Обучающий семинар для педагогов Профилактика СЭС. Стресс в работе учителя


Обучающий семинар для педагогов
"Стресс в работе учителя. Профилактика СЭС. "
Задачи:
Способствовать осознанию педагогами своего эмоционального состояния и его влияния на качество образования
Содействовать освоению способов саморегуляции своего эмоционального состояния
Гармонизация отношений внутри коллектива
Уважаемые коллеги! Когда речь идет о гуманистическом подходе в обучении, то зачастую педагог предстает неким идеальным существом, которое никогда не раздражается, не испытывает ряд переживаний. Но, тем не менее, не секрет, что наша профессия является одной из самых стрессогенных.. Сегодня мы поговорим о том, что такое стресс, как он проявляется и что делать, чтобы сохранить свое душевное здоровье в трудных жизненных ситуациях.
 1. «Выбери цвет»
Цель: Определение своего эмоционального состояния
Ведущий: Выберите, на какой цвет похоже ваше настроение в начале нашей встречи. В конце нашего общения я расскажу, что он значит.

«Найди своих»
Цель: повысить настроение, снизить чувство усталости
Ведущий: Я раздам вам карточки, на которых написаны названия животных. Названия повторяются на 2-4 карточках. Задача каждого – найти свою стаю, при этом можно пользоваться выразительными движениями, но ничего нельзя говорить. Позвольте себе быть совершенно свободными и даже немного смешными. Когда вы найдете «своих» встаньте рядом, но продолжайте молчать. Что у вас получилось? Кто оказался рядом с вами?( заяц, олень, медведь, кошка, мышка, слон, тигр, орёл, цапля)



Игра на знакомство "Имя по-японски»
Все участники садятся в круг. Каждый участник должен назвать свое имя в соответствии с буквами японского алфавита.
А-ка Б-зу В-ру Г-жи Д-тэ Е-ку Ж-су З-з И-ки К-мэ Л-та М-рин Н-то О-мо П-но Р-ши С-ари Т-чи У-до Ф-лу Х-ри Ц-ми Ч-кэ Ш,Щ-хи Ь,Ъ,Ы-зук Э- мэй Ю-фу Я-на


«Мои способы снятия стресса»
Цель: выявить приемы, используемые педагогами для самостоятельного снятия стрессовых состояний.
Ведущий: Какими приемами для самостоятельного снятия стрессовых состояний пользуетесь Вы?
Какие приемы Вы знаете, но не пользуетесь ими?
(На доске записываются все приемы борьбы со стрессовым состоянием без оценок). С некоторыми приемами я Вас познакомлю.
Теория с шариком. Гнев. 
Надуйте воздушный шарик и держите так, чтобы он не сдувался.
Представьте себе, что шарик - это ваше тело, а воздух внутри шарика - это ваш гнев или злость.
Как вы думаете, что случится с шариком, если его сейчас выпустить из рук? (Он улетит.)
Отпустите шарик и проследите за ним. (Участники  отпускают шарик. Он быстро перемещается из стороны в сторону.)Заметили, что шарик был совершенно неуправляемым? Так бывает и со злым человеком. Он может совершать поступки, не контролируя их. Может обидеть или даже ударить кого-нибудь.
Теперь надуйте другой шарик и попробуйте выпускать из него воздух маленькими порциями»(Участники  выполняют задание.)
Что теперь происходит с шариком? (Он сдувается)
А что происходит с гневом внутри шарика? Можно им управлять? (Он выходит из него. И этим гневом можно управлять.)
Разминка "Передай шарик"
Участники встают образовав круг, первый участник получает воздушный шарик красного и жёлтого цвета. По сигналу шарики нужно передавать друг другу лицом, не помогая руками. Задача не уронить шарики и как можно быстрее закончить игру.


Упражнение «Счёт до десяти»
Цель: прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики.
Ход упражнения: «Сейчас по сигналу «начали» вы закроете глаза, и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.
«Шоколадотерапия»
— мне бы хотелось задать вам вопрос: любите ли вы сладкое? А когда вас угощают конфетами, вы обычно берете ту, которая «на вас смотрит», или это не так?
Кажется, что на ваш выбор ничто не влияет, но психологи утверждают, что мы отдаем предпочтение тем или иным формам конфет в зависимости от особенностей своего характера. Я предлагаю вам тест».
(Я угощаю участников конфетами «Ассорти».)
У тех, кто выбрал квадратную форму конфет, все находится под контролем, они двигаются вперед, иногда лишая себя маленьких и неожиданных радостей.
Прямоугольная форма конфет говорит о том, что у человека хорошо получается роль «жилетки», в которую плачутся его друзья. Если они обращаются к нему за помощью, он отвлекается не раздумывая, но при этом забывает уделять достаточно времени своим собственным проблемам.
На кого «смотрела» ромбовидная форма конфет, тот принимает важные решения в одиночку, чтобы потом ни с кем не делить радость от успеха, он выбирает друзей достаточно осторожно, а уж любимого человека тем более.
Кому понравилась круглая форма конфет — те находятся в полной гармонии не только со своим внутренним миром, но и с внешним. Эти люди любят быть в центре внимания, у них хорошо развита интуиция.
И наконец, кто выбрал конфеты овальной формы, легко находят общий язык с незнакомыми людьми, их общительности можно только позавидовать.
 
И по знаку зодиака также можно рассказать о сладкоежке:
Овен — съедает все шоколадки за один присест.
Телец — любит шоколад и может поделиться с тобой только конфетами с фруктовой начинкой.
Близнецы — могут разломить каждую конфету, посмотреть на начинку и выбрать нужную.
Рак — растянет запас конфет надолго, как минимум на месяц.
Лев — заберет все конфеты себе и поделится лишь после того, как вдоволь насладится сам. А те, что не любит, отдаст.
Дева — выберет две коробки шоколада — белого и черного. Одну — себе, другую — тебе.
Весы — очень любят шоколадки и съедают за один присест. Себе выбирают те, что покрупнее.
Скорпион — медленно смакует шоколад или конфеты. Иногда шоколад на его пальцах тает быстрее, чем во рту.
Стрелец — любит и выбирает дорогие конфеты.
Козерог — предпочитает трюфели.
Водолей — выберет батончики с изюмом и орехами.
Рыбы — раздают конфеты всем друзьям и знакомым. Могут даже забыть оставить себе кусочек на пробу.
 Упражнение на релаксацию «Превращение из семени в дерево»
В далекой стране жил-был один садовник.( положить одну руку на плечо соседа)Садовник боготворил деревья, и каждый год высаживал несколько новых аллей в своем саду.( двумя руками по спине провести полоски от плеч вниз и по полоскам)
3654425181165500
В этом году он решил посадить маленький лесок из семян, подаренных ему друзьями. (тремя пальцами рассадить саженцы)
Семена были от разных деревьев.( по спине провести волнообразные движения пальцами)
Это были желуди старого дуба,( кулачками прижимать по спине)
пушинки серебристого тополя,( пальцами нарисовать на спине снежинки)

несколько грецких орехов,( нарисовать пальцами овалы на спине)
блестящие каштаны, ( четырьмя пальцами нарисовать С)
и легкие самолетики клена. ( нарисовать крестики)
3839845191389000
Садовник очень нежно отнесся к своим семенам. ( нежно прижимать ладонями спину соседа)
Он регулярно поливал их, (провести по спине волнообразные движения 4 пальцами)
подпушивал землю, (рёбрами рук делать чередование)
даже разговаривал с семенами. ( прошептать на ухо соседа ласковое слово)
Вот наступила весна, и с первыми теплыми лучами солнца начали прорастать маленькие ростки. (погладить спину и снизу вверх рисовать с двух сторон от позвонка к рёбрам дугообразные линии).
У ростков раскрываются листочки (руки вверх),
3778885150368000
появляются веточки с бутонами (сжать кулачки),
наконец, бутоны лопаются (кулачки разжать)
и маленький росток превращается в крепкое молодое дерево.( потрясти раскрытыми лодонями в верху). Весна сменяется жарким летом.( растирать спину очень интенсивно)
-412753365500
Молодые деревья растут,( разминать свои плечи круговыми движениями)
улыбаются и кланяются соседним деревцам, ( поклоны в стороны)
приветствуя их по утрам (участники выполняют соответствующие движения).
Наступает осень,( провести от плеч вниз волнообразные движения)
и каждое дерево щедро благодарит садовника своими плодами.( пожать руки соседу который делал вам массаж)
(Участники отдают свои плоды садовнику)..10. Упражнение «Я в лучах солнца».
- На листе бумаги нарисуйте солнце так, как его рисуют дети – с кружком посередине и множеством лучиков. В кружке напишите свое имя и нарисуйте свой автопортрет. Около каждого лучика напишите что-нибудь хорошее о себе. Задача – вспомнить как можно больше хорошего.
Носите солнце с собой всюду. Добавляйте лучи. А если станет особенно плохо на душе и покажется, что вы ни на что не годны, достаньте солнце, посмотрите на него и вспомните, о чем думали, когда записывали, то или иное свое качество.
И в завершении нашей сегодняшней встречи я хочу предложить вам послушать притчу.
Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками - ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.
Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю».
Недолго думая, он пригласил своих соседей - все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец.
Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину - каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот… Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.
«Выбери цвет»
Цель: Определение своего эмоционального состояния
Ведущий:  что он значит ваш цвет.
Красный – активные, энергичные, деятельные, оптимистичные. Символизирует возбуждение, агрессию, активность, энергию и силу..Оранжевый – активность, свобода, оптимизм, открытость, общительность. Активизирует замкнутых и недоверчивых людей.Желтый – мечтательные, полные надежд, не готовые активно действовать, занявшие выжидательную позицию. Символизирует организованность, гармоничность, умственные способности, концентрацию внимания, самоконтроль. Активизирует общение, повышает самооценку. Может означать склонность к критике и нетерпимость к чужому мнению.Зеленый – изменение и обновление, равновесие и гармония. Рассеивает отрицательные эмоции, способствует стабилизации сердечно – сосудистой и нервной систем, нормализует давление, головные боли, зрение.Голубой – Символизирует интуицию, эмоциональность, духовность, гармонию. Пассивного человека приводит к печали и унынию.Синий – чувствительные, впечатлительные, но спокойные и уравновешенные. Символизирует покой, вдохновение, творчество, самоанализ, разум.Фиолетовый – (соединяет в себе синий и красный). Впечатлительные, деятельные. Символизирует творчество, интуицию, интеллект, духовный рост. Злоупотребление может вызвать тоску и депрессию.Розовый – (соединяет в себе красный и белый). Романтичность, эмоциональность, нежность, примирение, чувствительность, изменение точки зрения. Избыток – потребность в защите, уход в мир грез. Коричневый –консервативные, сдержанные или тревожные. Символизирует надежность, защиту, прочность. Негативные чувства разочарование, недовольство, депрессия. Белый – (соединяет все цвета). Открытые к общению. Символизирует очищение, божественность, удачу, готовность освободиться от стереотипов, повышает самооценку.  Может создать состояние превосходства над другими.Черный – неприятие, конфронтация, депрессия. Символизирует таинственное, неизведанное, задерживает движение вперед, ориентирован на бессознательное. Серый – (соединяет белый и черный). Безразличные, инертные, равнодушные или здравомыслящие. Символизирует покой, гармонию, равновесие. Негативные чувства печаль, депрессия, болезнь, усталость, склонность к критике.Серебряный – женственные, спокойные. Развивает воображение, фантазию, терпимость к мнению окружающих. Помогает увидеть собственные ошибки, устранить споры.Золотой – целеустремленные, активные, энергичные. Символизирует власть, чистоту, славу, любовь, мудрость. Для безвольных не подходит, могут, не справится с энергией. Негативные чувства боязнь успеха, страх перед поражением, нежелание в чем-то участвовать.
Удачи вам!
Раздача памятки: «Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов»
Литература
1. Васильев В.Н. Здоровье и стресс. Москва, 1991
2. Никифоров Г.С. Психология здоровья. СПб., 2003
3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. Москва, 2005
4. Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы. СПб., 2003
5. Черепанова Е.Н. Психологический стресс. Москва, 1996