РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАЛОГО ГОРОДА

М.Г. Кудрявцева

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАЛОГО ГОРОДА

Исследователи XX в., рассматривая город с позиций урбанистической теории, пришли к выводу, что он представляет собой целостную социально-пространственную систему, т.е. пространственно-организационную форму жизнедеятельности населения, включающую эколого-биологическую среду, а также сферы профессионально-трудовой, общественно-политической, культурно-досуговой и социально-бытовой деятельности [2, с. 9]. Как считают А. Ахиезер, Л. Коган и О. Яницкий, «урбанизация может быть понята как всемирно-исторический процесс развития, концентрации, интенсификации общения, как условие интеграции все более разнообразных форм практической жизнедеятельности.
Урбанизация выступает как момент, как результат и вместе с тем как предпосылка прогресса общения, прогресса всей жизнедеятельности общества, развития его творческого потенциала» [там же, с. 16]. Простая механическая замена термина «урбанизация» в этом определении на словосочетание «развитие детской школы искусств» дает возможность рассмотреть данное явление с других, более высоких, позиций (осознавая всю прямолинейность и некоторую некорректность такой замены, считаем, однако, что это определение может стать рабочим при более глубоком исследовании сути самого процесса).
Проведение параллели между городом и развитием системы дополнительного образования ДШИ позволяет оценить последнюю как явление социальное, как феномен культуры, выявить проблемы его жизнедеятельности и взаимодействия с социально-культурной средой.
Поскольку малый город - самая распространенная в России административно-демографическая единица, определение модели школы развития, адекватной его условиям, выходит за границы локальных проблем и приобретает универсальный характер.
Специфика условий развития личности в социокультурной среде малого города заключается в отсутствии искушения стать пассивным потребителем культурных ценностей. Дефицит культурных потоков, отсутствие развитой культурной инфраструктуры ставят жителя малого города в ситуацию выбора между рутиной провинциальной жизни и творчеством, которое в своих высоких проявлениях позволяет подняться до высот вдохновения, пережить ситуацию совместного творческого успеха.
Актуальность школьных проблем для людей разного возраста особенно велика в условиях малого города, где школа традиционно является средоточием духовной жизни, выполняя роль и центра образования населения, и очага культуры. Полифункциональность детской школы искусств, обусловленная социокультурной ситуацией малого города, способствует формированию самобытной образовательной модели, которая может рассматриваться как самостоятельный социокультурный феномен.
Детская школа искусств в малом, нередко и в среднем, городе играет определяющую человекотворческую роль, её социальный статус здесь гораздо выше, чем в мегаполисе или крупном областном центре. Детская школа искусств в малом городе, как правило, является средоточием духовной жизни, к ней тянутся и находят в ней применение своим творческим силам представители городской интеллигенции, по роду деятельности далёкие от педагогики. Как субъект социокультурной деятельности, детская школа искусств (ДШИ) в условиях конкретного региона обладает высоким воспитательным и культуротворчееким потенциалом, реализация которого обусловлена рядом факторов: социокультурной ситуацией в городе, характером человеко-средовых и социальных интеракций, возникающих в ходе деятельности ДШИ как субъекта творчества. Исследование проблемы развития преобразовательной социокультурной деятельности ДШИ в условиях малого города актуализирует подробное рассмотрение каждого из трех названных здесь ключевых факторов.
Определим особенности социокультурной ситуации в малом городе.
М.С. Каган обратил внимание на то, что «если в России, как и в любой другой цивилизованной стране, крупный город имеет цивилизованную и устойчивую структуру..., то маленький город, особенно в России, пространства которой делают неизвестной европейским странам дистанцию между большими и маленькими городами, оказывается самостоятельным культурным феноменом представляющим собой слой российской культуры» (3, с. 97).
Развитие социокультурной деятельности ДШИ в условиях малого города предполагает учёт его самобытности и создание условий для интеграции школы в городскую социокультурную среду на правах активного субъекта преобразовательной, культуротворческой деятельности. Поэтому ей важно уяснить, в чем специфика социально-образовательной ситуации в регионе, при каких условиях она становится фактором развития социокультурной среды города.
Духовной доминантой малого города в России, как уже отмечалось всегда была школа - высоко организованный и охватывающий своей деятельностью значительную часть населения социально-образовательный институт. Она притягивает к себе не только детей, но и взрослых, жаждущих интеллектуальной беседы или художественного творчества. В силу региональной специфики ДШИ часто приходится брать на себя функции и центра образования, и очага культуры.
«Провинция не очаг культуры, полный как столица огня и золы (праха). Провинция отличается чистотой и холодом зеркала, которое все же светит и чуточку греет» (5, с. 120). Личности созидательного типа, чувствующие ответственность за собственную жизнь и стремящиеся к самосовершенствованию не предъявляют претензий к социокультурной среде - они ее преобразовывают.
Преобразование социокультурной ситуации малого города - это прежде всего обогащение его духовной жизни. Только собственное активное творчество преобразует самого человека и социальное сообщество вокруг него. Продуктами сотворчества становятся как реальные, проявляющие себя внешне результаты совместной деятельности - например, выставки, концерты, проекты, спектакли, фестивали и т.д., так и одухотворенное общение, возникающее в процессе социокультурной деятельности и качественно новый этап в развитии самосознания личности, ощущающей понимание и подержку рефе-рентной группы, и стремление к индивидуальному и совместному творчеству.
В том случае, когда ДШИ становится открытой системой, механизмом её функционирования в среде города становится разновозрастная социокультурная коммуникация. Все субъекты образовательного процесса (в данном случае их круг расширится: ученики, учителя, жители города) оказываются в едином креативном пространстве, где создаются оптимальные условия для социальной самоактуализации и культурной самоидентификации, где сотворчество взрослого и ребенка становится фактором жизнетворчества каждого.
Таким образом, ДШИ малого города как социокультурный феномен характеризуется тем, что является средоточием духовных сил региона, противостоящих рутине, консервативности провинциализма. Это полифункциональный образовательный институт, выполняющий функции, несвойственные ДШИ крупного города. Она - центр культурной жизни социума. Её творчество осуществляется с учетом конкретных условий специфической среды, а потому адресно и персонифицировано.
Обусловленность жизнедеятельности человека средой его развития, её природным, историко-культурным содержанием, очевидна. Это обстоятельство обычно учитывается при проектировании образовательного пространства современной школы.
Малый город предопределяет высокий статус ДШИ как центра образования и культуры ввиду отсутствия в нем развитой культурной инфраструктуры.
ДШИ малого города в силу социальной, региональной специфики может рассматриваться как самостоятельный социокультурный феномен, и формы преломления основных тенденций развития образования в ее практике будут иметь специфические черты. Её самобытность обусловлена спецификой культурной жизни малого города, который, как правило, автономен и, нередко, закрыт для влияний извне. Степень его «провинциальности» (как консерватизма и ограниченности возможностей развития), зависит от ряда факторов: удаленности от столиц, величины, статуса города, уровня его экономического развития. Духовной доминантой малого города была и является школа, как высоко организованный и охватывающий своей деятельностью широкие слои населения социально-образовательный институт.
В условиях школы социокультурная деятельность является важнейшей составляющей всей ее работы. Это понятие шире понятий «учебно-воспитательный процесс». «Социально-культурная деятельность - это все то, что делается в школе для возвышения личности, что способствует ее самоопределению» (4, с. 124).
Занимаясь активной культуротворческой деятельностью, ДШИ неизбежно преодолевает пресловутый «школоцентризм» и выходит в социум. Продуктивная социокультурная деятельность в школе переходит в новое качество. Она становится социокультурной деятельностью школы в условиях конкретного города.
Имея опыт продуктивной социокультурной деятельности на уровне города, концентрируя в своем творчестве его культурную жизнь, превратившись в городской центр дополнительного образования детей, ДШИ, выйдя за границы своей микросреды, развивается как школа социокультурного творчества в масштабах города.
Суть ДШИ (г. Югорск), работающей в режиме развития в том, что она ориентирована как на личность, так и на социум, знаменуя собой выход локального опыта в социальное целое. Интеграция ДШИ в социум в качестве субъекта социокультурной деятельности отвечает интересам и школы, и города.
В условиях малого северного города ДШИ всегда была очагом духовности, привлекая к своей деятельности представителей самых разных профессии и, прежде всего - творческой интеллигенции. Традиционное творческое сотрудничество ДШИ и конструктивных социокультурных сил города получает свое развитие и конкретизацию в организации широкого спектра разновозрастных коммуникаций. Этот процесс во многом определяется спецификой социокультурной ситуации г. Югорска.
Деятельность ДШИ как одной из систем дополнительного образования детей, при условии ее интеграции в социум, может создать необходимые предпосылки для культурной, социальной, профессиональной самоактуализации различных категорий населения малого города.
Ограниченность условий для оптимального развития личности как субъекта жизнетворчества в социокультурной ситуации малого города актуализирует процесс внедрения в практику школы новых социокультурных и образовательных идей.
Модель развития ДШИ - перспективна для любой социально-образовательной ситуации в условиях малого города. Она представляется не просто приемлемой, но жизненно необходимой. Реализация идеи организации пространства школы как действующего «тренажера» (А.П. Валицкая), обеспечивающего «обживание миров родной и мировой культуры» позволит наполнить жизнь участников образовательного процесса яркими духовными переживаниями. Осмысление деятельности своей школы в контексте социокультурной среды города, ощущение чувства причастности к культуре малой Родины и не менее реальное чувство причастности к мировому культурному процессу, опосредованное через собственную культуротворческую деятельность в социальной контактной группе, несет в себе мощный потенциал развития личности, способствует формированию ее ценностных ориентации, поиску смысла жизни.
Создание в процессе творческого взаимодействия детей и взрослых в образовательном пространстве ДШИ такой новой структуры как филармония - приведет к преобразованию социокультурной микросреды школы, она будет функционировать как пространство социокультурного творчества.
В основе этой деятельности особое место занимают социальные интеракции. Поскольку, интегрируя в социум, ДШИ включает в процесс функционирования филармонии представителей разных сфер деятельности, разных профессий. Складывающиеся интеракции являются разновозрастными и представляют собой пространство сотворчества взрослого и ребенка.
Школьная филармония создана для решения следующих задач:
восполнить и преодолеть дефицит культурных потоков, традиционно имеющий место в социокультурной среде города;
содействовать духовному обогащению людей через приобщение их к мировым культурным ценностям;
осуществлять массовое эстетическое воспитание;
объединить культурно-просветительскую работу школы в целостную систему;
реализовать приобретенные навыки учащихся в практической деятельности;
совершенствовать детское коллективное творчество, исполнительское мастерство учащихся;
способствовать повышению интереса родителей к музыкальному образованию, обеспечивающего качественный набор детей в ДШИ.
Интеграция ДШИ в социум в качестве субъекта социокультурной деятельности предполагает организацию по инициативе школы разнообразных координационных структур, обеспечивающих высокую интенсивность и качество работы филармонии как основного механизма социокультурного творчества в пространстве города.
Процессуально это представлено следующим образом. В школе (библиотеке, клубе, музее и т.д.) организуются различные формы работы филармонии (концерты, музыкальные беседы, встречи с профессиональными исполнителями и т.д.). Работа осуществляется за счет функционирования разновозрастных абонементов (для воспитанников дошкольных учреждений, учащихся младших и старших классов всех общеобразовательных школ, для специализированных учреждений и т.д.) под руководством педагогов. Интеракции абонементов носят одновременно массовый, студийно-групповой и индивидуально-личностный характер. Поэтому, как итог определенного этапа развития ДШИ является организация коллективного творческого дела, предполагающего интеграцию в социум. Со временем филармония обретает в городе свою аудиторию, круг единомышленников.
Данная образовательная модель развития ДШИ жизнеспособна в силу своей ориентации на условия и потребности социума, в данном случае - социума небольшого северного города. ДШИ - открытая, саморегулируемая система. Она организует свою деятельность в соответствии с социокультурной ситуацией в городе, исходя из тех человеческих и материальных ресурсов, которыми он располагает.
Рассматривая ДШИ, работающую в режиме развития, мы определяем ее как полифункциональную структуру, которая дает знания, развивает общекультурную деятельность, осуществляет допрофессиональную подготовку. Главное - она создает условия для развития личности созидательного типа с рефлексивным мышлением. Это те качества, которые способствуют осознанному конструированию жизненного пути. ДШИ предоставляет всем, оказавшимся в ее креативном пространстве, свободу выбора сферы и форм деятельности.
Рассмотрение ДШИ как субъекта социокультурной деятельности, т.е. анализ степени её активности в социуме по усвоению, сохранению и созданию культурных ценностей, позволяет в более широком диапазоне осмыслить сопутствующие культуротворческой деятельности педагогические эффекты. Такой подход открывает новые механизмы развития личности в образовательном пространстве школы. Само образовательное пространство в контексте социокультурной деятельности его субъектов расширяется, интегрируясь в социум.
Анализ социокультурной деятельности ДШИ как объекта влияния разноуровневой социокультурной среды региона (города, района, села) позволяет выбирать наиболее приемлемый вариант идеи преобразования, с учётом ресурсов и прогнозом возможных последствий её реализации. Однако эффективность социокультурной деятельности ДШИ во многом зависит от ее готовности адекватно реагировать на запросы личности и социума. Социально-культурная среда малого города всегда требовала восполнения пустующей ниши в культурном пространстве, которая возникала в связи с отсутствием развитой инфраструктуры в сфере культуры. Там, где эту нишу «заполняла школа, активно участвуя в досуговой, образовательной деятельности жителей, выдвигая культурные инициативы, провинциальная жизнь наполнялась новым социокультурным содержанием. Благодаря школе шёл процесс окультуривания среды» (1, с. 25).
Таким образом, ДШИ малого города рассматривается в данном исследовании не как статичная образовательная модель с жесткой структурой, а как организатор процессов развития личности как субъекта жизнетворчества, которые осуществляются в ходе социальных интеракций. Изменения, происходящие внутри системы в микросреде школы, связанные с гуманизацией, гуманитаризацией, культуротворчеством и т.д., приводят к развитию системы в целом. ДШИ, интегрируясь в социум, обретает статус субъекта социокультурной деятельности в городе. Позиция школы как субъекта деятельности определяет возможность совершенствования и преобразования социокультурной среды малого города.

Список использованной литературы
Гурьянова М.П. Российская сельская школа как социокультурный феномен // Педагогика. – 1997. - №7. – С. 23-29
Есаков В.А. Мегаполис в зеркале социальной философии. - М., 2001. - 176с.
Каган М.С. Сколько же Россий в России? // Гуманитарная культура как фактор преобразования России: материалы ежегодной междунар. Науч. Практ. конф. – СПб.: СТК ГУП, 1998. – С. 96-97
Карпов Г.Г. О соотношении «социальное» и «культурное» // Гуманитарная культура как фактор преобразования России: материалы ежегодной междунар. науч. практ. конф. – СПб.: СТК ГУП, 1995. – С. 124-126
Кислов Н.Г., Шапко И.В. Социально-топологическое оправдание провинции // СОЦИС. – 2000. - №8. – С. 118-122





Й:: Заголовок 1pp Заголовок 2tt Заголовок 3xx Заголовок 4ff Заголовок 5j Заголовок 6Ў: 15т: Основной текст– Основной текст с отступом