Коррекционные занятия по Освоению системы Брайля.


Коррекционные занятия по Освоению системы Брайля.Начальная школа проводит коррекционные занятия по Освоению системы Брайля, развитию познавательной сферы и развитию осязания и мелкой моторики.
Функция кисти уникальна и универсальна. Она - основной орган труда во всем его многообразии. Рука связана с мышлением, переживаниями, трудом слепых и слабовидящих школьников.
    Цель курса "Развитие осязания и мелкой моторики" - формирование у детей умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, а так же обучение приемам выполнения различных действий.
Задачи:
Совершенствование статистической и динамической организации движений;
Дифференциация движений пальцев обеих рук;
Развитие пространственной ориентации;
Развитие и совершенствование осязательного восприятия;
Развитие речи, памяти, внимания, мышления;
Совершенствование эмоционально – волевой сферы.
На своих уроках мы стараемся давать детям различные упражнения на развитие мелкой моторики. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
Каждый урок начинается с разминки - пальчиковой гимнастики и упражнений на повышение уровня активации. Данные упражнения повышают потенциальный энергетический уровень ребенка, обогащают его знания о собственном теле, развивают тактильную чувствительность.
На занятиях используются различные виды деятельности:
- обследование знакомых и незнакомых предметов.
- графические упражнения (штриховка, раскрашивание, обводка),
- творческие задания: оригами, аппликация, лепка;
- мозаика, конструирование;
- чтение рельефных рисунков, подготовка руки к письму и чтению по Брайлю;
- дидактические игры на развитие осязания и моторики;
- обучение приемам самомассажа кистей и пальцев рук.
Таким образом, осязание и мелкая моторика
·         помогают ребенку с нарушением зрения исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его предметы, позволяя тем самым лучше познать мир, в котором он живет;
·         навыки тонкой моторики позволяют ребенку обслуживать себя;
·         позволяют ребенку на равных со зрячими участвовать в играх;
·         способствуют повышению самооценки ребенка, т.к. дают возможность приобрести социальный опыт.
Обучение чтению, письму и печатанию по Брайлю признается одним из важнейших компонентов элементарной реабилитации незрячих, потому что невозможность чтения и письма создает не только информационный дефицит, но и психологический дискомфорт, который усиливается тем, что, не умея читать и писать, ребенок перегружает свою память излишней информацией.     Без знания рельефно-точечного шрифта затруднено самообразование незрячего, а именно самообразование является одним из способов преодоления внутренних психологических проблем для лиц со зрительной депривацией.     Главная цель занятии состоит в ознакомлении детей с системой обозначений Л.Брайля и формирование у них устойчивых умений читать и писать на ее основе, а также умений и навыков пользования основными тифлотехническими средствами.     Достижению этой цели способствует ознакомление незрячих с историей возникновения и развития шрифтов слепых, с основными техническими средствами, используемыми при обучении системе Брайля; формирование у них умения читать рельефно-точечным шрифтом литературного и математического текстов; формирование умения использовать шрифт Брайля для изучения смежных предметов и в собственном жизненном опыте.
опытом.
Развитию познавательной сферы.
Цель:
Последовательно и планомерно сформировать у учащихся психологическую основу обучения, повысить уровень их познавательной активности и умственного развития, формировать творческую личность, способную к пониманию себя как субъекта деятельности, пониманию социальных отношений и понимание других людей.
Задачи:
Формирование умения осуществлять различные умственные действия;
Развивать самостоятельность детей;
Развивать:
Способность к рассуждению;
Самоконтроль;
Стремление доказывать свое мнение.
Доказывать свою точку зрения;
Формирование положительного отношения к учению;
Формировать такие качества и умения, которые помогают школьникам усваивать учебный материал;
Создание благоприятных условий для:
Раскрытия способности учащихся;
Развития сенсорно – рецептивной сферы, наглядно- образного мышления;
Проявлять познавательную активность, направленную не только на окружающий мир, но и самого себя.
Проявление внешней рефлексии в умении взаимодействовать с другими людьми, т.е. учитывать позицию другого;
Проявление внутренней рефлексии в умении давать адекватную оценку самому себе.
Именно познавательное развитие обеспечивает основу успешности школьного обучения. Однако его результатом является не только развитие самих познавательных процессов учащихся, но и появление позитивных сдвигов в их мотивационно - личностной сфере.
В занятиях одинаково важное значение придается формированию самих когнитивных умений и тем знаниям, которые с их помощью приобретаются.
Именно поэтому когнитивные умения, сформированные на конкретном материале, в рамках данной развивающей программы достаточно эффективно могут применяться учащимися по отношению к различному учебному материалу.
Взаимосвязь коррекционных занятий с обучением предметам общеобразовательных областей способствует созданию оптимальных условий для всестороннего развития слабовидящих и незрячих школьников и обеспечению возможностей эффективного усвоения программного материала, ликвидации в ходе обучения отставаний и неравномерностей развития различных сторон познавательной деятельности и личностных качеств учащихся.