Технологическая карта урока по русскому языку на тему Дефис между частями слова в наречиях


Предмет: русский язык. Класс: 7 класс «А»
Учитель Шумейко Наталья Ивановна
Тип урока: открытие новых знаний
Тема. Дефис между частями слова в наречиях
Цель. Формирование умений определять условия постановки дефиса между частями слова в наречиях.
Задачи :1. Создать условия для развития положительной мотивации к учению, стимулировать раскрытие творческих возможностей учащихся.
2. Организовать деятельность учащихся по ознакомлению и первичному закреплению знаний по теме.
3. Развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе актуализации знаний по данной теме
4. Воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи.  
Формируемые УУД.
Личностные: развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка; адекватно использовать  речь для планирования и регуляции своей деятельности; определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты ; уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.  
Регулятивные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и по родовидовым признакам установления аналогий и причинно-следственных связей, построения, рассуждений, отнесения к известным понятиям.  
Познавательные: осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно).  
Коммуникативные: уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; уметь работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать; определять цели и функции участников, способствовать продуктивной кооперации.     Основные понятия   Ресурсы основные и дополнительные :  учебник, раздаточный материал, презентация для учащихся, задание ЦОР, электронная физкультминутка
Методы и формы обучения. Проблемный метод, деятельностно-практический; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование. Компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал.
Технологическая карта.
Этапы урока Целеполагание этапа Деятельность учителя Деятельность обучающихсяУДД
1.Организационнй момент.
Мотивация учебной
деятельности. 1.Включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.
Приветствие учителя. Создание условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.
-Добрый день, ребята.
- Поприветствуем друг друга по плечу и по глазам. Постарайтесь передать своему соседу по парте всё доброе, что понадобилось бы ему на уроке Приветствие УДД: личностные, коммуникативные. Создать доброжелательную атмосферу, ситуацию успеха; мотивировать
2. Актуализация знаний.
-Повторение, обобщение изученного.
Воспроизведение изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Создание проблемной ситуации. Наш язык и скромен и богат,
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово «высоко» произнеси –
И представишь сразу неба синь.
Вспомните наречие «светло» –
И увидишь: солнышко взошло.
Если скажешь ты «темно»,
Сразу вечер поглядит в окно,
Если скажешь «ароматно» ты.
Сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну, а если скажешь ты «красиво»,
Пред тобою – сразу вся Россия!
Иногда бывает вам желательно
Действие иль признак пояснить.
Это значит: нужно обязательно
Вам наречие на помощь пригласить.
Разминка.
- Выполните тест на повторение материала о наречии. Чтобы принять правильное решение, используйте свои знания и опыт анализа наречий. (Тест дан на листочках)
Вопрос 1. Наречие - часть речи, которая : 1. Изменяется по числам?
2. В предложении является обстоятельством?
Вопрос 2. Наречия присоединяются :К глаголу?
К местоимению?
Вопрос 3. Наречие в предложении чаще всего бывает:
1. Обстоятельством?
2. Определением?
Вопрос 4. Наречием является слово:
Вчера?
Недоумевая?
Вопрос 5. Наречие может отвечать на вопрос:
Который?
Когда?
- Вспомните, пожалуйста, на какие смысловые группы делятся наречия?
Для выполнения следующего задания разделитесь на группы.
В группах ребята приветствуют друг друга. Старший докладывает о готовности группы для выполнения задания.
- Вам предложен текст, в котором нарушена логическая связь. Исправьте ошибки. Найдите наречия, подчеркните их. Определите смысловую группу, к которой относится то или иное наречие. Ответьте на вопросы к тексту.
1)Поэтому, когда наступала весна, король устраивал пышный народный праздник, к которому все готовились ещё с осени. Все любили старого короля за ум и редкую доброту. Всем хотелось научиться у него заботам о людях…
 2)Далеко на севере, среди студёного моря,  на одиноком острове раскинулось королевство, погружённое чуть не круглый год в холодные сумерки и туманы. Зима была здесь длинная, а лето короткое. Мало тут было зелени  и цветов, но люди, жившие в королевстве, любили свою родину, своё суровое море.
3)Он говорил, что настоящее счастье только и есть в милосердии, и, что если мы будем жестоки, нам самим изменит наше счастье.
1.За что в королевстве любили короля?
2.В чём, по его мнению, настоящее счастье?
3. кому может изменить счастье?
( Первоначальный вариант текста)Далеко на севере, среди студёного моря,  на одиноком острове раскинулось королевство, погружённое чуть не круглый год в холодные сумерки и туманы. Зима была здесь длинная, а лето короткое. Мало тут было зелени  и цветов, но люди, жившие в королевстве, любили свою родину, своё суровое море. Поэтому, когда наступала весна, король устраивал пышный народный праздник, к которому все готовились ещё с осени. Все любили старого короля за ум и редкую доброту. Всем хотелось научиться у него заботам о людях… Он говорил, что настоящее счастье только и есть в милосердии, и, что если мы будем жестоки, нам самим изменит наше счастье. (отрывок из сказки Н.Д. Телешова «Белая цапля»)
Проверка домашнего задания
- Назовите тему предыдущего урока.
-Расскажите правило о правописании о и е на конце наречий после шипящих.
- Выполните задание по вариантам Обменяйтесь тетрадями для проверки Обдумывают ответы на вопросы. Исправляют логические ошибки в тексте, находят наречия и определяют к какой смысловой группе они относятся. Работают в парах, группах УДД: познавательные, коммуникативные Осознавать познавательную задачу, решать её
3.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта
4.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
5. Включение в систему знаний и повторение и закрепление изученного материала
6. Рефлексия деятельности (итог урока). Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся Новый материал.
Работа по учебнику (стр.113-114)
-Путём исследования необходимо прийти к выводу, какие наречия пишутся через дефис
- Выполните упражнение. Объясните правописание наречий
Физкультминутка
Когда_то давным_давно в одном городе потеряли улыбку. Никто не знал, откуда взялась эта странная болезнь. Местные медики ежедневно изучали причины её возникновения.
– По_моему, это что-то желудочное, – говорил доктор Касторка.
– А, по_моему, это простудное заболевание, – возражал доктор Стрептоцид.
Никак не могли прийти к единому решению.
А люди сначала стали грубо разговаривать друг с другом. Мало_помалу совсем перестали общаться.
В это самое время нежданно-негаданно в город пришел Лесоруб. По пути в город он увидел человека, который тонул в реке, никак не мог выбраться на берег. Никто не помог ему – никто не хотел беспокоиться по_пустому.
– Тонешь? – спросил Лесоруб, собираясь помочь.
– Не твоё дело, – буркнул тот и ушел под воду.
Лесоруб бросился в реку, вытащил человека на берег.
– Что ты сопротивляешься, я же тебя спасти хотел?
– Откуда же я знал, что ты хочешь меня спасти. У нас это не принято.
Они по_братски обнялись, по_дружески попрощались.
Лесоруб пошел дальше. Вскоре весь город говорил о нем. Говорили, что он во все вмешивается, до всего ему есть дело.
Сначала отнеслись к этому с улыбкой (это была первая улыбка за долгое время), потом захотели подружиться с веселым Лесорубом. Правда, кое где ещё встречались люди, которые не хотели жить по новому, но Лесорубу удалось убедить и их, что надо поступать по иному.
В одно прекрасное утро профессор Пенициллин выглянул в окно, и слово “чепуха” застряло у него в горле – он увидел улыбающиеся лица.
По плану больницы борьба с эпидемией была рассчитана на год, и профессор собирался вести работу по прежнему. Он хотел было сказать: “Не мое дело”, но вошедший Лесоруб перебил его.
– Молчите, профессор. Не произносите эту фразу, ведь она и есть причина заболевания.
Так кончилась эпидемия. На улицах стало по весеннему празднично.
А Лесоруб пошел дальше. Во первых, он выполнил свое дело: люди перестали вести себя по глупому. Во вторых, где нибудь ещё может быть нужна его помощь.
По мотивам сказки Ф.Д.Кривина
-Какую тему мы изучали на уроке?
-Какие наречия пишутся через дефис?
Выставление оценок. Домашнее задание
«Букет настроения»
Предложить учащимся расположить цветы на ватмане ( красный – есть проблема, нужна помощь; желтый – не все понятно; зеленый – все хорошо).
Фронтальная, индивидуальная работа. Изучают новый материал, отвечают на вопросы, выполняют упражнения
Исследование материала учебника
Письменная работа с объяснением
Самопроверка УДД: личностные, коммуникативные, регулятивные.
Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать, имеющиеся; уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и по родовидовым признакам установления аналогий и причинно-следственных связей, построения, рассуждений, отнесения к известным понятиям  
УДД: познавательные, регулятивные.
Научить опираться на известное, развить умения применять приобретённые знания,
научить способам взаимодействия, сотрудничества, самостоятельной работе.
УДД: личностные, коммуникативные, регулятивные.
Уметь последовательно выполнять действия, оценивать достигнутые результаты ; уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию.