Урок русского языка в 7 классе по теме Дефис между частями слова в наречиях

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ –
ЕЛГОЗИНСКАЯ ОСНОВНАЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА МОО – ЕЛГОЗИНСКАЯ ООШ








Конспект открытого урока русского языка в 7 классе по теме: «Дефис между частями слова в наречиях»

Подготовила и провела:
учитель русского языка и литературы
Есичева Юлия Михайловна


















д. Елгозино, 2017 г.

(слайд1 – тема урока)
Цель:
закрепление знаний учащихся о правописании дефиса в наречиях;
развитие умения обосновывать постановку дефиса между частями слова в наречиях и других частях речи; развитие орфографической зоркости; формирование потребности в здоровом образе жизни, духовном и нравственном совершенствовании;
воспитание стремления к здоровому образу жизни. (слайд2)
Тип урока: урок закрепления изученного материала.
Формы и методы: метод беседы, практический метод; лингвистическая разминка, словарная работа, работа с текстом, комментированное письмо, распределительный диктант.
Оборудование: мультимедийных проектор, мультимедийная презентация, экран.

Ход урока

Организационный момент.

Учитель:
Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем. (слайд 3)

Учитель: Открываем тетради, записываем число, классная работа
Лингвистическая разминка.
Сделать синтаксический разбор предложения, определить значение наречий (1 ученик выполняет задание у доски).
Солнце уже зашло, но жара по-прежнему не спадала.
(Уже - значение времени; по-прежнему - значение образа действия)
Проверка домашнего задания.
- В чем отличие написания приставок в наречиях от написания приставок в других частях речи? (Приставки обычно пишутся слитно.)
- Всегда ли приставки в наречиях пишутся через дефис? (Нет, не всегда.)
От каких частей речи образуются наречия с приставкой в-(во-), которая пишется через дефис? (От числительных: «во-первых»)
- Как пишутся неопределенные наречия? (Как и неопределенные местоимения, через дефис: кое-где, куда-либо, откуда-то, почему-нибудь.)
Какие еще наречия пишутся через дефис? (Сложные наречия, образованные с помощью однокоренных слов или повторением слов: волей-неволей, чуть-чуть.)
Упражнение 252: устные ответы на вопросы.
Словарная работа.
Записать слова, помещенные в рамке на с. 117, в словарики; ответить на вопрос: «В текстах каких стилей могут быть использованы такие слова?»
Давным-давно, волей-неволей, видимо-невидимо, мало-помалу, точь-в-точь, бок о бок.
(Эти слова встречаются в сказках, в текстах художественного стиля, часто употребляются в разговорной речи, могут быть использованы в текстах публицистического стиля.)
Работа по теме урока.
Работа с текстом сказки.  (слайд 4)

Давным-давно жил человек-пустоцвет. Любил этот человек петь, веселиться, не мог он долго задерживаться на одном месте – всё время перебегал с зелёной нивы на цветущий луг, с цветущего луга – в тенистую рощу. И вот как-то родился у него сын. Повесил человек-пустоцвет колыбельку на дубовую ветку и сидит, тихо поёт. А сын его не по дням, а по часам растёт. Выпрыгнул из колыбельки, подошёл к отцу и говорит неожиданно:
 - Отец, покажи мне, что ты сделал собственными руками?
Удивился отец таким мудрым речам сына, по-дружески улыбнулся. Подумал, что же сказать сыну?  Ждёт сын, а отец молчит, и петь перестал.
Смотрит сын на высокий дуб и спрашивает:
 - Может быть, это ты посадил дуб?
Склонил голову отец, по-прежнему молчит.
Повёл сын отца в поле, смотрит на полный колос пшеницы и снова спрашивает:
 - Может быть, это ты вырастил колос?
Ещё ниже склонил голову отец, молчит.
Пришли сын с отцом к глубокому пруду, смотрит сын на синее небо, отразившееся в воде, и говорит:
 - Отец, скажи мудрое слово!
А человек-пустоцвет, по-видимому, не только руками ничего не может делать, но и слова мудрого сказать не умеет. Ещё ниже склонил голову и молчит
Так и превратился он в траву-пустоцвет. Цветет она с весны до осени, а ни плодов, ни семени не даёт.
 
- Как можно озаглавить текст? («Отец и сын»; «Человек-пустоцвет» и др.)

- О чём этот текст? Какова главная мысль? Человек должен прожить жизнь так, чтобы после себя оставить добрый след на земле, чтобы не было стыдно перед сыном, перед людьми за бесплодно прожитую жизнь).

- Чему учит сказка? (Человек должен не тлеть, а гореть, творить добрые дела.
 
- Выпишите из текста наречия на изученную орфограмму, объясните написание.

(Давным-давно, по-дружески, по-прежнему, по-видимому).

- Объясните орфограмму в словах неожиданно, ещё.

Физкультминутка. (слайд 5)
 
Мы на плечи руки ставим,
Начинаем их вращать.
Так осанку мы исправим.
Раз-два-три-четыре-пять.
 
Руки ставим перед грудью,
В стороны разводим.
Мы зарядку делать будем
При любой погоде.
 
Руку правую поднимем,
А другую вниз опустим.
Мы меняем их местами,
Плавно двигаем руками.
 
А теперь мы приседаем,
Приседания считаем,
А когда закончим счет,
Захотим присесть ещё.
 
А теперь давайте вместе
Пошагаем мы на месте.
А потом за парты сядем,
Ждут нас ручки и тетради.

- Назовите наречия, которые встретились в тексте физкультминутки. (Так, теперь, плавно, вместе, потом, ещё, вниз).
Работа с учебником. Упражнение 253: комментированное письмо.
Распределительный диктант. (слайд 6)
Распределите слова в два столбика: с дефисом/без дефиса:
(По)прежнему напрвлению, (по)зимнему пути, воспринимать (по)своему, выполнить точь(в)точь, откуда(то) (с)права, исчезнуть (по)немногу, (по)осеннему хмурые дни, жить бок(о)бок, (кое)где, откуда(то), (в)пятых, (еле)еле, двным(двно), говорил (по) английски, светло(серое) небо, (н)когда, (в)д..сятых числах декабря, крепко(накрепко) запомни.
Подведение итогов.

Какую орфограмму мы закрепили сегодня на уроке? (Дефис в наречиях)
Когда наречия мы пишем через дефис? (Ребята называют условия дефисного написания наречий)
Учитель: Проверка заданий показала, что некоторые из вас ещё допускают ошибки в написании наречий. Я думаю, что каждый из вас увидел, над чем надо работать, что повторить.
Оценки за урок.

VIII. Домашнее задание: повторить теоретический материал § 42; выписать из художественных произведений пять предложений с наречиями, которые пишутся через дефис. (слайд 7)

Учитель: Ребята! Закончился наш урок. Большое спасибо за сотрудничество. (слайд 8).
15