Рекомендации родителям слабовидящего ребенка


Выполняем домашнее задание по математике.
Рекомендации родителям слабовидящего ребенка
Универсальные правила для выполнения домашнего задания
Выполнение домашнего задания должно быть ограничено по времени:
I класс - 30 - 40 минут (перерыв через 15 мин)
II - III - до 1 часа (перерыв через каждые 20 мин)
IV - 1,5 часа (перерыв через каждые 20 мин)
Строго соблюдайте режим непрерывной зрительной нагрузки и другие рекомендации врачей.
Соблюдайте гигиену зрения:
- Освещение должно быть ярким, но не слепящим
- Лампа при чтении должна находиться сверху и сзади, чтобы свет падал из-за плеча.
- При дневном свете рабочий стол должен стоять так, чтобы окно находилось слева.
- При искусственном освещении настольная лампа должна находиться слева и быть обязательно прикрытой абажуром, чтобы прямые лучи света не попадали в глаза. Мощность лампы рекомендуется в пределах от 60 до 80 ватт, при этом не исключается общее освещение в комнате. Оно необходимо для того, чтобы не создавался резкий переход при переводе взгляда с освещенной книги или тетради к темноте комнаты.
- Не должно быть отражающих поверхностей на столе.
- Выполнять гимнастику для глаз.
4. Соблюдайте режим дня. Должно быть твердо установленное время начала занятий, наличие перерывов в работе.
5. Оборудуйте место для занятий, где все необходимое должно находиться под рукой.
6. Хвалите ребенка за малейшие успехи, отмечайте в первую очередь то положительное, что есть в его работе.
7. Относитесь к ребенку как к равному, поощряйте его самостоятельность, формируйте у него активную жизненную позицию, веру в себя и свои силы.
8. Приучение ребенка к правильному режиму должно сочетаться с вашей самодисциплиной, уважением к ребенку, доброжелательностью, разумной требовательностью.
9. Поощряйте и стимулируйте двигательную активность вашего ребенка, приучайте его к обязательному выполнению утренней гимнастики, физических упражнений. Обязательно посоветуйтесь с врачом о возможной физической нагрузке вашего ребенка, совместно определите характер и объем упражнений, исходя из особенностей патологии зрения.
10. Формируйте у ребенка алгоритм выполнения разных упражнений.
При выполнении заданий по математике:
Начинать выполнение домашней работы нужно со сложных заданий.
Помогите ребенку ознакомиться с заданием, записать условие задания.
Важно помочь ребенку в понимании смысла ситуации, описываемой в задаче, иллюстрировании условия задачи, представить жизненную ситуацию, научить правильно читать задачу, выделять числовые данные, вопрос задачи, усвоить содержание задачи. Отсутствие знаний, которые положены в основу задач, также препятствует успешному их решению.
Максимально используйте наглядные средства.
При наличии у ребенка остаточного зрения его необходимо использовать в процессе восприятия объекта. При его помощи легко определяется цвет предмета, и выделяются его существенные признаки. Независимо от зрительных возможностей ребенка возможно использование разнообразных наглядных средств: счетных палочек, набора объемных пособий — кубиков и других игрушек, трафаретов фигур овощей, листьев, фруктов, животных, птиц и других, разрезных цифр и знаков математических действий.
Для организации правильного восприятия необходимо сочетать наглядные средства со словесным объяснением объекта.
Уделяйте внимание умению ребенка обосновывать выбор арифметического действия, объяснить, какие правила и приемы следует применить для их выполнения, пользуясь, если нужно, предыдущей письменной работой, общими и частными приемами решения задач
Это повышает уровень сформированности умения решать задачи, продвигает учащихся в развитии мышления, математической речи. Нужно ввести в речь ребенка те или иные математические понятия.
Упражняйте ребенка в практических действиях с предметами.
Детям с нарушением зрения особенно трудно ориентироваться на рабочем месте, им больше времени требуется для выполнения упражнений.
Развивайте мышление ребенка
Попросить ребенка ответить на вопросы: Поясни, что показывает каждое число? Повтори вопрос задачи. Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи? Если нет, то почему? Что нужно узнать сначала, что потом? Составь план решения. Как проверить решение задачи?
Научите ребенка организации выполнения домашнего задания по математике:
- Ознакомиться с заданием;
- Вспомнить, что изучали на уроке, просмотреть записи в тетради;
- Прочитать и усвоить материал учебника;
- Выполнить письменные задания.
- Составить план ответа для устных заданий.
Выполнять домашнюю работу по математике ребенок должен самостоятельно. Но, прежде, чем требовать от него самостоятельности, необходимо сформировать определенный алгоритм действий при решении разных задач.
Роль родителей в дальнейшем заключается лишь в том, чтобы проверить выполненное задание. Если ученик не справился с решением примера, помогите ему найти правило для повторения, приведите подобные примеры, подключая наглядность, а затем дайте возможность ему самому найти ошибку и исправить ее. Конечно, для этого потребуется много времени и терпения, но ведь наша задача в том и состоит, чтобы приучить ребенка добывать знания самому, а не получать готовые.
Не решайте сами задачи или примеры за своего ребенка;
Просматривайте классную работу своего ребенка, будьте в центре внимания вопросов, изучаемых вашим ребенком по предмету;
Проследите за тем, чтобы ребенок начинал выполнять домашнюю работу по математике с изучения теоретических вопросов, правил и формул;
Приучайте детей выполнять всю домашнюю работу не спеша и аккуратно.