Методические приемы работы с географической картой


Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«Национальный исследовательский
Томский государственный университет»





Проектная работа


Методические приемы работы с географической картой
Тема








Выполнил: ___Иванова Наталья Николаевна
Ф.И.О. слушателя
Группа: 15-29.194-01 (02-сотрудники ТГУ)


Руководитель: Ромашова Татьяна Владимировна,
доцент кафедры географии
геолого-географического факультета ТГУ









Томск – 2016


АННОТАЦИЯ
«Карта есть «альфа и омега» географии. От карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой кончается».
Баранский Н. Н.
Испокон веков человек использует географическую карту в качестве орудия труда. Труд картографа приравнивали к труду краснописца, художника или ученого. Карта необходима для правильного ориентирования на местности, для определения местоположения того или другого объекта. Только с помощью карты можно охватить взглядом обширные территории и увидеть горы, реки, леса и т. д.
Как известно, карта возникла еще до нашей эры. С тех пор география на ней закрепляет накопленные сведения. Информация на карте "записана" по-особенному. Картографический язык - это язык различных по форме, размеру и цвету обозначений-символов. Она позволяет передать географические факты, описания, закономерности коротко, графическим способом. Но это не мешает карте быть удобной для открытий - для понимания размещение объектов в пространстве. Так карты "рассказывают" о строении земной коры, распространения животных, размещение промышленности. Поэтому их называют вторым языком географии. Язык карты понимают без перевода люди, разговаривающие на разных языках. Любое географическое исследование местности начинается с тщательного изучения ее за картами. Вот почему географу необходимо их хорошо понимать. Не менее важно научиться читать карту и каждому образованному человеку, чтобы уметь пользоваться ею для своих нужд.
Карты служат надежным путеводителем на суше и в океане, при движении войск и в туристических походах, для полета на воздушном корабле и для пешеходного маршрута. В военном деле они являются основным источником информации о местности и обязательным пособием для управления войсками и организации их взаимодействия.
Практическое значение работы заключается в том, что в результате использования приемов и методов работы с картографическими источниками информации могут быть реализованы следующие задачи географической науки:
1) показать роль карты в преподавании географии
2) описать основные направления использования тематических карт;
3) описать методические приемы и методы возможного применения материалов
работы в образовательном процессе по географии.
1. Язык карты
Язык карты – один из универсальных языков человеческой цивилизации, прочно утвердившийся как неотъемлемый элемент человеческих коммуникаций, важный и очень емкий канал информации. Перед учителем географии, работающим непосредственно с картой в основной и старшей школе, дающим основы картографических знаний и умений, стоит совершенно особая задача в условиях современного образования – давать более широкое и глубокое понимание того, что карта – это не только источник информации и развития кругозора, но и средство для формирования мировоззрения. [1]
В результате изучения географии школьники должны научиться понимать карту – усвоить главные свойства, читать карту – уметь распознать географическую действительность по ее изображению, знать карту – помнить и знать расположение, примерный размер, форму географического объекта.
Чтение карты – это один из элементов картографического метода. Психологически чтение карты – процесс очень сложный, его следует выполнять в два этапа: изучение объяснительного аппарата карты; изучение содержания карты. [2]
При работе с картой учитель может ориентироваться на три уровня чтения карты.
Первый уровень – это элементарное чтение плана и школьной общегеографической карты (точнее физической) в 3-4 классах, когда учащиеся работают с картой, опираясь на свой жизненный опыт. Он уясняет свойства объектов по их внешнему виду. Это река Волга, Кавказские горы, мост на реке, населенный пункт.
Второй уровень – к опыту подключаются географические знания. Школьник должен с помощью карты рассказать о свойствах объектов, отображенных на ней, и воссоздать пространственное представление о размещение и взаимном расположении объектов. Изучение и анализ карты заканчиваются составлением географических описаний или характеристик.
Третий уровень – включает знание самой карты и ее возможностей как источника знаний, и на этом уровне широко привлекаются полученные географические знания. В совокупности появляется возможность составить комплексную характеристику территорий, выявить ее пространственные и природные особенности, взаимосвязи и причинность явлений, характер деятельности человека, особенности ПТК (ТПК) и др. [1]
Формирование умения читать карту требует сочетания различных приемов. Основные приемы: сравнение, описание, наложение.
Общий путь обучения чтению карты заключается в постепенном переходе от практических действий к умственным. Вначале преобладает прием, обеспечивающий действия с отдельными объектами (знаками, картинами), изображенными на карте, затем постепенно осуществляется переход к более сложному словесному географическому описанию (характеристике).
2. РОЛЬ КАРТЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ
В учебном процессе карта выполняет разнообразные образовательные функции:
1. Карта служит главным средством наглядности в географии. На ней можно обозреть сразу огромные пространства земной поверхности и весь земной шар. Особое значение этого факта становится понятным, если учесть, что даже на ровной и открытой местности обозреваемый горизонт имеет радиус 5 км, что составляет примерно одну семимиллионную часть земной поверхности. Зрительный образ недоступного для непосредственного обозрения пространства, создаваемый с помощью карты, служит основой для формирования представлений о нем. [1]
«Было бы совершенно безнадежным делом дать учащимся правильное представление о Кавказе, Великобритании, Южной Америке и т. д. со всеми характерными для этих стран особенностями береговой линии, рельефа, климата, гидрографической сети, растительного покрова и пр., пишет проф. В. П. Буданов, если бы учащиеся не видели хотя бы грубой схематической карты описываемой территории».
2. Главная функция карты отражение сведений о размещении предметов на земной поверхности. В этом отношении она служит особым незаменимым средством познания, так как никакие другие средства ни слово, ни картина, ни даже личное знакомство с местностью не дают ясных и точных представлений о размещении предметов в пространстве, о направлениях, очертаниях и сочетаниях. Такие знания необходимы людям почти во всех сферах человеческой деятельности вот почему карта приобрела важное значение в жизни людей. Особенно важна карта в географии. «Являясь отправным пунктом всякого географического исследования, сопровождая его во всех стадиях работы, карта вместе с тем есть и конечный его итог. Ее с полным правом можно назвать альфой и омегой географии», такими словами оценивает роль карты в научной географии академик-географ Л. С. Берг. Как же используется в школе эта основная функция карты?
Уже простое зрительное обозрение карты дает известное представление о размещении предметов. Так, по карте можно «на глаз» оценить формы, взаимное расположение и размеры площадей, расстояния между изображенными на ней географическими объектами. Учителя широко используют карту для этих целей, например, приучают учеников на основе простого рассмотрения ее отвечать на вопросы о географическом положении, относительных размерах объектов, расстояниях между предметами и т. п. [2]
3. Карта отражает языком условных символов не только размещение, но и характеристику самих изображенных на ней предметов, не только состояние, но и движение, развитие и изменение их. Пример исторические, некоторые экономические и другие специальные карты.
Например, определяя по карте географическое положение, ученик может достаточно обоснованно характеризовать климат страны, ее растительность. Сопоставляя эти данные с изображением на карте рельефа и гидрографии может делать заключения о водном режиме рек, характере почв, возможно, даже об особенностях хозяйственной деятельности людей в данной природной обстановке и т. п. Однако из приведенного примера нельзя делать вывод, что карта сама говорит обо всех свойствах предметов. Она раскрывает свое богатое содержание лишь тому, кто имеет знания и картографические и географические и умеет ими пользоваться, т. е. умеет читать карту. Сама же карта, при умелом ее чтении, выступает не только в роли богатого и разнообразного источника знаний, но и стимулятора умственного развития школьников. Чтение карты развивает способности учащихся к логическому, диалектическому мышлению, мышлению большими категориями, с широким охватом явлений и предметов, приводит к формированию многосторонних, «живых» представлений об изображенной на карте территории и, наконец, является хорошей основой осознанного и твердого знания географии. [2]
4. Карта в процессе обучения географии выполняет очень важную [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] роль способствует упорядочению знаний, облегчает их усвоение и запоминание.
Роль эта сохраняется за картой не только в школе, но и тогда, когда взрослый человек пополняет свои географические знания из книг, газет, журналов и т. п. При хорошем знании карты запас географических знаний будет все время увеличиваться, наращиваясь на приобретенную ранее пространственную основу. Вот почему очень важно, чтобы в школе было прочно закреплено в памяти учеников положение определенного количества географического номенклатурного материала на карте. С этой целью учителя широко применяют различные приемы, ведущие к запоминанию картографического рисунка: вычерчивание карт или картосхем по памяти, заполнение контурных карт и др.
Работа с картами способствует развитию воображения, памяти, логического мышления и речи учеников, умений анализировать, сравнивать, сопоставлять и делать заключения. Она является самым доступным и очень действенным средством активизации обучения в смысле развития самостоятельности учеников, возбуждения у них интереса к предмету и установления связей школьной географии с жизнью, с практикой применения знаний. Например, с картами могут проводиться разнообразные по содержанию и форме фронтальные и индивидуальные практические работы на любых уроках географии, решаться всевозможные задачи, связанные с изучением и хозяйственным освоением территории, прилегающей к образовательному учреждению, промышленному предприятию. [3]
Учебные политические, экономические карты важное средство воспитания учащихся. Они дают возможность наглядно показать успешное решение задач в нашей стране, новый тип географического разделения труда между странами, успехи в национальной интеграции мирового общества.
 Таким образом, перед нами вырисовывается очень важное значение карты в преподавании географии. Его трудно переоценить. Крылатая формула «без карты нет географии» заключает глубокий смысл.
3. Типология приемов работы с географическими картами
Каждый практикующий преподаватель в своей деятельности использует разнообразные формы и приемы работы  с картографической информацией. Типология приемов работы с географическими картами может быть разнообразна и составляться каждым преподавателем индивидуально, в зависимости от цели использования карт на каждом отдельном этапе урока. На разных уровнях обучения преподаватель использует карты различные по содержанию и охвату территории. Так при изучении курса 6 класса используются большей частью карты общегеографические. Начальное изучение географии знакомит учащихся не только с первыми приемами работы с картографической информацией, но и навыками ее отображения на контурных картах.
 Приемы работы могут быть направлены на индивидуальную, парную или групповую работу учащихся в зависимости от задач, которые учитель ставит перед началом работы.
Типы заданий с использованием географической карты могут быть разнообразны по своей функциональной задаче. Логические и творческие  задания можно задавать как домашнее задание или тренировочного упражнения в классе. Решение логических задач не должно занимать больше 10 минут урока. На начальном этапе обучения применение таких задач следует давать с четким алгоритмом выполнения, дабы сформировать навыки решения, в последующих классах их решения могут усложняться и дифференцироваться. Особую роль стоит отводить на задания с топографической номенклатурой, так как часто именно вопросы номенклатуры вызывают затруднения у учащихся школы при подготовке к единому государственному экзамену. Насыщенность материалов ЕГЭ вопросами на знание географической номенклатуры должно заставить любого преподавателя географии серьёзно подойти к данной проблеме, а именно отнестись к данной проблеме творчески.
География - наук
·а универсальная и практически на каждом уроке преподаватель может найти связь с другими дисциплинами. Использование картографического метода не исключение.
4. Приемы работы с географической картой
4.1 виды заданий с использованием географических карт по содержанию 
 1. Использование общегеографических карт:
«Стороны горизонта» [9]
 Этот прием помогает формировать пространственное представление, помогает лучше запомнить карту.
Пример 1. Укажите  материки  западного и восточного полушария.
Пример 2. Расположи горы мира  с севера на юг: Тибет, Кавказ, Анды, Кордильеры, Альпы, Тянь-Шань.
Пример 3. Расположи реки России с востока на запад: Обь, Иртыш, Енисей, Амур, Волга, Лена. [10]
2. Использование топографических карт:
«Найди меня» [8]
Один ученик по карточке читает свое местонахождение на карте используя топографические знаки, которые он показывает остальным учащимся. Ребята должны определить его местонахождение.
Пример.  Я нахожусь на Ю-В от (условный знак сельский населенный пункт) Марфино. Вокруг моего местонахождения расположены (условный знак узкие полосы леса). С трёх сторон мое местоположение окружено (условный знак автодорога). Итак я нахожусь (условный знак клуб). Назовите населенный пункт в котором он расположен и его количество жителей. [10]
3. Использование политических карт:
«Найди лишнее» [9]
Найти лишний географический объект и дать объяснение выбору.
Пример 1. Бразилия, Аргентина, Перу, Колумбия, Парагвай (Парагвай не имеет выход к морю остальные имеют морские порты).
Пример 2. Монголия, Сирия, Албания, Китай, Турция. (Албания, находится в Европе, остальные в Азии).
Пример 3. Россия, Канада, США, Бразилия, Австралия, Италия (Италия маленькое по размеру государство остальные большие).
Данный прием можно использовать при изучении любых тем. Он универсален.
4. Использование контурных карт:
Перечислите все указанные цифрами географические объекты
4.2  групповые и индивидуальные приемы работы с географической картой
1. Использование групповой форм работы с географическими картами:
«Географическая почта». [6]
Группа учащихся получают набор карточек в конверте с изображениями различных географических объектов (гор, океанов, материков, государств). Ребятам необходимо прикрепить полученные фрагменты к  нужным адресам (горы к материкам на которых они расположены, материки и океаны к полушариям, странам и т. д.).
Этот прием хорошо использовать в ходе соревнования. Обеим группам или парам выдается одинаковое количество карточек, только на разном фоне, чтобы легче было подвести итоги. Выполняется на время. 
«Ранжированный ряд». [7]
Данный прием проверяет способность групп ранжировать единичные или общие понятия.
Пример. Выстройте данные названия гор от самых низких до самых высоких: Гималаи, Альпы, Кавказ, Анды, Уральские. Кто – то,  наоборот, от высоких к низким.
Пример. Выстроите ряд государств по уровню экономического развития или принадлежности к экономической группировке.
2. Использование парной формы работы с географическими картами:
 «Согласен, не согласен» [8]
В паре один из учеников зачитывает список из примерно 10 высказываний, каждое из которых содержит законченную мысль. Мысль может быть как истинной, так и ложной. Второй ученик отвечает на вопросы. Затем они меняются формой работы, после выполнения задания выдается ключ с правильными ответами и проводится взаимооценка.
Пример.
1
Большая часть Южной Америки располагается в Южном полушарии
 

2
Пролив Магеллана находится южнее, чем пролив Дрейка
 

3
Западная часть Южной Америки равнинная, а на востоке материка протянулась огромная горная цепь Анды
 

4
Высшая точка Южной Америки гора Аконкагуа на несколько метров выше 7 км
 

5
Название «Анды» в переводе с языка инков означает «серебро»
 

6
В Южной Америке представлены все типы климата, начиная с экваториального и заканчивая субантарктическим
 

7
Со стороны Атлантики Южная Америка омывается теплыми течениями, а со стороны Тихого океана холодными
 

8
Амазонка самая полноводная река в мире
 

9
На реке Амазонке, на расстоянии более 1 тыс. км от побережья Атлантического океана, расположен морской порт
 

10
В южноамериканских саваннах практически нет деревьев
 

3. Использование индивидуальной формы работы с географическими картами:
«Найди лишнее». [8]
Найти лишний географический объект и дать объяснение выбору:
Пример. Уральские горы, Аппалачи, Скандинавские горы, Анды, Большой Водораздельный хребет. (Анды новой складчатости, остальные древней).
Пример. Амазонка, Замбези, Волга, Анхель, Янцзы. (Анхель – это водопад, остальное – реки).
«ЧТО ТАКОЕ? КТО ТКАКОЙ?» [8]
 Пример. Объяснить термин и показать на карте.
1.Титикака                                  2.Маракайбо
3.Анхель                                     4.Игуасу
5.Мулаты                                    6.Бразилиа
7.Аконкагуа                                8.Амазонка
«САМОЕ-САМОЕ». [10]
Пример: Южная Америка-это материк рекордов мира. Назовите  по карте эти рекорды.
1.         Анды –самая длинная горная система мира.
2.         Южная Америка – самый влажный материк Земли.
3.         Самый большой речной бассейн мира с р. Амазонкой.
4.         Анхель самый высокий водопад мира.
4. Использование фронтальной формы работы с географическими картами: [9] 
«Установите соответствие». [8]
Пример:
Миссисипи
Миссури
Св. Лаврентия
Ниагара
Колорадо
 
а) образует Большой Каньон
б) собирает воду Великих озер и впадает в Атлантический океан
в) на языке индейцев “грохочущая вода”
г) на языке индейцев “илистая река”
д) наиболее длинная в Северной Америке
е) образует обширную дельту
ж) соединяет озера Эри и Онтарио
з) впадает в Калифорнийский залив
и) впадает в Мексиканский залив
к) по длине превосходит ту, в которую впадает

4.3 типология заданий  для работы с географическими картами
1. Использование творческих заданий при работе с географическими картами.
«Я – капитан». [8]
Пример. Разработай маршрут движения своего корабля из пункта г. Канберра (Австралия) до г. Хельсинки (Финляндия) запиши все географические объекты, которые встретятся тебе на пути.
 2. Использование проектных заданий при работе с географическими картами.
      Пример. У берегов Сомали участились нападения пиратов на торговые суда. Вблизи Сомали пролегают маршруты судов, направляющихся из Персидского залива и стран Азии в Средиземноморье через Суэцкий канал, а также судов, следующих в/из порты(ов) индийского побережья Африки. Учитывая интенсивные торговые контакты стран Азии и Европы, большой поток судов с ценными грузами представляет собой массу объектов для потенциального захвата. [8]
Предложи экономически выгодный путь перевозки грузов обоснуй маршрут, учитывая характеристики климата, океанических течений по сезонам года.
3. Использование ассоциативных заданий при работе с географическими картами.
«Поиск аналогов». [9]
Называется  какой – либо географический объект, а ученики должны найти как можно больше его географических аналогов по тем или иным признакам.
Пример. Найдите географические аналоги города Буэнос – Айрес.
- Буэнос-Айрес - Бухара  - (оба начинаются на букву «Б»).
- Буэнос-Айрес – Будапешт – (являются столицами государств).
- Буэнос-Айрес – Копенгаген – (оба лежат на берегу моря).
- Буэнос-Айрес – Кейптаун – (оба лежат в южном полушарии).
- Буэнос-Айрес – Вашингтон -  (оба лежат в западном полушарии).
- Буэнос-Айрес – Мадрид – (жители обоих городов говорят на испанском языке).
- Буэнос-Айрес – Мехико – (оба города самые крупные по численности населения в своих странах).
4. Использование логических  заданий при работе с географическими картами.
 Пример. «Раздели слова на группы» [9]
Задание дается в виде списка, необходимо разделить на группы, причем,  количество групп не указывается, их может быть несколько, чем больше групп выделяется, тем ценнее ответ.
Бразилия, Боливия, Кордильеры, Амазонка, Сенегал, Нигер, Игуасу Миссисипи, Енисей, Гималаи, Народная, Монблан, Обь, Румыния, Италия, Чад, Сомали, Конго, Вьетнам, Флорида, Анды, Нил, Эквадор, Финляндия, Атакама, Великобритания, Гекла, Эльбрус, Кавказ, Дунай, Рейн, Телецкое, Боденское, Альпы, Израиль, Сахара, Каракумы. И т.д. [10]
5. Использование номенклатурных  заданий при работе с географическими картами.
Пример. У карты два ученика. Один называет объект, второй показывает.
Пример. Перечислите все географические объекты пересекаемые по меридиану 100о з.д 
4.4 реализация межпредметных приемов работы с географической картой
1. Реализация межпредметных связей  географии и математики при работе с географическим картами.
«Задачи с географическим содержанием»
Пример. Вы - капитан корабля и находитесь в открытом море в точке с координатами 30°ю.ш. и 120°з.д. и двигаетесь строго на северо -запад.   По рации вам сообщили, что вам необходимо взять хорошего гидроакустика с борта другого корабля, который одновременно с вами из точки с координатами 30°с.ш. и 120°з.д.   двигается строго на юго - запад.
2. Вычерти маршруты на карте (лучше – контурной), определи координаты  места встречи.
Форма представления результата -  выполненная картосхема.
Пример.
Определить протяженность материка Северная Америка в градусах и км по меридиану 100° з.д. При условии что 1° меридиана равен 111 км.
67° с.ш. - 17° с.ш. = 50°
50° x 111 км = 5 550 км
Определить протяженность материка в градусах и км по параллели 40° с.ш., если длина 1° ее дуги равна 85,4 км
125° з.д. - 75° з.д. = 50°
50° x 85,4 = 4 270 км
Пример. Найдите на карте географический объект состоящий из восьми тысяч восьми сотен сорока десятков и восьми единиц.  (г. Джомолунгма, 8848м.)  [7] 
2. Реализация межпредметных связей  географии и  русского языка при работе с географическим картами.
Пример. Выпишите все объекты Австралии которые имеют приставку «Большой» [10]
(Большой Австралийский залив, Большая песчаная пустыня, Большая пустыня Виктория).
Пример. ЗАКОДИРОВАННОЕ СЛОВО.
Зачитывается ряд слов. Задача детей- внимательно [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] запомнить в том же порядке, а затем[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] назвать слово, которое получается из первых букв в каждом ряду слов.
1. Пампа, Амазонка, ранчо,Аргентина,Нанду, Африка.     (Парана)
2. Испанцы,горы, удод,Амазонка, страус.Урал.                   (Игуасу)
3. Сельва,тапиры.рыба. Анхель, удод. Степи.                       (страус)
4. Маракайбо, Анхель. Нанду. Аргентина.Урал,степи.         (манаус) [10]
Пример. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ АЗБУКА.
В течение 2 минут каждая команда должна написать как можно больше географических названий, которые начинаются на одну букву. [10]
Пример. Выпишите все географические объекты Мирового океана в алфавитном порядке.
Аравийское море, Берингово море, Гренландское море, пролив Дрейка, Красное море и т.д[10]
3. Реализация межпредметных связей  географии и  истории при работе с географическим картами.
Пример. Установите соответствие
Открытия 
 
Исследователи 

1. Первым из европейцев берегов Южной Америки достиг
А
П.А. Кабрал


Б
А. Гумбольдт

2. Материк получил свое название по имени:
В
Ф. Магеллан


Г
Х. Колумб

3. Первым пересек Южную Америку с запада на восток:
Д
А. Охеда


Е
А. Веспуччи

4. Кто из перечисленных путешественников не принимал участия в путешествиях по Южной Америке?
Ж
Ф. Орельяно


З 
Ф. Писсаро


И
Д. Кук


К
Р. Скотт


Л
А.Тасман




Заключение
Если в начале развития человеческой цивилизации карты использовались преимущественно географами и путешественниками, то в настоящее время картография используется практически в любой области социальной, экономической, научной, военной, политической жизни общества.
Военно-промышленный комплекс использует карты и для планирования, и для ведения активных военных действий
Овладение картографическими навыками является необходимым требованием к географической культуре школьника. По выражению Н.Н. Баранского: «от карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой кончается».
Список использованных источников
Душина И.В. «Методика и технология обучения географии»: Пособие для учителей и студентов.- М.: ООО Издательство «Астрель,2004, 218 с.          
"Методика обучения географии в средней школе"  (Теоретические основы методики обучения географии) Под ред. А. Е. Бибик и др., М., «Просвещение», 1998 г.
Блаженов В.А. Приемы развивающего обучения географии. М. Дрофа.2006.
Галеева Н.Л. Мельничук Н.Л. Сто приемов для учебного успеха на уроках географии. М.. 2007.
География. №14/2007. Трифонов А.Ю. Картографический метод обучения.
География для школьников. №2/2008.43стр.
География для школьников. №1/2009.55стр.
Пакшина Оксана Викторовна, учитель географии. Дидактические материалы по географии  «Нестандартные задания по географии».
Ганжа В.П., учитель географии МБОУ «Лицей№174». «Приемы работы с географической картой, способствующие формированию логического мышления учащихся»
Авторские примеры заданий.




15