Реализация профессионального стандарта Педагог при работе с одарёнными детьми в дополнительном образовании. Ключевые моменты.


Реализация профессионального стандарта «Педагог» при работе с одарёнными детьми в дополнительном образовании.Детское объединение «Другая мода»
8 сентября 2015 года был подписан приказ № 613н Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». На основании требований, закреплённых в стандарте, каждому педагогу дополнительного образования необходимо проанализировать свою деятельность.
Основной упор профстандарт делает на умение педагога работать с разными категориями детей, а именно:
Работа с одаренными детьми;
Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;
Работа с детьми мигрантами;
Работа с детьми, имеющими проблемы в развитии;
Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными детьми, в том числе с отклонениями в социальном поведении.
Владение ИКТ-компетенциями
Следовательно необходимо проводить анализ деятельности, в том числе, учитывая состав учащихся, среди которых несомненно есть и одарённые дети.
Очень важно не упустить таких детей из виду, заметить и дать раскрыться в полной мере таланту и способностям. Именно эти дети являются флагманами в дополнительном образовании. На их интересе и способностях выстраиваются ключевые моменты деятельности педагога дополнительного образования, их достижениями пополняется копилка педагога, на их потребностях выстраиваются дальнейшие ориентиры.
В своей деятельности я чаще использую «горизонтальное обогащение» содержания образования, направленное на расширение изучаемой области знаний. Однако деятельность педагога дополнительного образования сама по себе выходит за пределы «основных учебных занятий». В объединении «Другая мода» дети получают широкий круг знаний, выходящий за рамки школьного обучения: в сфере конструирования, проектирования, истории искусств, промыслов, моды и дизайна. Всё это дети, приходящие на занятия, получают в рамках образовательной программы по дополнительному образованию.
Что касается одарённых детей, то здесь я использую «вертикальное обогащение» образовательной деятельности, апеллирующее к высшим познавательным уровням в области избранного предмета. С такими детьми важно и нужно выходить ЗА рамки образовательной программы, усложняя/ изменяя/чередуя методы и формы работы. Одаренный ребенок продвигается быстрее не за счёт ускоренного прохождения базовой программы, а получает дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, креативности, умение работать самостоятельно.
Что же такое «одарённые дети» и как современный профстандарт помогает педагогу структурировать свою деятельность в работе с такими детьми?
1)Одаренность – системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. («Рабочая концепция детской одаренности»)
2)Под одаренностью понимается не только высокие способности человека, но и наличие определенных личностных характеристик (мотивация, контроль, самооценка) и внешние факторы (микроклимат семьи и школы). (К. Хеллер)
В таблице представлены требования профстандарта к деятельности, знаниям и навыкам педагога, а так же практическая деятельность по выяалению и работе с одарёнными детьми в объединении «Другая мода».
Анализ проводился на основании результатов деятельности за 2015-2016 год.
Профстандарт «Педагог» Практическая реализация с моей стороны
Трудовые действия - Определение на основе анализа учебной деятельности обучающегося оптимальных (в том или ином предметном образовательном контексте) способов его обучения и развития;
- Определение совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями), другими участниками образовательного процесса (педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист и т.д.) зоны его ближайшего развития, разработка и реализация (при необходимости) индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития обучающихся;
- Планирование специализированного образовательного процесса для группы, класса и/или отдельных контингентов обучающихся с выдающимися способностями и/или особыми образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики со-става обучающихся, уточнение и модификация планирования;
- Организация олимпиад, конференций, турниров математических и лингвистических игр в школе и др. Выявление наиболее способных и талантливых детей в группе на основе длительного наблюдения анализа учебной деятельности.
(Из группы 15 чел ДО «Другая мода» - 2 одарённых ребёнка)
Осуществление учебно-познавательной деятельности в соответствии с познавательными потребностями детей, а не по заранее разработанной логической схеме.
Ориентация на инициативу обучающихся, выбор индивидуальной траектории обучения для наиболее способных воспитанников.

Участие в различных конкурсах разного уровня сложности, проведение внутренних конкурсов-соревнований, с целью выявления лучших для дальнейшего участия в мероприятиях более высокого уровня.
Необходимые умения - Применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;
- Проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения;
- Организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую;
- Разрабатывать и реализовывать проблемное обучение, осуществлять связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждать с обучающимися актуальные события современности;
-Устанавливать контакты с обучающимися разного возраста и их родителями (законными представителями), другими педагогическими и иными работниками;
Использование различных средств обучения. Создание сайта детского объединения, странички в социальных сетях с возможностью демонстрации учебных, игровых и демонстрационных материалов, а так же результатов деятельности самих воспитанников и их достижений.
http://baobab.a5.ruhttps://vk.com/baobab1692Обеспечение высокой самостоятельности учебной деятельности, посредством введения проектно-исследовательской деятельности. Возможность самостоятельного выбора темы и методов реализации проекта. (Выбор тем для индивидуальных проектов в соответствии с интересами и потребностями ребёнка.)
Преобладание практической деятельности.
Анализ профессиональной деятельности в изучаемой нами сфере (дизайн, мода, конструирование). (Посещение выставок, музеев, просмотр видео-материалов с показов известных дизайнеров)
Контакт с родителями, привлечение к совместной работе над реализацией проектной деятельности.
Необходимые знания - Современные педагогические технологии реализации компетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
- Методы и технологии поликультурного, дифференцированного и развивающего обучения;
- Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики Проведение пробных занятий по отобранной тематике, включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;
Гибкое в использовании времени, средств, материалов в организации педагогической деятельности. (Создание индивидуального расписания для способных/одарённых детей)
Создание дружественной среды для детей разного возраста и национальностей.
Таким образом следует выделить некоторые стратегические ориентиры в обучении одаренных детей:
Формирование базовых навыков идёт по ускоренной траектории в том случае, когда основная программа меняется в соответствии с более высокими потребностями одаренных детей.
Учебная деятельность строится на проблемном обучении.
Создание условий для использования метапредметных связей внутри изучаемой системы знаний.
Практики должно быть больше, чем теории.
Индивидуальные траектории обучения должны способствовать самостоятельности учебного процесса со стороны школьников, подталкивая их к саморазвитию, а также обеспечивать развитие понимания своего внутреннего мира, природы социальных взаимоотношений, значимости культурных традиций.
Педагог должен активно взаимодействовать с родителями (законными представителями) одарённых детей, для создания общей благоприятной среды для дальнейшего развития таланта ребёнка.