О роли концертмейстера в детской музыкальной школе. Мысли вслух.


О РОЛИ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА
В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
МЫСЛИ ВСЛУХ.
Галиева Р.А.
Преподаватель
по классу фортепиано,
концертмейстер
МБУ ДО «Детская
музыкальная школа
г.Зеленодольска РТ»
…При слове «концертмейстер» так и видишь картину, как серьезная тетенька выводит на сцену малыша со скрипочкой, ставит его на нужное место, сама садится за рояль и кивком головы показывает, что пора играть. И юный музыкант начинает послушно водить по струнам…
Пройдет некоторое время. Скрипач подрастет и уже сам кивком покажет, мол, давайте начинать. Это он – солист! Он – главный на сцене. А концертмейстер лишь помощник. Однако пианисты-концертмейстеры думают по-другому. Они считают свою работу не просто важной, но и почетной, ведь нет задачи благороднее, чем совместно с педагогом по специальности приобщить ребенка к миру прекрасного. Специфика работы в музыкальной школе, где обучаются дети с самых малых лет, такова, что концертмейстер не просто аккомпанирует, а активно участвует в учебной, воспитательной, музыкально-просветительской деятельности.
Так кто же это – концертмейстер в детской музыкальной школе? Прежде всего, это профессиональный пианист, хорошо владеющий роялем и обладающий многими необходимыми навыками. В первую очередь, на мой взгляд, это умение читать с листа текст любой сложности. Ведь не секрет, что для большинства композиторов фортепиано – это «симфонический оркестр» с его красочным, масштабным, многоголосным звучанием.
Умение из сложного текста выбрать основное, не теряя при этом содержания музыки – еще один необходимый для концертмейстера навык. При работе в классе можно облегчить трудные места, однако на сцене нужно создать полноценную звучность аккомпанемента, направленную на раскрытие художественного образа исполняемого музыкального произведения.
Непростая задача – играть аккомпанемент и при этом ясно видеть-слышать партию солиста. Особенно важно, чтобы пианист знал специфические особенности солирующего инструмента (вокалиста) – принципы звукоизвлечения, дыхания, техники. Умение аккомпанировать учащимся различных специальностей нарабатывается многими годами активной классной и концертной работы. Подобный универсальный концертмейстер, конечно, нарасхват и в детской музыкальной школе, и во «взрослой» концертной организации.
Быть чутким ансамблистом. Думаю, в работе с детьми именно концертмейстер помогает учащемуся освоить азы синхронного, ансамблевого исполнения, темпового, метро-ритмического соответствия. Именно концертмейстер помогает понять и передать содержание произведения, развивает ритмическую дисциплину ученика и согласованность исполнения партий.
Можно еще долго перечислять того, что должен уметь концертмейстер в школе: транспонировать, «на ходу» подбирать мелодию или аккомпанемент, делать переложения, понимать основные дирижерские жесты и т.д.. Однако не надо забывать, что речь идет не о машине, которая должна уметь и делать. Все-таки мы говорим о живом человеке, поэтому нельзя не упомянуть и о некоторых специфических психологических качествах. Так, внимание концертмейстера – это внимание совершенно особого рода, ведь его надо распределить и на собственные исполнительские задачи, и контролировать звуковой баланс, и при этом быстро и точно поддержать солиста в его намерениях, создать единую с ним художественную концепцию произведения, поддержать в кульминациях. Вместе с тем, при необходимости, быть незаметным и всегда чутким его помощником.
Полноценная профессиональная деятельность требует помимо особого внимания таких качеств, как быстрота и активность реакции, находчивость в неожиданных ситуациях. Если ученик перепутал текст (что часто происходит на концерте или экзамене), опытный концертмейстер сумеет вовремя подхватить солиста и благополучно доиграть пьесу до конца.
Воля и самообладание – качества, также необходимые концертмейстеру. Опытный аккомпаниатор всегда может снять нервное напряжение солиста перед концертным выступлением. Предельная сосредоточенность и умение держать себя в руках за сценой, выразительность и повышенный тонус исполнения аккомпанемента на сцене – помогут солисту обрести уверенность в себе, придадут ему психологическую свободу и, будем надеяться, наполнят выступление творческим вдохновением.
Завершая свои размышления, хочу еще раз подчеркнуть, что это далеко не все требования к концертмейстеру. В данной работе я обозначила то, что считаю для себя наиболее важным и первоочередным, то, что почувствовала собственной «кожей» за почти 40-летний стаж концертмейстерской деятельности. Очень важно, чтобы сам концертмейстер любил играть, умел получать удовольствие на сцене, испытывать радость от совместного творчества.
Использованная литература:
Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе. Размышления педагога. – М., Музыка, 1996.
Кубанцева Е.И. Концертмейстерство – музыкально-творческая деятельность. – Музыка в школе, 2001, №2.