Внеклассное мероприятие для учащихся 5-6 классов на тему «Рациональное питание школьников – залог их здоровья» Игра «Раципиешка»

Окунева Светлана Леонидовна
Учитель биологии высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ №13»
города Северодвинска Архангельской области
Внеклассное мероприятие для учащихся 5-6 классов на тему
«Рациональное питание школьников – залог их здоровья»
Игра «Раципиешка»
Цель:
Сформировать у учащихся валеологические основы правильного питания.
Продолжить формирование коммуникативных способностей учащихся при организации творческой коллективной работы.
Продолжить формирование тесных связей семьи и школы.
Вступление учителя:
Сегодня мы с вами проводим игру под кодовым названием «Раципиешка» (производную от слова «рациональное питание»).
Цели и задачи нашей игры:
Подвести итоги участия класса в конкурсе по программе «Разговор о правильном питании».
Закрепить знания, которые вы получили на валеологическом уроке и классном часе по данной теме.
Вы сегодня вновь работаете в новых, сформированных на основе жребия командах, с новыми руководителями. Причём в игре каждый побывает не только в роли участника, но и в роли организатора. Поэтому вы продолжите формировать свои организаторские способности, ответственность, умение работать в коллективе.
Вопрос организации рационального питания невозможен без участия родителей, поэтому они главное жюри и помощники на игре.
Каждая команда получила задание с указанием вопроса, который они должны отобразить. Исходя из него, вам надо было назвать команду, за1-2 минуты изложить суть вопроса, и провести игру, закрепляющую эти знания.
Придумать девиз.
В игре участвует 10 родителей. (5 в жюри и 5- помощники команд)
Помощники команд. Мы их назовём «Молчаливый Будда», так как они конечно же всё знают, но не могут говорить. Могут помочь команде только жестом и мимикой.
Слово для вступления предоставляется Жюри. (Родители желают удачи детям)
Предлагаю творческие разработки детей, выполненные под руководством учителя
Команда №1 Станция «Мозаика»
Вступление команды: Наша тема питательные вещества. И как картина из мозаики, так и наша пища состоит из питательных веществ. К ним относится: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества. И все они важны, так как если нет чего-то, то и нарушается «картина нашего здоровья». Обеспечить это помогает сочетание пищи растительного и животного происхождения.
Наиболее интересным с точки зрения рационального питания является винегрет. Мы предлагаем добавить в него ещё и селёдочки. А остальные продукты поможете нам приобрести вы. Для этого каждая команда получает конверт с ребусом, который необходимо разгадать. И тогда необходимые продукты окажутся на нашем столе.
Игра, которую проводит команда. Команды разгадывают ребусы, в которых зашифрованы слова: лук, свекла, картофель, горох, морковь.
Команда заканчивает девизом: Разнообразие пищи – залог здоровья
Команда №2 Станция «Дружба»
Вступление команды: Мы назвали нашу станцию так, потому что хотим напомнить, что в пище некоторые продукты могут не сочетаться, что осложняет пищеварение. Так в таблице, представленной нами, сочетаются продукты, расположенные в соседних столбиках и в одном столбце, а не сочетаются те, что находятся в крайних. На доске висит таблица
Белки
Жиры, живые продукты
Углеводы

Мясо
Рыба
Яйцо
Грибы
Фасоль
Зелень
Фрукты
Овощи (кроме картофеля)
Соки
Ягоды
Масло
Хлеб
Крупы
Сладости
Картофель
Кислые фрукты

Игра, которую проводит команда. А теперь наше задание: Из трёх предложенных блюд исключи одно, в котором продукты явно не сочетаются.
1. Морковные котлеты со сметаной.
2.Мясные котлеты с капустой
3. Булочка с ветчиной.
1. Пельмени.
2.Картофельное пюре с огурцами.
3. Рыба с овощами

1.Сладкий чай с булочкой.
2.Плов (мясо + рис)
3.Капуста с сосисками.
1. Каша с маслом.
2. Бутерброд с ветчиной.
3. Жареные грибы с морковью и луком.

1.Картошка с помидорами.
2.Овощной салат.
3.Жареная картошка с мясом


Команда №3 Станция «Витамининка»
Вступление команды: Вита в переводе означает жизнь. Мы взяли на себя роль витаминов: представьтесь члены моей команды.
Я витамин А. В ответе я за рост и зрение. А найдёте меня в моркови, перце, шпинате, сливочном масле. Печени, сыре.
Я витамин С. В растительной пище, а особенно мной богаты лимоны и смородина. Болезни вам будут нипочём, так как я укрепляю иммунитет.
Печень, яйца, рыбий жир- все содержат витамин. Витамин под буквой Д. С солнцем дружит он везде, кости укрепляет, от инфекций избавляет.
А мы ребята группы В. Знаменитые уже. В хлебе, яйцах, молоке и в горохе и в овсе.
Игра, которую проводит команда. Мы загадаем вам загадки, а вы попробуйте их отгадать. В них зашифрованы продукты, в которых мы встречаемся.
Любит он расти на воле,
Не в саду, а в чистом поле-
Целой зарослью дремучей!
Он усатый и ползучий,
Спрятал ядрышки в стручке-
Саблевидном кулачке,
Не раскусишь коль засох.
Называется (горох)
Хвост зеленый, красная головка.
Это остроносая (морковка)
Лопаты не нужно,
Сидит она близко.
Красная с белой
Подкладкой
(редиска)
Ягода- красна
Ягода – вкусна.
Режь да соли!
Ешь да хвали.
(Томат)
И кулинарное изделие
И место для него (Блюдо)
Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей
Нет сочней (помидора)
Кому нужен пахарь,
Жнец, мельник, пекарь
Наконец? (хлеб)
Сидит баба на грядках
Вся в заплатках
Кто не выглянет –
Тот заплачет. (Лук)
Та, что «дорога к обеду»
И ее место при сервировке стола.
Ложка, справа, выпуклой стороной вниз
На плечах Игнашки
43 рубашки
Все из ткани отбеленной,
А поверх – пиджак зеленый
( Капуста)

Команда №4 Станция «Медицинская»
Вступление команды: Многие продукты могут быть не только пищей, но и лекарством.
Овощи представляются (каждый участник имеет эмблему)
Лук
Овощ этот очень крут!
Убивает всех вокруг
Помогут фитонциды от оспы и чумы
И вылечить простуду
Им тоже сможем мы
Петрушка
Эти резные листочки
Лечат и сердце и почки.
Улучшают аппетит,
Боль прогонят, где болит.
Быстро смывают веснушки
И лысины нет на макушке
Яблоки
Эти вкусные плоды
Всем знакомы с древности.
Все, кто ели, не болели,
Зубы белые блестели,
Малокровие, ожирение
Побеждают без сомнения.
Свекла
В бордовых корнеплодах
Лекарство от запоров.
Давление понижает
И кровь оздоровляет.
Салат от ожиренья, а сок от воспаления.
Укроп
Листья – будто кружева,
Украшенье для стола.
Повышают аппетит,
Придают здоровый вид.
Смородина
Эти листья и плоды
Содержат фитонциды.
Для кулинара и врача
Они не заменимы. Источник витамина С –
От кашля избавленье.
Те разноцветные плоды –
Леченье с наслаждением.

Игра, которую проводит команда. Предлагаем сыграть в игру «Чёрный ящик» (в ящике лежит репа)
Этот овощ употребляли строители египетских пирамид. Он был их главной пищей
В России в старину его употребляли в варёном, пареном, сушёном виде. Нынешние ириски вполне бы мог заменить пареный, а затем сушёный этот овощ.
Его так просто было готовить, что он даже попал в поговорку.
4.Кругла, а не шар, С хвостом, а не мышь.
Желта, как мед, А вкус не тот.
5Этот овощ тащили все члены семьи, включая домашних животных и грызуна.
После каждой подсказки команда сдаёт слово- отгадку, написанное на карточке. Сколько правильных ответов, столько и баллов получает команда.
Команда №5 Станция «Чайхана»
Вступление команды: С давних пор известно, что чай повышает работоспособность, снижает усталость, а крепким чаем лечились при расстройствах желудка и отравлениях.
Чай способен убить не только бактерии гниения, но даже возбудителей опасных болезней дизентерии и тифа.
Мы для вас приготовили 3 стакана чая;
С лимоном. Лимон повышает сопротивляемость организма заболеваниям, так как содержит витамин С. Обладает ранозаживляющими и противовоспалительными свойствами. Чай с лимоном вкусен и ароматен.
С шиповником. Шиповник – наша северная роза. Целебны особенно её плоды, потому что это настоящая кладовая витаминов. Не забывайте пить этот полезный чай.
С мятой. Такой чай бодрит и в то же время успокаивает нервную систему, повышает аппетит и содержит витамины. Ароматен чай с мятой и крайне полезен.
Игра, которую проводит команда. Определить, где какой чай ( дегустация)
Или собрать из слов пословицы о еде.
Подведение итогов участия в конкурсе и итогов игры. Награждение. Чаепитие.
Используемая литература.
1. Верзилин Н. Путешествие с домашними растениями - М.: Педагогика – Пресс, 1995.
2.С.М. Мартынов «Овощи + фрукты + ягоды = здоровье» - Москва, «Просвещение» 1993.
3.С.В. Попов «Валеология в школе и дома» - Санкт-Петербург «Союз» 1998.








13PAGE 15


13PAGE 14515