Статья на тему:Дополнительное образование детей как необходимое условие для успешности каждого ребенка


ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ДЛЯ УСПЕШНОСТИ КАЖДОГО РЕБЕНКА.
ЖЕРНОВА С.А.
Преподаватель ИЗО, детская школа искусств №3, г.Томск
Быстро меняющаяся обстановка в мире требует от современного человека новых подходов, нестандартных решений, принятие которых способна личность творческая, имеющая активную жизненную позицию. Так потребность общества в творческой личность заставляет искать средства педагогического стимулирования, изучения взаимосвязи творчества и социокультурной среды. Достичь развитии качеств творческой личности, призвано воспитание. Такому воспитанию способствует среда, способствующая самореализации личности, развитию творческих способностей, осознанию своих целей, понимающих ценности своего общества. Этой средой может выступать семья и образовательные учреждения. Дополнительное образование детей позволит дополнить систему общего образования, улучшить ее и развить, обеспечив познавательную мотивацию, предоставив возможность свободного выбора образовательного направления развития ребенка и сформировать умение развиваться и учиться на протяжении всей жизни.
Использование возможностей дополнительного образования в целях формирования единого образовательного пространства позволит повысить качество образования и воспитания, становление личности в разнообразных развивающих средах, содействовать профессиональному самоопределению, адаптации к жизни в обществе, приобщению к здоровому образу жизни и т.д.
Под «дополнительным» понимается мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.
Современное дополнительное образование создает условия и возможности для развития одаренности учеников, так как представляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей. Эффективной возможностью проявления одаренности является именно свобода выбора ребенком желаемого вида деятельности. Дополнительное образование гарантирует детям возможность непрерывного развития своих способностей, в том числе и неординарных. Согласно нормативам, система дополнительного образования детей ориентирована на детей в возрасте от шести до восемнадцати лет, обеспечивая ребенку возможность пройти все этапы развития – от выявления через становление до успеха. В дополнительном образовании детей основное значение имеет не столько качество знаний, сколько разностороннее развитие человека как личности, которая ориентируется в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способна к активной деятельности, к нестандартному мышлению, к социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию, самоорганизации и самосовершенствованию. При этом образовательный процесс каждого уровня выстраивается с учетом возрастных и целевых особенностей его участников.
Принципы добровольности и вариативности дополнительного образования детей, которые предоставляют возможность выбора образовательного направления, дают право следовать за естественным развитием ребенка, отталкиваясь от его личностных особенностей. Все это необходимо для воспитания успешного ребенка, так как увеличивает образовательное пространство, обеспечивает свободу передвижения в нем, индивидуализирует образовательный процесс. Создание условий помогают нахождения самостоятельного решения и принятия ответственности за это, позволяет формировать личностные характеристики успешного ребенка, в том числе уверенность в себе и своих возможностях, а также формировать позитивный социальный опыт творческого освоения мира. Особое значение в развитии успешного ребенка в условиях дополнительного образования имеет система продуктивной, творческой деятельности, основанная на внутренних мотивах воспитанников, дающая право на собственное мнение и ошибку и создающая возможность для экспериментирования.
Список литературы:
Азаров Ю.П. Семейная педагогика: педагогика любви и свободы. М.: 1993.
Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996г.
О.Е. Лебедев Дополнительное образование детей: Учебное пособие для вузов. Москва 2000г.