Петр Ильич Чайковский «Детский альбом»

ГБОУ Гимназия № 271 Красносельского района Санкт-Петербурга
им. П.И.Федулова






Петр Ильич Чайковский
«Детский альбом»










Педагог дополнительного образования
Колк Ольга Николаевна




Санкт-Петербург
2016


Цель занятия:
познакомить с пьесами «Детского альбома» в фортепианном и оркестровом исполнении.
Задачи: развивать навыки активного слушателя, умеющего слушать и услышать;
вызвать интерес к музыке «Детского альбома»;
вызвать желание исполнять эту музыку;
развивать умение говорить правильно.
Применяемые технологии: сотрудничества,
работа в группах

Слайд № 1
Ребята! Все то, о чем я буду вам рассказывать, произошло в маленьком далеком уральском городке Воткинске173 года назад. Была весна, 25 апреля 1840 года.
В семье горного инженера Ильи Чайковского родился мальчик. Его назвали Петром. Никто тогда и не подозревал, что мальчик этот будет знаменитым композитором, Петром Ильичом Чайковским, который прославит российскую музыку на весь мир. А город, в котором он родился, будет называться Чайковский.
Слайд № 2
Давайте рассмотрим этот портрет. Мы видим доброе лицо человека, его внимательный взгляд.
Это П.И.Чайковский. Сегодня мы будем знакомиться с музыкой этого композитора и Чайковский написал много разной музыки, это серьезные произведения: оперы, балеты, симфонии.
Слайд № 3
Перед вами зал одного из красивейших театров мира. Это зал Большого театра в Москве. Постарайтесь попасть на спектакль в Большом театре, вам очень понравится! Зал полон, публика сидит на местах. В глубине зала расположена богато украшенная ложа, это места царской семьи. Идет спектакль.
Слайд № 4
Мы видим сцену из балета «Лебединое озеро». Это сказка, где добро победило зло. Балет – спектакль, в котором не говорят, не поют, а танцуют. Все мысли и чувства выражены в танце. Слово балет пришло к нам из Франции. Балет«Лебединое озеро» идет на сценах всех театров мира.
Но вернемся к рассказу о Чайковском.
Для того, чтобы дать ребенку хорошее образование, Петра в детском возрасте отправили в Петербург (в нашем городе есть улица, которая носит имя композитора). Закончив обучение в училище правоведения, по обычаю того времени, Петр отправился в путешествие по Европе. Он побывал в Италии, Германии, Франции. Ему была очень интересна музыка этих стран и народов их населявших.
Педагог: предлагаю послушать «Немецкую песенку» в исполнении Островской Людмилы.
Вопросы: в каком ладу написана эта пьеса, какое у нее настроение?
Как спеть песенку, слов которой мы не знаем?
Ответы детей: она веселая, мажорная;
мелодия плавная, ее можно напевать даже без слов;
можно напевать и еще танцевать.
Путешествуя по Франции, Чайковский увидел много старинных замков, узнал старинные песни и записал мелодию одной из них. Звучит «Старинная французская песенка» в исполнении Усачевой Алины.
Слайд № 5
Перед нами группа людей в старинных костюмах. Кто – то прогуливается, женщина укачивает малыша. На переднем плане музыкант, он наигрывает, вероятно, на гитаре, что – то спокойное и негромкое.
Вопросы: как бы вы описали эту картину? О чем поет молодая дама с нотами в руках?
Ответы детей: музыка грустная, плавная.
Наверное, было в ее жизни что – печальное.
Музыка минорная. Было и другое настроение – музыка звучала быстрее, но потом вернулась тихая и плавная. Очень красивая музыка.
Из Франции перенесемся в Италию, солнечную и теплую. Музыка звучит повсюду. Распевают лодочники, разносчики товаров, мальчишки на улицах. Сейчас прозвучит «Неаполитанская песенка». Чайковский так назвал ее в честь города Неаполя, прославившегося своими певцами. Играет Белова Виктория.
Вопросы: расскажите, пожалуйста, что вы услышали в этой музыке, что себе представили?
Ответы детей: она тоже веселая, даже веселее, чем «Немецкая песенка».
Мажорная.
Ее тоже можно напевать, но потом музыка очень быстрая, похожа на танец.
Музыка радостная, очень понравилась. Представила себе веселый праздник.
Педагог: эту песенку Чайковский включил в свой балет «Лебединое озеро». Давайте посмотрим эту сцену в исполнении артистов балета. Услышим, как эта музыка звучит в исполнении симфонического оркестра.
Дети: здорово! Очень красиво. В оркестре – это звучит как-то совсем по-другому,
ярче, интереснее.
Итак, путешествие закончилось, и мы вместе с Чайковским возвращаемся в Россию. Петр Ильич гостит в имении своей сестры, у нее семеро детей. Чайковский наблюдает за играми детей, сам играет с ними. Игры у девочек и мальчиков разные. Племянник Володя учится играть на рояле. Он не любит играть упражнения и гаммы. Для того, чтобы занятия музыкой стали интереснее, Чайковский пишет 24 пьесы для фортепиано. Называет этот сборник «Детский альбом» и посвящает его своему племяннику Володе Давыдову. Вся музыка, которую мы сегодня слушаем из «Детского альбома». Мы услышим сейчас новую пьесу. Я не буду называть ее. Попробуйте догадаться с какими игрушками и кто играет?
Слушаем музыку, звучит «Марш деревянных солдатиков». Играет Чернов Гордей
Ответы детей: похоже на марш; нет, не марш, он тихий, легкий, маленький.
Музыка четкая и хочется шагать. Мнения разделились.
Педагог: ну, что же, придется вам помочь. Давайте еще раз послушаем и посмотрим на эту сценку.
Слайд № 6
Ответы детей: солдатики! Это игрушки. Они маршируют. Смешные.
Вон как стараются. Это не настоящие солдаты.
Педагог: марш тоже не настоящий? – настоящий, только игрушечный!
Послушаем, как играют девочки.
Слайд № 7
Звучит пьеса «Новая кукла» (аудиозапись).
Педагог: в каком темпе она звучит?
Какое настроение у этой музыки?
Расскажите, что вы представили, увидев эту картинку?
Ответы детей: быстрая музыка; темп аллегро.
Радость, счастье, волнение и т.д.
Праздник. Наверное, это Новый год или день рождения.
Девочка получила подарок. Она очень рада.
Педагог: да, вы все сказали правильно. Молодцы! День подходит к концу и детям пора спать. В те времена не было телевизора и передачи «Спокойной ночи, малыши». Сказку рассказывала бабушка или старенькая няня. Дети просят рассказать страшную сказку. Няня рассказала сказку, в которой Иван-царевич, серый волк, Василиса премудрая и баба-Яга победили Кощея. Звучит пьеса «Баба-Яга» в исполнении симфонического оркестра.
Слайд № 8
Педагог: какое настроение у этой музыки?
Какой темп?
Как вы думаете, что делает эта старушка?
Посмотрите на картинку. Музыка, которую вы слышали, подходит нашей Яге?
Ответы детей: решительное, грозное, тревожное и т.д.
Темп скорый, быстрый, аллегро.
Она летит в своей ступе с метлой, машет ею.
Думаю, нет. Эта Яга не злая, она улыбается, и она помогает Ивану-царевичу. Она смешная.
Педагог: молодцы!
После няниной сказки девочки и мальчики заснули. Но взрослые еще не спят.
В доме праздник, бал в честь Нового года. Бал-это праздник, главная часть которого танцы. Они в красивой одежде. Дамы в вечерних платьях, мужчины надели фраки. Все собрались в большой гостиной. Играют музыканты. Звучит музыка: «Вальс» в исполнении симфонического оркестра.
Слайд № 9
Педагог: каждая группа составляет совместный устный рассказ. Выберите того, кто от вашей группы будет говорить о том, то вы услышали, представили и увидели.
Детей, выбранные группой: пришли гости. Они в красивой одежде. Стоит украшенная игрушками елка. Играют музыканты. Все танцуют. Это очень красиво. Музыка плавная, кружащаяся, напевная – она такая вначале вальса и в конце. Серединка другая, это вроде передышки, чтобы потом опять танцевать. Это будто Дед Мороз пришел на бал.
Педагог: вы составили хорошие рассказы, правильно отвечали на вопросы. Проделана большая работа, так как слушать и понимать музыку – это труд. Труд приятный и полезный для ваших души и сердца.
Заключение: ребята мы расстаемся, но только на сегодня с Петром Ильичом Чайковским и его музыкой. Как вы думаете, кому все-таки подарил композитор» Детский альбом»? Какие пьесы из него вам хотелось бы разучить?
Ответы детей: композитор сделал этот подарок своему племяннику Володе;
он сделал этот подарок всем детям, кто учится играть;
он сделал этот подарок всем, кто любит музыку.
Педагог: замечательно! Какие вы молодцы!
Слайд № 10
Композитор сидит в кресле. Он в глубоком раздумье. За его спиной видны листы с нотами, а справа силуэт балерины в костюме лебедя. Композитор сочиняет музыку. Не будем ему мешать. Попрощаемся и тихо все вместе скажем: «СПАСИБО!»

15