась в одно действие. Какое это действие?
Педагог проецирует на интерактивную доску схему решения задачи в соответствии с поставленным вопросом.
1) □ - □=□
Сформулируйте вопрос к задаче, чтобы задача решалась в два действия. Какие это действия?
Педагог проецирует на интерактивную доску схему решения задачи в соответствии с поставленным вопросом.
1) □ - □=□
2) □ + □=□
Сформулируйте вопрос к задаче, чтобы задача решалась в два действия. Какие это действия?
Педагог проецирует на интерактивную доску схему решения задачи в соответствии с поставленным вопросом.
1) □ - □=□
2) □ - □=□
Педагогом выставляются дополнительные условия к данной задаче. Необходимо осуществить корректировку условия задачи, чтобы задача решалась по следующим схемам. Таблица-схема проецируется на интерактивную доску. Учащиеся пользуются памятками «вопрос-ответ».
1) □ + □=□
2. 1) □ + □=□
2) □ + □=□
3. 1) □ + □=□
2) □ - □=□
Работа над задачей и ее решение осуществляется учащимися устно. Запись одного из способов решения данной задачи осуществляется на следующем уроке или при наличии свободного времени на уроке.
Домашнее задание.
Страница 96, №348, учебник Математика 5 класс, под редакцией М.Н. Перова.
Итог урока. Выставление оценок учащимся.
Какое настроение вызвал у вас сегодняшний урок? Учащиеся высказывают свое мнение и пожелания.