Программа Подготовительной группы Художественного отделения Школы искусств.


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессеПрограмма разработана на основании примерной программы «Изобразительное искусство, станковая композиция, декоративно-прикладная композиция, рисунок, лепка» (для подготовительных групп детских художественных школ и художественных отделений школ искусств) МК СССР 1987 г. и Программы « Рисунок, Живопись, Композиция» (для учащихся 7-9 лет) НМЦ ХО 2007 год. Программа предназначена для обучения детей, в возрасте 7- 9 лет, основам изобразительной грамоты на Художественном отделении школы искусств. Она занимает важное место в комплексе других программ и является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области изобразительного искусства. Ее целью является подготовка учащихся младшего школьного возраста к поступлению в 1 класс Художественного отделения школы искусств. Программа предусматривает знакомство с различными видами и жанрами изобразительного искусства, художественными материалами, освоение разнообразных художественных техник. Каждый жанр искусства (портрет, пейзаж, натюрморт и т.д.), изучается в живописи, графике, прикладном искусстве, скульптуре; изображается различными техниками и художественными материалами – акварелью, гуашью, сангиной, пастелью; в прикладном искусстве изображается в технике бумажной пластики, коллажа, из природных материалов. Задания чередуются по темам, видам, жанрам ИЗО и используемым материалам. Это позволяет заинтересовать детей, уйти от однообразия в обучении, развивает желание познавать новое, совершенствовать свои творческие способности. Учебный материал сформирован таким образом, чтобы постепенно ввести ребенка в мир изобразительного творчества и подготовить к более сложной программе обучения в 1-4 классах Художественного отделения школы искусств. Программа учитывает психологические особенности детей данного возраста и их связь с изобразительной деятельностью. Темы заданий продуманы исходя из возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного возраста. Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают введение краткосрочных упражнений, что позволяет закрепить полученные детьми знания, а также выработать необходимые навыки. Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя.. Форма занятий - мелкогрупповая, количество человек в группе - от 6 до 10. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Срок реализации учебного предмета
Программа рассчитана на 2 года обучения по 2 учебных часа в неделю. Срок реализации учебного предмета - 35 недель в год.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета ДПИ при 2-летнем сроке обучения составляет 140 часов.

Форма проведения учебных занятийПрограмма составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Форма занятий - мелкогрупповая, количество человек в группе - от 6 до 10. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Для развития навыков творческой работы учащихся, программой предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных этапах обучения.
Цели и задачи учебного предметаЦели:выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте;
формирование у детей комплекса начальных знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства;
формирование понимания художественной культуры, как неотъемлемой части культуры духовной.
Задачи:
обучающие:
научить основам художественной грамоты;
сформировать стойкий интерес к художественной деятельности;
овладеть различными техниками изобразительного творчества и основами художественного мастерства;
научить приемам составления и использования композиции в различных материалах и техниках;
научить творчески использовать полученные умения и практические навыки;
научить планировать последовательность выполнения действий и осуществлять контроль на разных этапах выполнения работы;
воспитательно-развивающие:
пробудить интерес к изобразительному и декоративно-прикладному творчеству;
развитие художественно-творческих способностей детей - фантазии, эмоционального отношения к предметам и явлениям окружающего мира, зрительно-образной памяти; воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное; воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности; формирование элементарных основ изобразительной грамоты (чувства ритма, цветовой гармонии, композиции, пропорциональности и т.д.); приобретение детьми опыта творческой деятельности.
Методы обученияДля воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в учебном процессе применяются следующие основные методы:
объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций);
частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);
творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);
исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других материалов).
Предложенный в настоящей программе тематический ряд заданий носит рекомендательный характер, что дает возможность педагогу творчески подойти к преподаванию учебного предмета, применять разработанные им методики. Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной работы по сбору натурного материала и т.п.) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы. Программа предлагает следующую схему проведения занятий:
Обзорная беседа-знакомство с новой техникой работы в материале.
Освоение приемов работы в материале.
Выполнение учебного задания.
Итогом каждой пройденной темы становится творческая работа, выполненная в определенной художественной технике.
Описание материально-технических условий реализации учебного предметаКаждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению творчества художников,видов народных ремесел, техник работы с материалами.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной, дополнительной, учебной и учебно-методической литературой по декоративно-прикладному искусству и народным ремёслам, а также альбомами по искусству. Кабинет должен быть оборудован удобной мебелью, наглядными пособиями, интерактивной доской.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАСодержание учебного предмета «Основы изобразительного искусства» построено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления; включает теоретическую и практическую части. Теоретическая часть предполагает знакомство учащихся с техниками и способами работы с различными материалами в различных художественных техниках, а практическая часть основана на применении теоретических знаний в учебном и творческом процессе. За годы освоения программы дети получают знания о многообразии видов изобразительного искусства, а также умения работы в различных художественных техниках.
Содержание программы включает следующие основные разделы:
Раздел 1: Графика.
Раздел 2: Живопись.
Раздел 3: Скульптура.
Раздел 4: Основы композиции.
Раздел 5: ДПИ.
Содержание программы направлено на освоение различных способовработы с бумагой, тканью, другими поделочными материалами, ознакомление с приемами работы красками, мелками, углем, карандашами, пластилином и другими художественными материалами.
3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
(1 год обучения).
№ Наименование темы.
Общее кол-во часов
1. Натюрморт с цветами. Рисунок восковыми мелками. 2
2. Осенний пейзаж. Живопись. 2
3. Веселый клоун. Лепка. 2
4. Ветка рябины. Аппликация. 2
5. Натюрморт с фруктами. Живопись. 2
6. Дождливый день. Рисунок углем. 2
7. Волшебные цветы. Живопись. 2
8. Домашние питомцы. Лепка. 2
9. Силуэт. Аппликация. 2
10. Грозовой пейзаж. Живопись. 2
11. Натюрморт «Дары осени». Рисунок восковыми мелками. 2
12. Елка. Коллаж. 2
13. Новогодняя открытка. Аппликация. 2
14. Снегопад. Живопись. 1
15. Натюрморт в графике. 2
16. Зимние забавы детворы. Живопись. 3
17. Портрет. Графика. 2
18. Натюрморт. Коллаж. 3
19. Образ сказочного героя. Живопись. 2
20. Искусство силуэта. Анималистический жанр. 2
21. Пробуждение природы. Живопись. 2
22. Городской пейзаж. Графика. 2
23. Иллюстрация к сказке. Смешанная техника. 3
24. Портрет в технике коллажа. 2
25. Анималистический жанр. Живопись. 2
26. Здравствуй, Весна. Бумажная пластика. 2
27. Тематическая композиция в технике силуэта. 3
28. Весенний букет. Живопись. 2
29. Какие разные бывают люди. Бумажная пластика. 2
30. Анималистический жанр. Коллаж. 6
31. Тематическая композиция. Лепка. 3
Итого: 70
(2 год обучения).
№ Наименование темы кол-во часов
32. «Лучший день летних каникул». Графика (пастель, восковые мелки). 4
33. Декоративный натюрморт. Живопись. 4
34. Лепим растение. Рельеф. 2
35. Осенний букет .Бумажная пластика. 4
36. Сюжетная композиция по сказке. Живопись. 4
37. Декорирование предмета быта. 4
38. Натюрморт. Работа мягким графическим материалом. 4
39. Листопад. Живопись. 2
40. Рельеф на тему Нового года. 2
41. Сюжетная новогодняя композиция. Любой художественный материал. 2
42. Ночной пейзаж. Живопись. 2
43. Сувенир к дню Святого Валентина. 4
44. Фантастический город. Смешанная техника. 4
45. Наброски фигуры человека. Графика. 2
46. Коллаж на морскую тему. 4
47. Оформление подставки под карандаши. 4
48. Морозные узоры. Живопись. 2
49. Образ человека. Аппликация. 2
50. Страница в книгу. Иллюстрируем стихотворение. 2
51. Абстрактные тематические композиции. Живопись. 2
52. Абстрактные тематические композиции. Графика. 2
53. Дождливый пейзаж. Живопись. 2
54. Пейзаж «Пробуждение природы». Смешанная техника. 2
55. Пейзажные наброски с натуры. Графика. 2
56. Пейзажные этюды с натуры. Живопись. 2
Итого: 70
4.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
(1 год обучения).
№ Наименование темы, толкование. Применяемые материалы.
1. Натюрморт с цветами. Рисунок восковыми мелками. Задача: изучить свойства восковых мелков, приемы изображения букета цветов. Изобразить: цветы в вазе, передать яркость красок, радостное настроение. Цель: знакомство с техникой работы восковыми мелками. Восковые мелки, бумага формата А3,
2. Осенний пейзаж. Живопись. Задача: знакомство со свойствами акварельных красок, осенним колоритом и приемами изображения деревьев в технике «по-сырому». Изобразить: осенний пейзаж, передать теплый колорит золотой осени. Цель: знакомство с акварельными красками и техникой работы по сырому листу. Акварель, кисти, бумага формата А3, карандаш.
3. Веселый клоун. Лепка. Задача: изучить последовательность изображения фигуры человека в технике рельефа. Изобразить: фигуру клоуна. Цель: знакомство с искусством рельефа, развитие навыков лепки. Пластилин, стеки, дощечка.
4. Ветка рябины. Аппликация. Задача: изучить последовательность изображения ветки дерева в технике аппликации. Изобразить: ветку рябины в технике аппликации. Цель: знакомство с техникой аппликации, ее приемами и развитие навыков работы в этой технике. Цветная бумага, ножницы, клей, карандаш.
5. Натюрморт с фруктами. Живопись. Задача: изучить технику лессировки и последовательность изображения предмета от рисунка до живописного решения. Изобразить: фрукты. Цель: познакомиться с техникой лессировки и осваивать навыки работы в этой технике. Акварель, кисти, бумага формата А3, карандаш.
6. Дождливый день. Рисунок углем. Задача: изучить приемы работы художественным углем, последовательность изображения пейзажа. Изобразить: дождливый пейзаж. Цель: познакомить с материалом – художественный уголь и дать практику в работе с ним. Бумага формата А3, уголь художественный, ластик.
7. Волшебные цветы. Живопись. Задача: изучить приемы стилизации цветов, листьев растений. Изобразить: фантастические цветы, передать особое настроение через колорит. Цель: знакомство со стилизацией изображения. Акварель, кисти, бумага формата А3, карандаш.
8. Домашние питомцы. Лепка. Задача: изучить последовательность и технологию лепки предмета из целого куска пластилина. Вылепить: фигуру животного, передать его характер. Цель: закрепление навыков лепки из целого куска, развитие пространственного мышления. Пластилин, стеки, дощечка.
9. Силуэт. Аппликация. Задача: изучить особенности силуэтного изображения и способы его создания. Изобразить: композицию с растениями в технике силуэта. Цель: познакомиться с искусством силуэта, формировать навыки работы в технике силуэта. Бумага формата А4, клей, ножницы, цв. бумага.
10. Грозовой пейзаж. Живопись. Задача: научиться получать приглушенные мрачные цвета, используя черную краску. Изобразить: пейзаж во время грозы, передать настроение через колорит. Цель: знакомство с приглушенным, мрачным колоритом и его свойствами. Акварель, кисти, бумага формата А3, карандаш.
11. Натюрморт «Дары осени». Рисунок восковыми мелками. Задача: изучать технику работы восковыми мелками. Изобразить: овощи, ветки рябины Цель: развивать навыки работы восковыми мелками. Восковые мелки, бумага формата А3,
12. Елка. Коллаж. Задача: изучить технологию изготовления елки из пряжи. Изобразить: новогоднюю елку. Цель: знакомство с техникой коллажа. Рамка для коллажа, картон, пряжа, бусины, ленты, клей, ножницы.
13. Новогодняя открытка. Аппликация. Задача: познакомиться с понятиями – композиционный центр, ритм, симметрия и асимметрия. Изготовить: новогоднюю открытку. Цель: развивать чувство композиции, декоративности, аккуратности. Картон формата А4, клей, ножницы, ткань, цв. бумага и различный поделочный материал.
14. Снегопад. Живопись. Задача: рассмотреть последовательность изображения живописного пейзажа, особенности зимнего колорита, приемы смешивания красок. Изобразить: снегопад в лесу. Цель: закрепить навыки работы акварелью, формировать навыки смешивания красок. Акварель, кисти, бумага формата А3, карандаш.
15. Натюрморт в графике. Задача: изучить последовательность рисования округлых предметов, приемы штриховки карандашом. Изобразить: натюрморт из двух предметов. Цель: знакомство с искусством графического натюрморта, формирование навыков штриховки карандашом. Бумага формата А4, карандаш, ластик.
16. Зимние забавы детворы. Живопись. Задача: изучение этапов работы над сюжетной композицией – тема, место действия, персонажи и их взаимодействие, окружающие объекты. Изобразить: сюжетную многофигурную композицию с играми детей на природе. Цель: закрепление навыков составления сюжетной композиции. Гуашь, кисти, бумага формата А3.
17. Портрет. Графика. Задача: познакомиться с понятиями «портрет, автопортрет», последовательностью работы над ними. Изобразить: автопортрет (портрет). Цель: изучить пропорции лица человека, закреплять навыки работы художественным углем. Бумага формата А3, карандаш, ластик, уголь художественный.
18. Натюрморт. Коллаж. Задача: изучить приемы достижения цветовой гармонии при составлении композиции натюрморта. Создать: коллаж с изображением натюрморта. Цель: развивать чувство композиции, цветовой гармонии, художественный вкус. Картон, цв. бумага, др. поделочный материал, клей, ножницы.
19. Образ сказочного героя. Живопись. Задача: изучить, как цвет влияет на эмоции и впечатления человека. Изобразить: сказочный персонаж с ярко выраженным характером. Цель: научиться создавать образ персонажа с помощью колорита. Краски, кисти, карандаш, ластик, бумага формата А3.
20. Искусство силуэта. Анималистический жанр. Задача: изучить особенности силуэтного изображения и способы его создания. Познакомиться с анималистическим жанром искусства. Изобразить: композицию с животными в технике силуэта. Цель: познакомиться с искусством силуэта, формировать навыки работы в технике силуэта. Бумага формата А4, черная бумага, клей, ножницы, карандаш, ластик, кисти, черная краска.
21. Пробуждение природы. Живопись. Задача: изучить весенний колорит, отличительные признаки весеннего пейзажа. Изобразить: весенний пейзаж. Цель: научиться передавать образ времени года в живописном пейзаже. Акварель, кисти, бумага формата А3, карандаш.
22. Городской пейзаж. Графика. Задача: рассмотреть искусство городского пейзажа в творчестве художников разных эпох, особенности графических пейзажей и их средств выразительности. Изобразить: городской пейзаж. Цель: изучить выразительные средства графики. Бумага формата А3 (А4), карандаш (уголь, сангина), ластик.
23. Иллюстрация к сказке. Смешанная техника. Задача: изучить правила составления композиции иллюстрации. Изобразить: иллюстрацию к любимой сказке комбинируя использование разных художественных материалов и техник. Цель: знакомство с искусством иллюстрации. Бумага формата А4, карандаш, акварель, гуашь, мелки, цв. бумага (по выбору).
24. Портрет в технике коллажа. Задача: подобрать материал, гармонирующий между собой по цвету и фактуре, для создания коллажной композиции. Создать: коллаж с изображением портрета. Цель: закрепить навыки в технике коллажа, развивать фантазию, воображение. Картон, цв. бумага, др. поделочный материал, клей, ножницы.
25. Анималистический жанр. Живопись. Задача: знакомство с произведениями живописи анималистического жанра. Изобразить: животное – главного героя стихотворения (рассказа). Цель: закрепить навыки изображения животных. Акварель, кисти, бумага формата А3, карандаш.
26. Здравствуй, Весна. Бумажная пластика. Задача: изучить приемы работы в технике бумажной пластики, создавая рельефное изображение. Изобразить: весенний пейзаж. Цель: знакомство с искусством бумажной пластики. Бумага формата А3, цв. бумага, клей ножницы.
27. Тематическая композиция в технике силуэта. Задача: познакомиться с правилами составления сюжетных силуэтных композиций. Изобразить: сюжетную композицию на любую тему в технике силуэта. Цель: изучить специфику и выразительные средства искусства силуэта. Бумага формата А4, черная бумага, клей, ножницы, карандаш, ластик, кисти, черная краска.
28. Весенний букет. Живопись. Задача: изучить технику живописи мазками (гуашь). Изобразить: букет с весенними цветами и ветками, передать весеннее настроение. Цель: познакомиться с техникой живописи мазками в стиле импрессионизма Бумага формата А3, кисти, гуашь.
29. Какие разные бывают люди. Бумажная пластика. Задание: изучить особенности телосложения и пропорций разных людей и создаваемы, в зависимости от этого, образ. Изобразить: человека определенного телосложения (балерина, тяжелоатлет, толстяк) в технике рельефной аппликации. Цель: закрепить знания о пропорциях фигуры человека и умение изображать его в движении. Бумага формата А4, цветная бумага, ножницы, клей, карандаш.
30. Анималистический жанр. Коллаж. Задача: подобрать материал, гармонирующий между собой по цвету и фактуре, для создания коллажной композиции. Создать: коллаж с изображением животного. Цель: закрепить навыки в технике коллажа, развивать фантазию, воображение. Картон, цв. бумага, др. поделочный материал, клей, ножницы.
31. Тематическая композиция. Лепка. Задача: учиться составлять выразительную пространственную тематическую композицию. Вылепить: тематическую композицию с двумя фигурами. Цель: закрепление навыков лепки из целого куска, развитие пространственного воображения. Пластилин, стеки, дощечка.
(2 год обучения).
№ Наименование темы, толкование. Применяемые материалы.
32. «Лучший день летних каникул». Графика (пастель, восковые мелки). Задача: построить сюжетную композицию на заданную тему. Изобразить: композицию на тему летних каникул с 2-3 фигурами людей в действии. Цель: совершенствование навыков рисования фигуры человека и техники рисования мягким графическим материалом. Восковые мелки, пастель, бумага формата А3,
33. Декоративный натюрморт. Живопись. Задача: научиться гармонично подбирать цвета в живописной работе. Изобразить: натюрморт по воображению. Цель: познакомиться с понятием «декоративный натюрморт». Гуашь, кисти, бумага формата А3, карандаш.
34. Лепим растение. Рельеф. Задача: знакомство с видами рельефа. Изобразить: растение в технике рельефа. Цель: совершенствование навыков лепки рельефа. Пластилин, стеки, дощечка.
35. Осенний букет. Бумажная пластика. Задача: изучить приемы декорирования бумаги и изготовления рельефной аппликации. Изобразить: букет осенних листьев. Цель: совершенствование навыков работы в технике бумажной пластики. Бумага формата А3, гуашь, кисти, ножницы, клей, карандаш.
36. Сюжетная композиция по сказке. Живопись. Задача: учиться изображать людей, животных в движении. Изобразить: сюжет сказки. Цель: совершенствование навыков составления сюжетной композиции. Краски, кисти, бумага формата А3, карандаш.
37. Декорирование предмета быта. Задача: изучение техники декупажа и росписи акриловыми красками различных поверхностей. Изобразить: декорирование сосуда по выбору. Цель: знакомство со способами декорирования предметов быта. Предметы быта, акриловые краски, кисти, салфетки для декупажа, клей, кружево, бусины, пуговицы..
38. Натюрморт. Работа мягким графическим материалом. Задача: изучить приемы работы художественным углем. Изобразить: натюрморт из двух предметов с драпировкой. Цель: совершенствование навыков работы мягким материалом. Худож. уголь, бумага формата А3,
39.
Листопад. Живопись. Задача: изучить приемы работы мазками в гуашевой живописи. Изобразить: пейзаж с листопадом. Цель: развивать живописность в работе. Бумага формата А3, кисти, гуашь.
40. Рельеф на тему Нового года. Задача: изучить приемы лепки рельефа. Изобразить: новогоднюю композицию. Цель: совершенствование навыков лепки рельефа. Пластилин, стеки, дощечка.
41. Сюжетная новогодняя композиция. Живопись. Задача: изучение последовательности построения композиции на заданную тему. Изобразить: сюжетную многофигурную композицию на тему Нового года. Цель: совершенствование навыков изображения человека в движении. Краски, кисти, бумага формата А3, карандашь.
42. Ночной пейзаж. Живопись. Задача: осваивание приемов получение тусклых приглушенных цветов из ярких красок. Изобразить: ночной пейзаж. Цель: знакомство с приглушенными тусклыми красками. Гуашь, кисти, бумага формата А3.
43. Сувенир к Дню Святого Валентина. Задача: изучение технологии изготовления изделий из гипса. Изготовить: декоративный магнит. Цель: знакомство с технологией изготовления декоративного магнита из гипса. Гипс, форма для заливки изделий, декупажные картинки, клей, ножницы, элементы декора.
44. Фантастический город. Смешанная техника. Задача: освоение техники печатания узоров. Изобразить: фантастический город. Цель: знакомство с техникой печатания узоров. Гуашь, кисти, печати, бумага формата А3.
45. Наброски фигуры человека. Графика. Задача: приобретение навыков графического наброска фигуры человека с натуры. Изобразить: набросок фигуры человека с натуры. Цель: Знакомство с искусством кратковременного наброска с натуры. Карандаш, ластик, бумага формата А3.
46. Коллаж на морскую тему. Задача: изучение вариантов составления коллажной композиции на заданную тему. Изобразить: коллаж из различных материалов. Цель: развивать умение составлять оригинальные коллажные композиции. Картон, поделочный материал, клей.
47. Оформление подставки под карандаши. Задача: рассмотреть способы изготовления и декорирования карандашницы из различных материалов. Изготовить: карандашницу. Цель: развитие навыков конструирования и декорирования. Поделочный материал, клей.
48. Морозные узоры. Живопись. Задача: освоение новой техники создания декоративных узоров. Изобразить: морозные узоры. Цель: знакомство с новыми приемами создания декоративных узоров. Гуашь, кисти, губка, бумага формата А4.
49. Образ человека. Аппликация. Задача: изучение способов изображения человека из геометрических фигур в технике аппликации. Изобразить: фигуру человека. Цель: Создание образа-характера. Бумага, клей, ножницы.
50. Страница в книгу. Иллюстрируем стихотворение. Задача: изучение правил оформления книжной страницы. Изобразить: иллюстрацию к стихотворению Цель: познакомиться с правилами оформления книжной страницы. бумага формата А4, любой худож- ный материал.
51. Абстрактная тематическая композиция. Живопись. Задача: выразить заданный темой образ в живописной композиции. Изобразить: абстрактные композиции на темы: «Рождение жизни», «Смерть». Цель: развитие образного мышления. Краски, кисти, бумага формата А4.
52. Абстрактная тематическая композиция. Графика. Задача: выразить заданный темой образ в графической композиции. Изобразить: абстрактные композиции на темы: «Любовь», «Техника», «Покой», «Движение». Цель: развитие образного мышления. бумага формата А4, графические материалы.
53. Дождливый пейзаж. Живопись. Задача: изучить приемы передачи настроения пейзажа в живописи. Изобразить: дождливый пейзаж. Цель: научиться изображать пейзаж в приглушенном колорите. Краски, кисти, бумага формата А3.
54. Пейзаж «Пробуждение природы». Смешанная техника. Задача: изучение приемов изображения пейзажа в смешанной технике (гуашь и бумажная пластика). Изобразить: Весенний пейзаж. Цель: знакомство с приемами изображения пейзажа в смешанной технике. Гуашь, кисти, цв. бумага, клей, ножницы, бумага формата А3.
55. Пейзажные наброски с натуры. Графика. Задача: освоить приемы выполнения графических пейзажных набросков. Изобразить: графические наброски пейзажей. Цель: знакомство с искусством пленэра. Графический материал, бумага формата А4.
56. Пейзажные наброски с натуры. Живопись. Задача: освоить приемы выполнения живописных пейзажных набросков. Изобразить: живописные наброски пейзажей. Цель: знакомство с искусством пленэра. Акварель, бумага формата А4, кисти.
5.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
В результате обучения учащиеся должны: - знать различные виды изобразительного искусства.
- знать основные жанры изобразительного искусства.
- знать терминологии изобразительного искусства.
- знать основы цветоведения (основные и составные цвета, малый и большой цветовой круг,
нюансы, контрасты, тон, цветовые гармонии и др.).
- знать разнообразие техник и технологий, художественных материалов в изобразительной
деятельности и уметь их применять в творческой работе.
- знать основные выразительные средства изобразительного искусства.
- знать основные элементы композиции: принцип трехкомпонентности, силуэт, ритм, пластический
контраст, соразмерность, центричность-децентричность, статика-динамика, симметрия-асимметрия.
6. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях. В качестве средств текущего контроля успеваемости учащихся программой предусмотрено введение оценки, которая складывается из правильности композиционного решения и выразительности цветового и (или) графического решения каждой работы. Это обеспечивает стимул к творческой деятельности и объективную самооценку учащихся.
Промежуточная аттестация проводится в форме просмотров работ учащихся в 1-м и 2-м полугодиях каждого учебного года и выставляется итоговая оценка за полугодие.
По окончании обучения в подготовительной группе проводится экзамен. Учащемуся предлагается выполнить сюжетную композицию на заданную тему. На выполнение задания отводится 4 часа. Оценка работ учащихся ставится исходя из критериев: оригинальность мышления; самостоятельное решение задачи без помощи преподавателя; грамотный выбор формата, определение величины предмета (предметов), пропорциональные отношения величин, знание элементарных законов композиции; индивидуальное цветовое решение, законченность работы.
2. Критерии оценок
Оценивание работ осуществляется по двум направлениям: практическая работа и теоретическая грамотность. Важным критерием оценки служит качество исполнения, правильное использование материалов, оригинальность художественного образа, творческий подход, соответствие и раскрытие темы задания. Это обеспечивает стимул к творческой деятельности и объективную самооценку учащихся.
"5" (отлично) ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, составил композицию, учитывая законы композиции, проявил организационно-трудовые умения.
"4" (хорошо) ставится, если в работе есть незначительные промахи в композиции и в цветовом решении, при работе в материале есть небрежность.
"3" (удовлетворительно) ставится, если работа выполнена под неуклонным руководством преподавателя, самостоятельность обучающегося практически отсутствует, ученик неряшлив и безынициативен
7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Список методической литературы
Бесчастнов М.П. Графика пейзажа.- М.: Гуманитарное издание ВЛАДОС, 2008.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 1991.
3. Горяева Н.А. первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Книга для учителя.
М.: Просвещение, 1991.
4. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. - М.: Столетие, 1998.
5. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. - М.: Просвещение, 1985.
6. Крошоу Э. Акварель.-М.: АСТ, 2004.
7. Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника. - М.: Просвещение, 1977.
8. Полунина В. Искусство и дети. Из опыта работы учителя. - М.: Просвещение, 1982.
9. Пейзаж. Основные техники изображения.-М.: Мир книги, 2006.
10. Портрет. Уроки мастерства.-М.: Мир книги, 2005.
11. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в
начальной школе. - М., Академия, 2008.
Список учебной литературы
Акварельная живопись: Учебное пособие. Часть 1. Начальный рисунок. - М.: Издательство школы акварели Сергея Андрияки, 2009.
2. Шалаева Т.П. Учимся рисовать.- М.: АСТ Слово, 2010.
3. Щеблыкин И.К., Романина В.И., Когогкова И.И. Аппликационные работы в начальных
классах. - М.: Просвещение, 1990.
4. Шматова О. Самоучитель по рисованию гуашью.-М.: Эксмо, 2005.
Средства обучения
На уроках используется большое количество разнообразных наглядных пособий. Они необходимы, чтобы преподаватель мог ознакомить учащихся со способами выполнения графической, живописной работы, скульптуры, изготовления изделий ДПИ, с инструментами, которые будут использованы при работе в материале, их назначением и использованием на каждом этапе урока, с приемами работы над заданием. Типы пособий:
• натуральные наглядные пособия - образец изготавливаемого предмета, его развертка или выкройка, материалы и инструменты, применяемые на уроках. Для показа сложных приемов обработки материала
используются детали увеличенного размера. Возможно использование предметно-технологической карты;
образец — это конкретный предмет, который при его рассмотрении будет мысленно расчленен на отдельные составляющие детали, дальнейший анализ которых позволит определить действия и операции, необходимые для изготовления всего изделия. Отсутствие образца изделия на уроке, особенно на первом этапе обучения, делает выполнение детьми операций, необходимых для изготовления изделия, случайными и неосознанными;
устное описание творческой работы -
способствует образованию у детей правильного представления о предмете творчества;
материальные - для полноценного усвоения заданий каждого раздела программы необходимо, чтобы обучающиеся были обеспеченны всеми необходимыми материалами.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
(1 год обучения).
№ Наименование темы.
Общее кол-во часов Дата
1. Натюрморт с цветами. Рисунок восковыми мелками. 2 2. Осенний пейзаж. Живопись. 2 3. Веселый клоун. Лепка. 2 4. Ветка рябины. Аппликация. 2 5. Натюрморт с фруктами. Живопись. 2 6. Дождливый день. Рисунок углем. 2 7. Волшебные цветы. Живопись. 2 8. Домашние питомцы. Лепка. 2 9. Силуэт. Аппликация. 2 10. Грозовой пейзаж. Живопись. 2 11. Натюрморт «Дары осени». Рисунок восковыми мелками. 2 12. Елка. Коллаж. 2 13. Новогодняя открытка. Аппликация. 2 14. Снегопад. Живопись. 1 15. Натюрморт в графике. 2 16. Зимние забавы детворы. Живопись. 3 17. Портрет. Графика. 2 18. Натюрморт. Коллаж.
3 19. Образ сказочного героя. Живопись. 2 20. Искусство силуэта. Анималистический жанр. 2 21. Пробуждение природы. Живопись. 2 22. Городской пейзаж. Графика. 2 23. Иллюстрация к сказке. Смешанная техника.
3 24. Портрет в технике коллажа. 2 25. Анималистический жанр. Живопись. 2 26. Здравствуй, Весна. Бумажная пластика. 2 27. Тематическая композиция в технике силуэта.
3 28. Весенний букет. Живопись. 2 29. Какие разные бывают люди. Бумажная пластика. 2 30. Анималистический жанр. Коллаж.
4 31. Тематическая композиция. Лепка.
3 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. (2 год обучения).
№ Наименование темы кол-во
часов Дата
32. «Лучший день летних каникул». Графика (пастель, восковые мелки). 4
33. Декоративный натюрморт. Живопись. 4
34. Лепим растение. Рельеф. 2 35. Осенний букет .Бумажная пластика. 4
36. Сюжетная композиция по сказке. Живопись. 4
37. Декорирование предмета быта. 4
38. Натюрморт. Работа мягким графическим материалом. 4
39. Листопад. Живопись. 2 40. Рельеф на тему Нового года. 2 41. Сюжетная новогодняя композиция. Любой художественный материал. 2 42. Ночной пейзаж. Живопись. 2 43. Сувенир к дню Святого Валентина. 4
44. Фантастический город. Смешанная техника. 4
45. Наброски фигуры человека. Графика. 2 46. Коллаж на морскую тему. 4
47. Оформление подставки под карандаши. 4 48. Морозные узоры. Живопись. 2 49. Образ человека. Аппликация. 2 50. Страница в книгу. Иллюстрируем стихотворение. 2 51. Абстрактные тематические композиции. Живопись. 2 52. Абстрактные тематические композиции. Графика. 2 53. Дождливый пейзаж. Живопись. 2 54. Пейзаж «Пробуждение природы». Смешанная техника. 2 55. Пейзажные наброски с натуры. Графика. 2 56. Пейзажные этюды с натуры. Живопись. 2 Итого: 70