Содержание и формы работы классного руководителя по патриотическому воспитанию учащихся.


271843559690
А Д М И Н И С Т Р А Ц И Я
городского округа Химки Московской области
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20 Г. ХИМКИ
141431, г. Химки Московской области, ул. Школьная, д. 2
тел/факс: 574-13-63, 574-08-80, E-mail: himkimou20@mail.ruОКПО 53120394, ОКОГУ 49007, ОГРН 035009553810, ИНН \ КПП 5047045510 / 504701001
«Содержание и формы работы классного руководителя по патриотическому воспитанию учащихся».
Содержание.
Введение3
1.Патриотическое воспитание детей в педагогической теории.4
2.Содержание и формы работы классного руководителя.7
Заключение. 12
Список литературы. 13

Введение.
Возрождение России как великой державы невозможно без формирования у граждан патриотизма и гражданственности. Патриотизм относится к числу определяющих компонентов духовности русского народа.
Россия в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ столетия вступила в этап кардинальных социально – экономических преобразований, затронув не только сферы государственной политики и экономии, но и духовную сферу: старая идеология разрушена, новая не создана, отсутствует единая система общенациональных ценностей – возник идейный вакуум, духовная нищета, общественные интересы уступили место личным. В период реформирования общества было ослаблено внимание к проблемам воспитания, в том числе и патриотического воспитания.
Патриотическое воспитание – многоаспектная и многогранная проблема, ею занимаются представители многих отраслей знания.
Эта проблема имеет глубокие исторические , культурные, политические, социальные и экономические корни.
Несмотря на большую работу по реформированию и становлению новой системы образования, проделанную как учеными, так и практиками, состояние воспитания молодежи вызывает сегодня особую тревогу российской общественности. Процессы и явления, связанные с распадом советского государства, крушение коммунистических идеалов и образовавшийся на их месте <<этический вакуум>> оказывают негативное влияние на подрастающее поколение. Отсутствие четких нравственных ориентиров в обществе привело к беспризорности и безнадзорности детей, эксплуатации детского труда, насилию над детьми и многим другим фактором, отрицательно влияющим на их развитие; в результате увеличивается число правонарушений и преступлений несовершеннолетних, растет детская наркомания и алкоголизм.


3
1.Патриотическое воспитание детей в педагогической теории.
Патриотическое воспитание в советской педагогике рассматривалось как одно из направлений нравственного воспитания (Т.А. Ильина, Г.И. Щукина), идейно – нравственного воспитания (Ю.К. Бабанский). «Патриотизм, - отмечает Т.А. Ильина, - любовь к своему Отечеству – очень глубокое и сильное чувство. Это и ведущее нравственное качество, которое следует рассматривать как наивысшее проявление идейности и политической сознательности. Это и общественный и нравственный принцип отношения людей к своей стране».
По мнению Т. А. Ильиной, любовь к родному дому является основой любви и уважения к своему Отечеству, что предполагает освоение учащимися знаний о своей Родине, воспитание любви к государственным символам (гербу ,флагу, гимну), воспитание любви к родной природе. Средствами такого воспитания являются обучение и воспитание детей на уроках и внеклассной деятельности: « Уроки мужества», создание музеев и уголков боевой славы, специальная подготовка учащихся к службе в армии, военно-спортивные кружки и др.
И. Т. Огородников отмечает, что путь нравственного становления школьника (а патриотическое воспитание является его необходимой составляющей) включает три этапа: «1) накопление знаний, необходимых для формирования убеждений, 2) переход знаний в убеждение, формирование на их основе мировоззрения, 3) претворение знаний и убеждение в конкретное поведение. «Патриотизм означает чувство любви к Родине, родной земле, преданность её народу, ненависть к врагам».
Н .В. Савин считает, что « формирование гражданина, патриота начинается в детском возрасте с чувства любви к родным людям. Родному краю, природе, традициям. На основе этих общих для всех чувств формируется и укрепляется высокое чувство любви к Родине. Поэтому развитие у детей любви к близким, к родному краю становится одним из направлений работы школы в деле патриотического воспитания».
В качестве путей и средств патриотического воспитания младших классов Н. В. Савин предлагает целостную систему, включающую в себя пропаганду, например, организацию поведения и деятельности учащихся. Кроме уроков, на которых у младших школьников воспитывается чувство патриотизма, для патриотического воспитания большое значение имеет внеклассная работа:«краеведческая работа, посвященная изучению трудовых и боевых традиций русского народа.»
4
Отказ от коммунистических идеалов в постсоветский период разрушил складывавшуюся десятилетиями систему воспитания, и в частности патриотического воспитания детей. Это повлекло за собой возникновение различных тенденций в обществе : пересмотр соотношения воспитания и образования, закрепление за образовательными учреждениями преимущественно образовательной функции, перенос центра тяжести воспитания детей в семью.
В течении последнего десятилетия прошлого века шло разрушение системы воспитания. Разрушение системы воспитания в целом, безусловно, отрицательно сказалось и на патриотическом воспитании молодежи. Им (патриотическим воспитанием) просто некому и некогда было заниматься. Поэтому в педагогической печати с конца 80-х и почти до конца 90-х годов можно отметить своеобразный вакуум научных работ по патриотическому воспитанию детей в современных условиях.
Ситуация с подростками и молодежью оказалась настолько критической (беспризорность, безнадзорность, наркомания, рост преступности и прочие «черные пятна» перестройки), что и правительство, и педагогическая общественность вынуждены были обратить внимание на проблемы воспитания. В 2004 году приняты важные нормативные документы, в которых вопросы воспитания и патриотического воспитания рассматриваются на государственном уровне.
Сформулируем некоторые итоги:
- в постперестроечный период , в течении почти целого десятилетия, общество и государство не уделяли должного внимания воспитанию, и в частности, патриотическому воспитанию молодежи;
- чрезвычайная актуальность проблемы воспитания вызвала необходимость принятия определенных нормативных документов по воспитанию детей и молодежи в стране;
- в связи с этим возникла необходимость создания концепции патриотического воспитания детей, в которую должно быть включено все то позитивное, что было наработано в советский период.
Патриотическое воспитание детей мы рассматриваем как педагогическую деятельность, в которой взаимодействуют воспитатель и воспитанник, причем в этом процессе позиция воспитанника должна быть активной.
5
Поскольку эта педагогическая деятельность, она обязательно преследует определенную цель, которая, как мы указали ранее, состоит из ряда задач.
В процессе целенаправленной педагогической деятельности у ребенка, подростка формируется чувство любви к Родине, народу, его истории, языку, национальной культуре, уважение к государственным символам: Гербу, Флагу, Гимну.
Уважение к людям и самому себе сочетается с формированием гордости за свой народ и свою страну; бережное отношение к природе вытекает из любви к своей Родине, дому, месту, где ты живешь (малой родине).
Отношение к продуктам деятельности человека в конечном итоге перерастет в гордость за историческое прошлое своего народа, его свершение, помогает формировать любовь к культуре и национальным традициям.
Сегодня воспитание патриотизма рассматривается как неотъемлемая часть работы школы.

6
2.Содержание и формы работы классного руководителя.
Задачами патриотического воспитания выступают:
- формирование интереса учащихся к истории родного края, через ее активное изучение;
- интереса к музею боевой славы как хранителю этой истории, через постоянное участие в музейной жизни;
формирование чувства любви и гордости за свой край, своих односельчан, через познание их судеб;
уважения к памятникам материальной и духовной культуры родного края ,через их выявление, изучение и сохранении.
Методы формирования патриотизма у учащихся начальных классов: беседа, дидактическая игра, пример, творческое задание. В качестве форм музейной работы использовались экскурсии, конкурсы, концерты, лекции, музейные занятия. Главный акцент в деятельности школьников делается на получение знаний и нравственных убеждений, одной из составляющих которой является воспитание чувства любви и патриотизма к своему краю, к Родине.
План мероприятий:
I Беседы:
1. Моя малая родина.
2. Земляки- защитники Родины.
3. Москва- город- герой.
4. Панфиловцы.
5. Московская битва.
6. Женщины пос. Подрезково — участницы Великой Отечественной войны.
7. Дети и война.
8. Блокада Ленинграда. Таня Савичева.
9. « За Волгой для нас земли нет».- Сталинградская битва.
7
10. Честь, долг и Отечество.
11. Курская дуга.
12. Письма с фронта.
13. « Они дошли до Берлина».- встреча с ветеранами.
14. Праздник со слезами на глазах.
II Практические занятия:
1. Музейные занятия.
2. Составление очерков об исторических событиях.
3. Участие в мероприятиях по облагораживанию исторических памятников.
4. Проведение соревнований, конкурсов.
5. Пропаганда патриотических знаний путем организации выставок, праздников.
Под музейным занятием понимается способ образовательно- воспитательного процесса в музейном пространстве. Музейные занятия выступают в комплекте с такими формами как встречи, вечера, конкурсы и игровые программы.
Первое занятие посвящено знакомству с музеем. Школьники узнают, что такое музей и для чего он нужен, кто основал музей, что такое музейный предмет, витрина, выставка, кого называют экскурсоводом. Поняв. Что музей необходим, чтобы знакомить учащихся с историей родного края, с героями- односельчанами, с историей страны, они узнают понятие « Родина». А с чего она начинается?
« Воспитание чувства любви к Родине начинается с того времени, как ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир». ( В. Сухомлинский) Работу с младшими школьниками мы начинаем с самого доступного для них- изучение своей семьи, как первый шаг в познании Родины.
8
Знакомясь с биографиями своих бабушек и дедушек, ученики учатся понимать связь времен, преемственность поколений, ощущать свою причастность к историческим события. Но эта работа станет эффективной лишь при условии, если родители, бабушки и дедушки будут не только помощниками, но и союзниками педагогов.
Сплочению членов семьи, пониманию детьми, как тесно жизнь их семьи связана с жизнью Отечества, помогает работа над такими темами:
1) « Вклад моей семьи в дело Победы» ( сбор материалов с записью рассказов; приглашение ветеранов на встречу; подготовка подарков.)
2) « Семейные реликвии» с демонстрацией наград, памятных сувениров, книг, фотографий, старинных вещей.
Можно сделать вывод. Что изучение учеником своей семьи не только способствует духовному сближению взрослых членов семьи, но и является для него первым шагом в познании родины, ее истории, традиций.

III Экскурсии.
Экскурсии к обелиску.
Обелиск поставлен в деревне Кирилловка в честь 20-летия Победы над фашизмом. На нем высечены имена жителей деревни. Которые не вернулись с войны. Сегодня в непростой исторический период для нашей страны важно сохранять в подрастающем поколении память. Огромным воспитательным потенциалом обладает история борьбы народа с немецко- фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов. Младшие школьники многое узнают на экскурсиях к памятным местам Великой Отечественной войны, что позволяет на беседах развивать тему патриотизма.
Проводятся комплексные мероприятия по теме « Праздник со слезами на глазах», музейные занятия :» Солдаты Победы», « Шагали девчонки по дымным дорогам», « Детство прерванное войной», « Фронтовые судьбы», « По ту линию фронта».

9
Встречи: 1.С участниками Великой Отечественной войны;
2.С тружениками тыла;
3. С детьми военного времени.
Конкурсы: - рассказов « Солдат в моей семье»,
- рисунков « Рисуют мальчики войну», « Рисуют девочки войну»,
- творческих работ « Война в моей семье»».
Выставки : 1.Война в коллекциях:
фронтовых писем,
фотографий, наград.
2.Война в творчестве поэтов и писателей.
На музейных занятиях посвященных солдатской доблести и славе, трудностям солдатской службы отслеживается готовность у ученика младших классов внимание, готовность к восприятию информации и эмоциональной окраске восприятия материала.
На встречах с фронтовиками, тружениками тыла, детьми военного времени оценивается активность учащегося начальных классов в диалоге, способность формулировать вопросы, умение сопоставлять услышанное со членами своей семьи. Умение сопереживать и оказывать знаки внимания и уважения к старшим. Прочитав им выученное стихотворение или разученную песню, а также изготовленную собственными руками открытку или сувенир.
Большой интерес как объекты наследия и как источники для изучения военной истории вызывают у учащихся начальных классов письма времен Великой Отечественной войны.
Письма стали одним из символов войны, и из-за своей распространенности, и из-за необычной треугольной формы, наконец, из-за того, что несли надежду в семьи фронтовиков. Письма пронизаны чувством оптимизма, верой в неизбежную победу над врагом. В них видна забота воинов о своих родных, о детях. Зато скупо и мужественно рассказывается о тех трудностях и опасностях, которым бойцы постоянно подвергались на фронте. Фронтовые письма рассматриваются как диалог между прошлым и настоящим.
10
Патриотическое сознание, волевая готовность учащегося к патриотическому поведению, несомненно, являются важнейшими условиями становления и утверждения патриотизма. Однако это чувство не может возникнуть до тех пор, пока младший школьник не начнет действовать как патриот. Ибо сами по себе чувства и идеи, в том числе и патриотические, без практической силы по их реализации вообще ничего не могут осуществлять. Структурно патриотизм выглядит так : патриотические чувства, патриотические отношения, патриотическое сознание, патриотическая деятельность.
Воспитывать чувство патриотизма — не значит принуждать. Наоборот, суть в том, чтобы дать свободу жизненным проявлениям человека для его собственного целесообразного развития, придать определенную социальную направленность развитию личности, наладить связь между социальными ценностями и её жизненной позицией.
Ознакомление с фактами из истории края, города, села, сопричастность к ним, активная деятельность помогают школьникам лучше усвоить общие закономерности развития нашей страны, сделать их более понятными, близкими, органически связать настоящее с прошлым и будущим своего района, тем самым, способствуя формированию глубоких патриотических идей и превращению их в убеждения.
Единство мысли и действия, сознания и поведения учащихся — таков правильный подход к постановке воспитательной работы. Чтобы убедить, надо побудить к действию. Это — исходный принцип методики убеждения. Только активизировав позицию учащихся, можно побудить школьников самостоятельно добывать знания, претворять их в убеждения, проверяя на практике, и, в конечном счете, научить передавать их своим товарищам.


11
Заключение.
Проблема патриотического воспитания молодежи многоаспектна ,ею занимаются представители многих областей знаний ( философы, социологи, психологи, педагоги, историки и др.) Однако в период реформирования нашего общества и системы образования значительно было ослаблено внимание к патриотическому воспитанию. Поэтому возникает необходимость создания концепции патриотического воспитания детей в современных условиях.
В 2001 году правительство Российской Федерации постановляет утвердить Государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
Особое внимание обращается к работе школьных музеев боевой славы, как одно из эффективных средств патриотического воспитания, которое обеспечивает комплексное воздействие на школьника.
Большую значимость школьные музеи приобретают в работе с учащимися начальных классов, для которых важно не только «услышать», но и « осязать», « потрогать», « сделать что-то своими руками». Узнать и осознать непосредственную причастность к Великой Отечественной войне своих родных, в частности бабушек и прабабушек, дедушек и прадедушек;
знакомство с историей стало началом изменения личной «позиции» детей: проявление особого интереса к литературе о Великой Отечественной войне; качественное изменение отношения к обучению и участию в жизни школы ( переход от « хочу» к понятию « надо», умению держать слово, вырасти с точки зрения « гражданской позиции».
Патриотическое воспитание учеников — это целенаправленный процесс развития у детей чувства любви к Родине через формирование устойчивого познавательного интереса к истории, народным традициям, уважительное отношение к людям, формирование готовности защищать Родину.
Результаты бесед, практических занятий, экскурсий показали эффективность разработанного комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию.
12
Список литературы.
1.Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах.- М.: Просвещение, 1975.
2.Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников : Вопросы теории.- М. : Просвещение. 1979.
3.Вансалова Е.Г. Музейная педагогика// Воспитание школьников.- 2000.
4.Лихачев Д.С. Любить родной край// Отечество. Краеведческий альманах. Вып.1.- М., 1990.
5.Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников.- М.: Просвещение, 1980.
6.Монахов И.П. По следам героев Великой Отечественной войны : Книга для учащихся.- М.: Просвещение, 1987.
7.Валеев И.И. Патриотическое самовоспитание учащихся.- Уфа,1991.
8. Веревкин В.В. Использование на уроках истории музейной экспозиции // Всесоюзная научно-практическая конференция « Проблемы формирования исторического сознания студентов педагогических вузов и учащихся школ» : Тез. докл. – М., 1990
9. Военно - патриотическое воспитание молодежи : Проблемы и опыт/Сост. Ю.И. Дерюгин .- М.: Патриот, 1991.
10. Военно – патриотическое воспитание советской молодежи/ Под ред. Г.В.Средина.- М.: Воениздат, 1983.
13