«Формы работы с учащимися по патриотическому воспитанию»

«Формы работы с учащимися по патриотическому воспитанию»
Семинар ЗВР
Мир стоит на пороге нового тысячелетия. Несмотря на новые современные технологии, на всеобщую компьютеризацию, во главе всего по- прежнему стоит человек. Всё в новом веке будет зависеть от него, сейчас ещё ребёнка, но уже человека 21 века. А вследствие этого во многом от работы учителя, воспитателя, от нашей работы зависит, кто завтра возглавит государство, будет стоять у истоков науки, выведет культуру на её истинное место в обществе.
Исходя из этого, основной задачей педагогический коллектив нашей школы считает развитие познавательного интереса, воспитание гражданственности и высокой нравственности.
Другими словами, доброта, милосердие, честность, порядочность, доброжелательное отношение к окружающим, любовь к Родине, любовь к родной природе – вот те качества, которые мы стараемся воспитывать у своих детей – это основа всякой воспитательной системы школы.
Содержание патриотического воспитания в нашей школе осуществляется через комплексный и интегрированный подходы, единство целей и задач воспитания, обучения и организации жизнедеятельности воспитанников в учебной и внеурочной работе.
Патриотическое, духовно- нравственное, экологическое, трудовое направления взаимосвязанные между собой включает целевая программа «Патриот». Программа рассчитана на 2011-2015гг.
Основной целью программы является привлечение учащихся к здоровому образу жизни, привитие любви к физической культуре, готовность к служению Отечеству, готовность прийти на помощь в повседневной жизни, воспитание патриота Родины.
Какие мероприятия можно провести с учащимися для формирования у них любви к родному краю, России? Как подготовить будущих защитников Отечества, гражданина, патриота?
Важным условием для патриотического воспитания учащихся является взаимодействие следующих субъектов. В нашей школе действует клуб «СОБР». Основной костяк этого клуба - кадеты. Сейчас кадетские классы в школе являются базовыми по военно-патриотическому воспитанию; в школе это самые активные спортсмены, неоднократно защищавшие честь школы во всех районных акциях, конкурсах, смотрах, как в районе, в Республике, так и в России.
1.Клуб взаимодействует с молодёжным центром патриотического воспитания РМЭ;
2.Взаимодействует с эколого-биологическим центром РМЭ;
3.Взаимодействует с Отделом молодёжи г.Волжска и Волжского района;
4.Взаимодействует с Военкоматом г. Йошкар – Ола и г. Волжск;
5. Взаимодействует с ДЮСШ;
6.Взаимодействует с сельским поселением;
7.Взаимодействует с Музеем школы;
8.Взаимодействует со Школьной Думой, Советом класса и активом класса.
1.Взаимодействие с молодёжным центром патриотического воспитания РМЭ через:
- Фестивали патриотических клубов и объединений в РМЭ. Первый республиканский фестиваль патриотических клубов и объединений «Всё в наших руках!» провели на базе нашей школы 2003г.
- Слеты патриотических клубов;
- Военно- спортивные игры: «Победа» (2003г., 2005г.,2007г., 2009г., 2011г., 2012г.)
- Спартакиада допризывной молодёжи;
-Военизированные эстафеты;
-Участие на параде Победы в г.Йошкар –Ола.
- Иванов Денис и Михайлов Андрей в составе сборной команды РМЭ участвовали в Спартакиаде молодежи России допризывного возраста Приволжского и Уральского федеральных округов по летнему полиатлону в г. Перми. Команда заняла 3 место.
-Участие в конкурсе «Патриот Родины»
2.Взаимодействие с эколого-биологическим центром республики через проекты:
-«Защитим родную землю»;
- «Овощи без нитратов»;
-«Чистый родник»;
Экологический проект по благоустройству места проживания «Чистая планета» занял в республике 1 место. Подготовили его учащиеся кадетского класса. Экологическая агитбригада на межрегиональном конкурсе « Зеленая планета» заняла 2 место.
- через экологический отряд, который активно принимал участие в конкурсе «Семь чудес России»; (голосование шло через интернет)
- через конкурсы «Маленькой ёлочке хорошо в лесу»;
-через конкурсы Водных проектов среди старшеклассников; Проект «Морской глаз» в РМЭ -3 место; в России - 3место.
3.Взаимодействие с Отделом молодёжи г.Волжска и Волжского района:
-Спартакиада допризывной молодёжи. (Зимний и летний этапы ) 11-й год подряд наши ребята занимают только 1 место.
- «Вперед юнармейцы!»;
- «Школа безопасности»;
- Смотр строя и песни;
- Фестивали старшеклассников.
4.Взаимодействие с Военкоматом г. Йошкар – Ола и г. Волжска:
-Посвящение в кадеты;
-Фестивали;
-Поездка в воинскую часть, в военные училища;
-Военно-полевые сборы;
-Смотр строя и песни.
Появились и результаты. За активную работу в военно-патриотическом воспитании школа была отмечена Грамотами района, Военного комиссариата и Министерства Образования. Школа два раза получила грант главы администрации Волжского муниципального района «Лучшая организация по патриотическому воспитанию». 10 июня 2008 года в правительстве Республики Марий Эл Сотнурской школе вручили Российскую медаль и грамоту «За активную работу по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации». Награды российского масштаба директору школы Войконову В.И. и заместителю директора по военно-патриотическому воспитанию Иванову О.В. вручил заместитель главы Правительства Республики Марий Эл Гаранин Л.А. В 2012году Иванову О.В. вручили российскую медаль «За заслуги в патриотическом воспитании молодёжи».
Сейчас в военных ВУЗах страны учатся 6 наших выпускников. Келушев В., Степанов С., Гаврилов Д., - Московский военный институт радиоэлектроники космических войск; Романова К.- Санкт – Петербургская военная академия; Никифоров М.- Воронежский военный институт; Микутов М.- Рязанское воздушно-десантное училище.
5. Взаимодействие с ДЮСШ через спортивные кружки и секции, через спортивные мероприятия:
Одной из первоочередных задач нашей школы является сохранение и укрепление здоровья детей. В рамках программы « Здоровье» каждый месяц проводим Дни здоровья. В школе работают такие спортивные секции, как «Лыжи», «Футбол», «Волейбол», «Меткий стрелок». Проводим рейды «Чистота – залог здоровья», конкурс плакатов «Курить и пить – здоровью вредить», «Я выбираю ЗОЖ», «Самый уютный класс». В январе все мероприятия проходят под девизом «В здоровом теле – здоровый дух».
Традиционно каждый год в школе проводим первенство школы по волейболу, баскетболу, футболу, «Веселые старты» между учащимся начальных классов, между родителями и детьми «Папа, мама и я – спортивная семья», между учителями и учениками старших классов «Большие гонки», приглашаем учащихся из других школ. Воспитанники спортивных секций составляют достойную конкуренцию на различных соревнованиях.
6.Взаимодействие с сельским поселением через систему социальных проектов:
-«Чистый родник»
- «Лежачий полицейский»
-«Ветеран живёт рядом»,
- «Милосердие»,
-«Дом без одиночества».
Но неизменно самой важной частью проекта является организация помощи ветеранам и
одиноко проживающим престарелым на территории Сотнурского сельского поселения.
7.Взаимодействие с Музеем школы:
-Поисковая работа;
-Исследовательская работа;
-Экскурсии;
- Конкурсы.
Экскурсии в школьный музей совершают не только ученики нашей школы. Школа принимала делегации из Англии, Португалии, Финляндии, Эстонии. В этом учебном году школу посетили и члены Совета Европы. Все делегации написали прекрасные отзывы о работе школы. То, что ведется активная поисковая работа, говорит еще и тот факт, что в музее собрано более 800 подлинников, обновлен стендовый материал. Силами учащихся создаются различные фильмы, в частности по военно–патриотическому воспитанию
8.Взаимодействие с детским самоуправлением через Школьную Думу, Совет класса, актив класса:
1.Конференции;
2.Акции;
3.Военно-спортивные игры:
- «Зарница»;
- «Зарничка»;
-«Орлёнок»;
- «Турслет;
- Игры на местности с использованием компонентов военизированной эстафеты: «Захват штаба», «Секретный пакет», «Рыцарский турнир».
4.Уроки мужества:
- с приглашением ветеранов войны;
-с приглашением участников локальных конфликтов;
-с приглашением курсантов военных училищ.
5.Конкурсы:
-стихов, посвященных защитникам Отечества;
-песен, посвященных выводу наших войск из Афганистана;
-плакатов «Мои родные – защитники Отечества»;
-боевых листков ко Дню защитника Отечества, ко Дню Победы;
-рисунков «Я рисую мир!», «Нет войне!», «Виват Россия!», «Служу Отечеству!», «Этот День Победы».
-.фотовыставки и рассказы на темы: «Моя мама за работой», «Две стороны жизни», «Моя малая Родина», «Ими гордится наша школа».
6.Экскурсии:
-в школьный музей;
-в музеи г.Йошкар –Ола;
-в музей имени З.Ф.Прохорова.
7.Тематические вечера:
-«Я служить должен»;
-- «Этот День Победы порохом пропах» - к празднованию Дня Победы;
- «Салют, Победа!» - по произведениям о Победе, о людях, совершивших подвиг;
- «У войны не женское лицо» - по стихотворениям поэтесс – участниц войны, о нелегких судьбах женщин фронта и тыла;
- «Память, которой не будет конца» - композиция построена на материалах о героических событиях, как ВОВ, так и войн в Афганистане и Чечне;
- «Нет в мире края краше» - раскрытие величия и неповторимости природы России и.т.д.
8.Благоустройство места проживания:
-«Спеши делать добро»;
- «Живи и помни» (уход за памятниками и могилами)
- «Чистые окна»;
-«Чистые улицы»;
- «Чистый родник»;
-«Сохраним планету».
9. Праздники:
Это- Масленица, Рождественские посиделки, конкурсы, построенные на элементах народных игр, викторины по пословицам, фольклору «Мы за чаем не скучаем», биографиям великих земляков, состязания команд с элементами спортивных игр «Большие гонки» – гонки между учениками ; между командой учеников и командой учителей; между командой учеников, учителей и родителей, музыкальные конкурсы «Можешь? Спой!», тематический вечер для старшеклассников «Мелодии и ритмы марийской эстрады».
С народными традициями связано проведение праздника «Приглашаем на ярмарку!» Здесь и выставка – продажа мучных изделий, и конкурс инсценированных народных обрядов, и соревнования среди старшеклассников по силовым видам спорта.
10.Спортивные состязания, конкурсы:
-Осенний и весенний кросс;
-Веселые старты;
-«Супердедушка»;
-Малые Олимпийские игры;
-Меткий стрелок;
-Папа, мама и я – спортивная семья;
-Первенство школы по волейболу, баскетболу, футболу;
-Спортсмен года.
11.Интернет – проекты:
-Радуга религиозного единства;
-Проект «Патриот»;
-Проект «Призывник 2009»
Форм патриотического воспитания много. И каждая играет определенную роль, занимает свою нишу в воспитательном пространстве образовательных учреждений.
Главное, чтобы они не носили разовый характер, а выстраивались в четкую систему, чтобы содержание и форма соответствовали бы задачам проводимого мероприятия, чтобы они были подготовлены и проведены качественно, с использованием современного содержательного материала и технологий - это немаловажный фактор в достижении поставленных задач.
И особенно важными условиями являются интерес к проводимому мероприятию у самих ребят, понимание его значимости, важности, и непосредственное участие школьников в подготовке всех выбранных педагогами форм.
Соблюсти эти условия не сложно, но необходимо. Тогда выбранные нами формы патриотического воспитания станут мощным фактором в развитии у подрастающего поколения чувства любви к родине, семье, близким, ответственности за настоящее и будущее – этих главных человеческих ценностей нашего общества. А это и есть главная задача патриотического воспитания школьников.
Иванова В.Н. – заместитель директора по воспитательной работе
МОУ "Сотнурская средняя общеобразовательная школа», высшая категория














МОУ «Сотнурская средняя общеобразовательная школа»








Методическое объединение заместителей директоров по
воспитательной работе и педагогов – организаторов района

ТЕМА:
«Формы работы с учащимися по
патриотическому воспитанию»
( сообщение )





Подготовила: зам.директора по ВР
Иванова В.Н.


с. Сотнур, 2009










15