Методический материал осенний бал «Хлебная осень» для средних и старших классов


Учитель биологии МБОУ «СОШ №6» г. Барнаула.
Михайлова Любовь Владимировна.
Осенний бал – праздник, к которому школьники с удовольствием готовятся, порой сами выдумывают номера художественной самодеятельности, используя различные источники информации, обогащают свои знания историческими сведениями, научными фактами, преобразовывают информацию в доступную для них и своих сверстников. Подготовка классов предполагается по трём номинациям:
Защита газеты-рекламы или презентации, где помещены названия растения, его изображение, сведения о родине, способах ухода, декоративных и иных ценностях и другие интересные сведения.
Номер художественной самодеятельности, отражающий в содержании тему своего растения.
Цветочная композиция или букет.
Три места (как минимум) в каждой номинации дают возможность получить небольшие призы практически каждому классу.
Осенний бал «Хлебная осень».
(Звучит осенняя музыка)
1 ведущий: Незаметно пролетело лето.
Наступила осень золотая,
Журавли курлычат в небе где-то,
В вышине над нами пролетая.
2 ведущий: В свой шатёр, волшебный и прекрасный.
Осень нас на праздник позвала.
Всюду разбросала свои краски,
И природа чудно расцвела.

1 ведущий: Рыжая осень устроила бал,
Пышный, нарядный, цветной карнавал:
В жёлтом берёзы, в пурпурном осины,
Алые бусы на ветках рябины.
2ведуший: Ели и сосны в наряде зелёном.
Ивы серебряны, в золоте клёны.
Осень ковёр расстелила из мхов.
В нём разноцветные шляпки грибов.
1 ведущий: Чтобы в садах было ярко и пышно,
Груши развесила, яблоки, вишни.
Дождик на струнах вам песни сыграет,
Осень на бал всех детей приглашает.

(музыка)
Осень: 
Я - Осень, Королева бала! Я сюда всех вас позвала, Чтобы вы тут танцевали, И меня все прославляли. За щедрость, красоту мою! Всех кто пришёл, благодарю! (осень незаметно уходит за кулисы за караваем)
2ведуший: Убран хлеб
. И тише стало.
Жарко дышат закрома.
Поле спит. Оно устало.
Приближается зима.
1 ведущий: Но не сразу зёрна стали
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
Слава миру на земле!
2 ведущий:
Слава хлебу на столе!
Вот он, хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой.
Вот он тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
1 ведущий: Над селом дымки плывут.
Пироги в домах пекут.
Заходите, не стесняйтесь,
Добрым хлебом угощайтесь!
(музыка)
(Выходит осень с караваем)
1 ведущий:
Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь.
2 ведущий
.  Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать. Рядом со словами Родина, Дружба, Мир, Отец, Мать рядом стоит слово - Хлеб.
(Осень ставит хлеб на стол)
1 ведущий:
Когда и где родился хлеб?
(презентация, сопровождает речь ведущих о развитии хлебопечения).Ученые полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. В поисках пищи наши предки обратили внимание на злаковые растения. Эти злаки являются предками нынешних пшеницы, ржи, овса, ячменя. Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен, что на рыхлой и влажной земле вырастает больше зерен. Долгое время люди употребляли их в пищу в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить ее. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб.
2 ведущий
Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба. Ее в наше время еще употребляют в виде хлебной похлебки в некоторых странах Африки и Азии.
1 ведущий:
У дикорастущей пшеницы зерна с трудом отделялись от колоса. Было подмечено, что подогретые зерна легче отделяются от колосьев. Собранные злаки начали нагревать на разогретых камнях. Случайно человек обнаружил, что если перегревшиеся зерна, то есть поджаренные, раздробить и смешать с водой, каша получается гораздо вкуснее той, которую он ел из сырых зерен. Это и было вторым открытием хлеба.
2 ведущий
Примерно шесть с половиной тысяч лет назад человек научился возделывать и культивировать пшеницу и ячмень. В то время изобрели ручные мельницы, ступки, родился первый печеный хлеб. Археологи предполагают, что однажды во время приготовления зерновой каши часть ее вылилась и превратилась в румяную лепешку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши далекие предки стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки. Плотные неразрыхленные подгорелые куски бурой массы мало напоминали современный хлеб, но именно с того времени и возникло на земле хлебопечение.
1 ведущий:
Прошло еще много времени и свершилось еще одно чудо. Древние египтяне научились готовить хлеб из сброженного теста. Считают, что по недосмотру раба, готовившего тесто, оно подкисло и, чтобы избежать наказания, он все же рискнул испечь лепешки. Получились они пышнее, румянее, вкуснее, чем из пресного теста.
2 ведущий
 Во все времена хлеб высоко ценился и почитался человеком. Он был поставлен в один ряд с золотом и солнцем. В Древнем Египте солнце, золото и хлеб обозначались одинаково - кружочком с точкой посредине. В честь хлеба слагались гимны. В Древней Греции хлеб считали совершенно самостоятельным блюдом и употребляли как отдельно подаваемое блюдо. Чем богаче дом и чем знатнее хозяин, тем обильнее и щедрее угощал он своих гостей белым хлебом.
1 ведущий:
К хлебу относились и с суеверным почтением. Считалось, что человек, съевший пищу без хлеба, совершал большой грех и за это будет наказан богами. Например, в Индии преступникам в зависимости от тяжести преступления не давали хлеба определенное время. Неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое можно нанести человеку.
2 ведущий:
У многих народов хлеб считался целебным средством от многих заболеваний: нюхая свежеиспеченный хлеб, можно лечить насморк, а черствый - помогает при заболевании желудка и кишечника. Так же, как к хлебу, народ с давних времен относился к труду тех, кто его пек. В древних государствах пекари были в большом почете и занимали самые высокие посты.
1 ведущий
Тех, кто готовил хлеб низкого качества, наказывали: могли остричь наголо, выпороть, привязать к позорному столбу или даже отправить в изгнание. Согласно древним германским законам преступник, убивший пекаря, наказывался строже, чем за убийство человека другой профессии.
2 ведущий:
В честь мастеров возводились монументы. Так, до настоящего времени в Риме сохранилось надгробие - монумент высотой 13 метров пекарю Марку Вергилию Эврисаку, жившему 2 тысячи лет назад, основателю нескольких больших пекарен. Эти пекарни обеспечивали хлебом почти все население Рима
1 ведущий:
Уже в период трипольской культуры (три тысячи лет тому), которую приняли восточные славяне, население правобережной Украины выращивало зерновые культуры - пшеницу, ячмень, просо. Значительно позже, около тысячи лет назад, в посевах появилась рожь.

2 ведущий
На Руси выращивали рожь, пшеницу, овес, ячмень, просо. Выпечка хлеба считалась делом почетным и ответственным. Качество хлебных изделий контролировалось. Назначались хлебные приставы, которые ходили по рынкам и торжкам, проверяли и взвешивали хлебные изделия. Если они обнаруживали нарушения, виновных штрафовали. Кроме маленьких пекарен, так называемых хлебных изб, были и хлебные дворцы, которые выпекали хлеб в большом количестве.
1 ведущий:
Человек приручил много растений, но ни одно из них не сыграло большей роли в развитии общества, чем хлебные культуры. История народов Европы теснейшим образом связана с выращиванием пшеницы и ржи. Северной Африки — ячменя, Америки — кукурузы. Центральной Африки — сорго. Восточной и Южной Азии — риса.
2 ведущий:
Ребята нашей школы решили побольше узнать о хлебных культурах и приготовили газеты с информацией о них и свои выступления. Также вы можете полюбоваться как оригинально составлены ими композиции к нашему празднику из золотых колосков и последних осенних цветов.
1 ведущий:
На сцену приглашаются учащиеся……………………………………….
(учащиеся 5-11 классов представляют свои газеты-рекламы и номера художественной самодеятельности).
1 ведущий:
Большое всем спасибо! И пока жюри подводит итоги, мы покажем вам фильм.
Сейчас прямо здесь, не сходя с места, мы будем его снимать, главные роли поручается исполнять вам. Вы видите эти камеры? Я буду читать сценарий, называть персонажей, а вы выполнять то, что следует этому герою. пожалуйте на сцену желающие сняться в фильме ужасов!
(дед, лошадь, сани, ветер, листва, волки, филин, лань, 2 зайчика, пенёк, 1-я ёлочка, другая ёлочка, третья, 4-я ёлочка.) Итак: камера, мотор, начали! «Снимается кино!»
        
(Читает, вызывая по одному участников постановки и заставляя их «входить в образ», раздав роли, радо научить их звукам.)
— Однажды старый Дед запряг Лошадь в Сани и поехал в лес за елочкой. Заехал в лес. А в Лесу осень: Ветер шумит, Листва шелестит, Волки воют, Филин кричит. Пробежала Одинокая Лань. Выскочили Зайчики на полянку и начали барабанить по Пеньку. Приехал Дед на полянку, испугались Зайцы и убежали. Дед присел на Пенёк, огляделся кругом. А вокруг – Ёлочки растут. Подошел Дед к первой Ёлочке и потрогал ее. Не понравилась ему Ёлочка. Пошел к другой. Потрогал – понравилось. Ещё раз потрогал – очень понравилось. Потрогал тщательнее, а это не Ёлочка, а дуб! Плюнул Дед и пошел к третьей. Потрогал её, потряс – точно, Ёлочка! Замахнулся Дед топором, глядь – а топора-то и нет! Тогда замахнулся дед просто так. Ёлочка и взмолилась: «Не руби ты меня, старче, я тебе не пригожусь. Потому как вся, как есть – больная: у ствола – сколиоз, иголки повысыпались, ножки кривые». Послушался Дед и пошел к четвертой Ёлочке. Потрогал ствол – прямой, пощупал иголки – и иголки хорошие, потрогал ноги – прямые. В самый раз Ёлочка! Замахнулся Дед, а Ёлочка его спрашивает: „Четы машешь, старый? С корнем тяни!“ Ухватился Дед за Ёлочку, тянет-потянет, а вытянуть не может. Опять сел на Пенёк и задумался. И подумалось ему: «А нафига мне в октябре Ёлка? Вот съезжу домой, навострю топор, с тем и приеду!» Сел на сани и укатил. Конец первой серии.
ТАНЕЦ С ШАРИКОМ
Каждой паре выдается воздушный шарик, который партнеры должны удерживать между лбов (затылков, спин, животов, лопаток, поп, коленок, на уровне груди – на усмотрение организатора; по ходу конкурса способ удержания шарика по команде ведущего можно менять), пары танцуют, желательно под быструю музыку. Выбывают пары уронившие шарик.
…………………………………………………………………………………..
2 ведущий:
 За окнами сейчас осень… По-разному мы называем её: холодной, золотой, щедрой, дождливой, грустной… Но, как бы там ни было, осень – прекрасное время года, это время сбора урожая, подведение итогов полевых работ, это начало учебы в школе, это подготовка к долгой и холодной зиме… И как бы там ни было на улице – холодно или тепло – родная земля всегда прекрасна, привлекательна, очаровательна! И народная мудрость гласит: «Осень печальна, а жить весело».
1 ведущий:
Так пусть в этот октябрьский день звучит прекрасная музыка, льётся рекой безудержный весёлый смех, ваши ноги не знают усталости в танцах, пусть вашему веселью не будет конца! А наше жюри мы поблагодарим за скрупулёзный труд и внимательно их послушаем. После объявления итогов и награждения – дискотека.