Методический материал Осенний бал с тропическими друзьями для средних и старших классов


Учитель биологии МБОУ «СОШ №6» г. Барнаула.
Михайлова Любовь Владимировна.
Осенний бал – один из любимых праздников у школьников. Он первый в новом учебном году, материал для его подготовки богат и разнообразен, темы дают широкий простор фантазии. Каждый год можно уделять внимание тем или иным растениям, предлагать учащимся направления поиска информации и они с удовольствием её находят, оформляют газеты или презентации, воплощают свои творческие способности в создании букетов, композиций, находят или выдумывают номера художественной самодеятельности. В непринужденной и увлекательной форме проходит подготовка к празднику в классах, ребята расширяют свой кругозор, получают углубленные знания, развивают те или иные способности.
Подготовка классов предполагается по трём номинациям:
Защита газеты или презентации, где помещены названия цветка, его изображение, сведения о родине, способах ухода, декоративных и иных ценностях и другие интересные сведения.
Номер художественной самодеятельности, отражающий в содержании тему своего растения.
Цветочная композиция или букет.
Три места (как минимум) в каждой номинации дают возможность получить небольшие призы практически каждому классу.
Осенний бал с тропическими друзьями.
Цели: способствовать расширению и углублению знаний о разнообразии и значении для человека комнатных растений; воспитанию осознанного бережного отношения к зелёным растениям у школьников.
Звучат осенние мелодии
Ведущий1: Вдаль убежало горячее лето, Тёплые дни растворяются где-то, Где-то остались лучи золотые, Тёплые волны остались морские!
Ведущий 2: Где-то остались леса и дубравы, Ягоды, фрукты, деревья и травы. Ну, а теперь – только листья желтеют И опадают, как только умеют!
Чтец: Кленовый лист спустился на ладошку,В каретах из перин пришли дожди,Резным ковром усыпаны дорожки,И теплый день теперь уже не жди.Часы пробили в полночь тихо "Осень"Ну наконец, красавица, пришла.И тень рябины снова платье сбросит,Которое весна ей поднесла.И загуляет ветер вдоль тропинкиИз под листа вдруг выглянет грибокВновь полетят по лесу паутинки,Вдоль покрасневших спутанных дорогВдохни поглубже, чувствуешь прохладуНам лес дарует солнца огонькиИ вновь порхая, все кружат по садуЛисточки клена, словно мотыльки.Ах, осень, осень, мне б твою свободу.Ты можешь смело раскрасить города,Несешь нам дождь и грязь, и не погоду.Но мы ей рады, хоть и не всегда.И пусть летят грачи, и спят лягушки,И лес окутан будто тишиной.Я встану рядом с кленом на опушке,И пусть меня окутает листвой.Я затерялась здесь между тропинок,Но я не одинока, хоть одна,И клена лист, отлипший от ботинокРасскажет всем о том, что я была.
Ведущий 1: Осень -Ах, время-то время какое! Вдруг накатило, лишило покоя Солнце не яркое, но золотое, Катится и зазывает в леса.
Ведущий 2: Осень -Ее всем известны приметы; Как она щедро со вкусом одета Ей подарило недолгое лето. Птиц затихающие голоса.
Ведущий 1: Осень -Ах, время прощать и прощаться, Кистью тихонько к холсту прикасаться Как не хитры - а итог
Ведущий 2: Осень -Ах, время потерь и находок, Пляжей пустынных, пустых пароходов, Что отвоевано было у года, Вот оно рядом у ног.
Ведущий 1: Осень -Ах, время веселья и браги Песен хмельных, молодежной отваги, Строчки ложатся на белой бумаге, Как журавли.
Ведущий 2: Осень -Ах, время счастливой планеты, Пусть листопадом деревья раздеты, Время заката и время рассвета Осень земли.
Осень: Вы обо мне? А вот и я! Привет осенний вам, друзья! Вы рады встретиться со мной? Вам нравится наряд лесной? Я пришла на праздник к вам Петь и веселиться. Я хочу со всеми здесь Крепко подружиться
(Звучит осенняя мелодия, осень танцует, разбрасывая листья)
Ведущий 2: Скинуло кафтан зеленый лето, Отсвистели жаворонки всласть! Осень, в шубу желтую одета, По лесам с метелкою прошлась!
Ведущий 1
– Готовит осень наши леса и луга к долгому зимнему сну, к отдыху.
Ведущий 2
– Много трудились зелёные растения, даря всему живому свою чудную красоту и благоухание, давая пищу и чистый животворный воздух.
Ведущий 1
– Учёные подсчитали, что 10-12 деревьев за период вегетации вырабатывают количество кислорода, достаточное одному человеку на год. А сколько они создают питательных для человека веществ?
Ведущий 2
– Но как же мы будем зимой без наших зелёных фабрик? Чем будем дышать?
Ведущий 1
– Не беспокойтесь! Растения за тёплое время выработали кислорода с запасом, да и зима не везде на земном шаре в одно время наступает.
Ведущий 2
– Это правда! А ещё в наших домах и в школе есть верные друзья и спасители – комнатные растения! Они круглый год могут давать кислород и не засыпают на зиму. Ведь все они пришельцы из тёплых стран. Ребята хотели побольше узнать о них и приготовили интересные сообщения, из которых мы узнаем, где их родина, какие условия им нужны, за что человек ценит их и что ещё интересного о них известно.
Ведущий 1
– Приглашаем ребят 5 класса с выступлением о комнатном цветке «антуриум».
(Далее приглашаются по очереди учащиеся последующих классов)
Пояснение: выступление классов предполагается по трём номинациям:
Защита газеты, где помещены названия цветка, его изображение, сведения о родине, способах ухода, декоративных ценностях и другие интересные сведения.
Номер художественной самодеятельности, отражающий в содержании тему своего цветка.
Цветочная композиция.
(примеры выступлений см. в приложении)
Осень
– Какие же вы молодцы. Теперь я думаю, зауважают наши ученики растущие в цветочных горшках растения и не будут им отрывать листочки, стебли, цветки, Да?
Ведущий 1
– Жюри надо серьёзно поработать, подводя итоги, а мы можем поиграть! –
(Ведущие играют с залом)
После подведения итогов и награждения, ведущие приглашают всех на дискотеку.
Приложение
Сценка о цветке Антуриуме «Федорин огород»
Действующие лица:
Федора, Дети, Овощи: Капуста, Лук, Морковь, Помидор.
Федора:Что такое? Почему? Ничего я не пойму!
Ни картошки, ни капусты в огороде не найду.
Ой, горе Федоре, горе!
Дети:Что случилось, бабушка Федора?
Федора:Ох, ребятки, помогите,
Огород вы мой спасите!
Ведь без вкусных овощей
Не сварю я даже щей!
Убежали с огорода и редиска, и лучок,
И картошка, и капуста, помидор и чесночок.
Дети:Как же так, бабушка Федора?
Выходят Овощи.
Капуста:У Федоры было худо, не любила нас она.
Лук:Не полола, не рыхлила, загубила нас она.
Морковь:Я так на Федору сердита,
Всё лето на грядке стою не полита.
Помидор:Мы все заросли сорняками,
Подточены корны жуками.
Дети:Бабушка Федора, ты опять стала лениться?
Федора:Ох, простите вы меня,
Пощадите вы меня!
Не буду я больше лениться,
А буду я только трудиться:
Поливать, рыхлить, копать.
(Овощам.) Вас не буду обижать,
Сорняки все уберу,
А жуков я прогоню!
Овощи:Ну, Федора, так и быть,
Рады мы тебя простить!
1-й уч.:Ты, Федора, не ленись,
А усердно потрудись!
2-й уч.: Берись, Федора, скорей за ум!
Вот цветок АНТУРИУМ!
3-й уч.:Он и нежен, и раним,
Поухаживай за ним!
4-й уч.:Ты давай его взрасти,
И морально подрасти!
5-й уч.:Если будет он расти,
Будет много не горя, Федора, а радости!
6-й уч.:Будет он твоей наградой,
А мы за тебя, Федора, будем рады!
Все:Есть в цветах живительная сила,
Она здоровье поправляет
И помогает жить красиво!!!
Выступление о цветке Бальзамин
Легенда
Провожала девица Лада жениха на сечу. Уходил он с княжеской дружиной далеко, в степи дикие, половецкие. Горели костры, гремел звон набатный, а Лада никак не могла от суженого оторваться: будто сердце её беду чуяло.- Я вернусь к тебе, зорька моя ясная, - говорил жених, - на самом краю света отыщу тебя. А чтоб легче искать мне было, засвети огонёк в своём оконце, он мне дорогу укажет...
Ушёл в поход храбрый русич и домой не воротился. Сложил буйну голову у Каялы-реки, на краю степи половецкой. А Лада всё ждала его, и светился огонёк в её окошке. Год ждала, и другой, и третий... Так и прошла вся жизнь в тоске и печали по суженому. Думала: вот-вот постучит в дверь, огонёк завидев... Состарилась Лада, умерла, а огонёк заветный так и остался светить - он в красивый цветок превратился.Цветок, о котором сложена легенда, так и зовут - огонёк. Его ещё бальзамином или Ваней мокрым называют(потому что он очень любит воду).
Стихи о бальзамине
Хрустит за окошком Морозный денек. Стоит на окошке Цветок-огонек. Малиновым цветом Цветут лепестки, Как будто и вправду Зажглись огоньки.
– Что за прекрасный я вижу цветок?
Как ты зовёшься?
– Цветок огонёк!
– Здесь цветы кругом, везде
Сбоку, сверху, снизу!
Как тебя зовут, цветок?
– Хлопотунья Лиза!
– Ну а этот весь в цветах
Прям, усыпан, глянь-ка
Как зовут тебя дружок?
– Я? Я - мокрый Ванька!
– Ну а ты чего стоишь,
Скромно у порога?
Подойди и назовись.
– Я просто недотрога
– Вы, наверное, друзья?
Может даже и родня?
– Все мы здесь едины
Рода бальзамины!
Выступление о цветке Азалии
Индийская легенда
Однажды кочующий цыганский табор остановился на территории владений великого Махараджи. А в таборе были две красавицы-сестры: Аза и Лия. Аза – была искусной танцовщицей. Её зажигательные танцы, необычная энергия и весёлая улыбка заставляли пускаться в пляс даже самых хмурых зрителей и неумелых танцоров. Лия же была гадалка. Она, в отличии от своей сестры была довольно задумчивой и печать грусти и отрешённости никогда не исчезала с её лица. Она могла предсказывать судьбу любого человек, но свою ей видеть не дано. Однажды Махараджа для увеселенья гостей пригласил цыган на свой праздник. Ради интереса он протянул Лие ладонь и попросил предсказать ему судьбу. Лия нагадала ему беду: Ганг выйдет из берегов и затопит земли властителя, во время ненастья никто не уцелеет, кроме младшего сына Махараджи. Тогда Махараджа разгневался и предсказал убить цыган, но сёстрам Азе и Лие удалось убежать. Во время побега сёстры, путь которых лежал по опасным гористым тропам, оступились и упали с гористой кручи. Когда люди нашли сестёр под горой, только одна из них была жива. У девушки попытались её имя, но она, умирая, успела лишь вымолвить: Аза и Лия.
Крестьяне похоронили неразлучных при жизни сестёр под горой, а на месте их могилы вырос прекрасный куст, который люди назвали «Азалией».
(Легенда хорошо инсценируется)