Развитие творческого потенциала у людей с ОВЗ посредством участия в КВН

Развитие творческого потенциала у людей с ОВЗ посредством участия в КВН
Земскова Г.С.
Санкт-Петербургское специальное реабилитационное образовательное учреждение среднего профессионального образования – техникум для инвалидов
«Профессионально реабилитационный центр»
Основная цель обучения в Профессионально-реабилитационном центре - получение специальности или профессии и интеграция наших выпускников в общество. Однако, для того, чтобы они были конкурентоспособными на рынке труда, не достаточно только профессиональных навыков и умений. Современные тенденции диктуют нам новые требования к специалистам. Это, помимо профессиональных знаний, умение работать в команде, позитивный настрой, наличие коммуникативных навыков, творческого потенциала, что гарантирует успешное трудоустройство и дальнейшее продвижение по служебной лестнице.
Чтобы помочь нашим учащимся развить эти качества, применяются различные формы работы.
Уже на этапе первичной профдиагностики в отделе профотбора и профпробы выявляются личностные особенности каждого поступающего, его возможности, интересы и увлечения. Помимо рекомендаций по проведению мероприятий по профессиональной и социально-психологической реабилитации, рассматриваются также возможность его участия в самодеятельных творческих коллективах.
Для того, чтобы учащиеся могли в полной мерее раскрыть свой творческий потенциал в Центре был создан «Клуб веселых и находчивых». КВН – это оригинальный, самобытный, и очень разнообразный жанр, в котором найти себя может каждый. Это и сочинение сценариев, упражнения для дикции, сценическое движение, танцы, жесты и мимика, искусство диалога, экспромт. Здесь есть место авторской юмористической песне, сатире, и пародии. КВН объединил в себе все жанры.
Очень важна работа над сценарием, которая занимает много времени и в которой участвует вся команда, используя свои наблюдения, фантазию, жизненный опыт. Но это необходимо для того, чтобы команда могла легко и непринужденно выступить в очередном туре. Особенно важна роль капитана команды. От его лидерских качеств зависит успех выступлений. Участие в команде КВН помогает членам клуба реализовать свои творческие возможности. Совместные репетиции и работа над сценарием, общие переживания, взаимопомощь и поддержка воспитывают у учащихся такие качества, как умение сопереживать и сочувствовать, а желание выиграть - целеустремленность.
Клуб существует уже пять лет и за время своей деятельности команда пять раз меняла свой состав. Ведь каждый год кто-то заканчивает обучение, а кто-то только начинает.
Ребята начинали играть в турнирах КВН Всесоюзного общества инвалидов.
Турниры этой лиги проходят каждый месяц, начиная с 1/8 финала и два раза в году организуются фестивали с выездом в Ленинградскую область. Это уже более высокий уровень, так как в лиге «Юниор-КВН» наша команда играет на равных без всяких скидок на инвалидность. Для ребят это очень важно - быть как все, а может быть и лучше.
Участие в фестивалях, где собирается около 20 команд из разных уголков России, это Московская и Ленинградская область, Ульяновск, Саратов, Бологое и т.д. - особое событие. Здесь есть возможность показать себя и обменяться опытом с другими участниками. Командам надо показать домашние заготовки и буквально за ночь подготовить импровизацию, экспромтом отвечать на вопросы. Здесь очень важна слаженная работа всей команды и большая ответственность каждого участника, так как от того, как он ответит или выступит, зависит успех всей команды.
После фестиваля становиться понятным, кто на что способен, на кого можно положиться, а на кого нет. Кто-то не выдерживает эту проверку и уходит из команды, кто-то учитывает ошибки и старается в дальнейшем их не делать. Здесь важна роль руководителя команды, который поддерживает ребят, помогает им собраться и сконцентрировать свое внимание на задании, так как успех команды во многом зависит от умения вовремя мобилизовать свои силы. Поэтому подготовка к турнирам проходит очень интенсивно, требуя от участников собранности и мобилизации всех творческих и физических сил. При этом учебу никто не отменяет. Зачеты и экзамены члены команды должны сдавать, как и все.
Все это создает определенные трудности. Нельзя забывать, что у всех членов команды в той или иной мере есть проблемы со здоровьем, а репетиции к турнирам КВН проходят после занятий, когда ребята уже отучились и устали, и не все могут выдержать такой интенсивный темп жизни. Начинаются пропуски занятий. Здесь очень важно руководителю команды расставить приоритеты и напомнить участникам клуба, что основная цель обучения в ПРЦ - получение профессии или специальности, а участие в КВН это средство, которое помогает им раскрыться и приобрести необходимые навыки.
И, несмотря на трудности, участие в команде КВН дает ребятам много преимуществ. Развивается кругозор, коммуникативные навыки, повышается самооценка, появляется уверенность, самостоятельность, значительно расширяется круг общения.
Имея богатый опыт выступления на сцене, ребята могут быстро мобилизоваться и подготовить выступление к очередному празднику. Поэтому члены команды КВН становится движущей силой по подготовке праздничных мероприятий. Здесь важно педагогу-организатору использовать инициативу КВН-щиков и направить ее в нужное русло, при этом, не позволяя подавлять своим авторитетом других учащихся и дать возможность всем желающим участвовать в выступлении и проявить себя.
После окончания учебы члены КВН продолжают общаться и вместе проводят досуг.
Таким образом, пройдя школу КВН, наши выпускники приобретают качества, которые помогают им найти достойную работу и быть успешными в любых своих начинаниях.
15