Создание условий для адаптации и социализации детей мигрантов в условиях образовательной организации


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №15
Создание условий для социокультурной адаптации детей-мигрантов в условиях образовательной организации
.
Авторы проекта:
Горкавенко Наталья Владимировна,
заместитель директора по воспитательной работе
Князева Светлана Геннадьевна,
заместитель директора по учебной работе,
Иванова Марина Владимировна, социальный педагог-
г. Нижневартовск, 2016
Оглавление
Обоснование актуальности………………………………. 5
Цели и задачи……………………………………………… 6
Концептуальные основы………………………………….. 7
Ожидаемые результаты…………………………………… 8
Ресурсное обеспечение…………………………………… 9
Технология организации деятельности школы по сопровождению детей – мигрантов………………………. 11
Механизм управления реализацией проекта…………….. 19
Возможные риски и пути их преодоления………………. 20
Способы оценки результатов…………………………….. 21
Заключение………………………………………………… 22

ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Цель Создание условий для адаптации и социализации детей мигрантов в условиях образовательной организации
Задачи 1. Осуществить психолого - педагогическую поддержку детей-мигрантов в образовательной среде школы
2. Организовать в школе образовательную среду, способствующую позитивному восприятию и пониманию, поддерживающую интерес к культурам различных этносов, направленную на межкультурную интеграцию;
3. Создать условия для интенсивного овладения русским языком
4. Организовать мониторинг процесса адаптации детей-мигрантов
Объект и предмет исследования Объект: учащиеся школы – дети-мигранты
Предмет исследования: условия, необходимые для успешной адаптации детей-мигрантов
Ожидаемые результаты Разработаны и внедрены программы индивидуального сопровождения детей – мигрантов
Создана единая целостная система (модель) работы образовательной организации по обеспечению социальной адаптации детей – мигрантов
Разработаны учебно – методические комплекты для интенсивного овладения русским языком
Обеспечено бескризисное протекание процесса адаптации детей - мигрантов
Этапы
реализации проекта Подготовительный (январь - сентябрь 2016г.):
Создание информационной базы данных детей - мигрантов;
Подготовка анкет, измерительных материалов для определения актуального состояния: образовательного уровня детей, уровня здоровья, устной и письменной речи, уровня психического развития, социального статуса;
Изучение теоретико-методологического обоснования педагогической поддержки детей- мигрантов в ОО.
Разработка нормативно-правовых документов ОО по педагогической поддержке детей-мигрантов.
Разработка индивидуальных программ психолого - педагогической поддержки в соответствии с направлениями деятельности: образовательная, воспитательная, диагностическая, консультативная, коррекционно- развивающая, профилактическая деятельность.
Разработка механизма управления проектом.
Реализационный (с сентября 2016 г.):
Включение детей – мигрантов:
- в образовательные мероприятия школы, в т.ч. внеурочную деятельность
- в систему дополнительного образования школы и города в соответствии с интересами и запросами учащихся и родителей (законных представителей)
Организация коррекционно-развивающей деятельности:
- по развитию устной и письменной речи ребенка.
- по развитию коммуникативных навыков, социальной адаптации, социализации детей-мигрантов.
Консультативная деятельность детей, родителей (законных представителей), педагогов по поддержке детей-мигрантов.
Профилактическая деятельность в направлении употребления ПАВ, первичной профилактики суицида, противоправных действий несовершеннолетних.
Оказание социальной помощи и поддержки ребенка-мигранта и его семьи.
Аналитический (по итогам учебного года):
мониторинг реализации индивидуальных программ адаптации детей - мигрантов;
оценка уровня адаптации и эффективности психолого - педагогического сопровождения
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ
Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. определяет приоритетные задачи содействия адаптации и интеграции мигрантов, формирование конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом. В контексте социального заказа государства именно школа должна стать основным агентом адаптации и интеграции детей-мигрантов в социокультурное пространство нашей страны.
Образовательное учреждение и семья – важнейшие институты первичной социализации. В общении с педагогами и сверстниками дети из семей мигрантов осваивают пространство культуры, нормы поведения, приобретают жизненные навыки. Во взаимодействии взрослых с детьми,
детей друг с другом происходит формирование и изменение мотивационно-ценностной системы личности ребенка из семьи мигрантов, возникает возможность для предъявления детям социально значимых норм и способов поведения. Все это позволяет предположить, что эмоциональное благополучие коллектива при интеграции в него ребенка из семьи мигрантов возможно прежде всего при условии взаимодействия взрослых участников образовательного процесса – педагогов и родителей воспитанников.
Дети из семей мигрантов испытывают проблемы разнообразного характера: бытовые, материальные, психолого-педагогические, что приводит к различным формам психосоциальной и педагогической дезадаптации. Многие дети из семей мигрантов демонстрируют удовлетворительное отношение к учебе, слабую инициативность, отклонения личностного развития (заниженная самооценка, повышенная тревожность, сниженное самочувствие, активность, настроение; имеют место проявления агрессивности, нарушения поведения, изменения мотивационно-потребностной сферы, негативное отношение к социокультурным нормам других народов).
Адаптация, трудности социального характера (плохое материальное положение семьи, отсутствие комфортного жилья, перемена места жительства и др.) требуют разработки комплекса мер педагогической, психологической и социальной поддержки, обеспечивающих оптимальное социальное развитие детей из семей мигрантов, их адаптацию к новой социальной среде, создание условий, способствующих предотвращению, устранению и смягчению личных и общественных конфликтов, а также развитие способностей к коммуникативности, самостоятельности и терпимости в условиях диалога и взаимопонимания и успешную социализацию.
Отсутствие целенаправленной системной работы в школе по сопровождению детей – мигрантов обуславливает возникновение языковых и социокультурных барьеров, которые мешают успешному вовлечению детей мигрантов в различные виды образовательной, культурно-досуговой и социальной деятельности.
Реализация данного проекта позволит снизить риск дезадаптации и обеспечить успешную интеграцию детей из семей мигрантов в иное социокультурное пространство.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель проекта: Создание условий для адаптации и социализации детей мигрантов в условиях образовательной организации
Задачи проекта:
1. Осуществить психолого - педагогическую поддержку детей-мигрантов в образовательной среде школы
2. Организовать в школе образовательную среду, способствующую позитивному восприятию и пониманию, поддерживающую интерес к культурам различных этносов, направленную на межкультурную интеграцию;
3. Создать условия для интенсивного овладения русским языком
4. Организовать мониторинг процесса адаптации детей-мигрантов
Проект является долгосрочным.
Проект позволит обеспечить сохранность психического здоровья, успешность вхождения в инокультурную среду класса, школы, города детей – мигрантов, эффективно организовать работу по комплексному сопровождению семей специалистами школы.
Разработка форм совместной деятельности для реализации проекта будет способствовать установлению позитивного диалога всех участников образовательного процесса, приобретению опыта продуктивного взаимодействия.
Данный проект представляет собой организационно – педагогическую модель организации психолого – педагогического сопровождения детей - мигрантов в условиях общеобразовательной школы. Модель базируется на имеющемся опыте работы школы, представляет собой систему организации работы и взаимодействия всех основных участников образовательных отношений и может быть использована в практике работы любой образовательной организации

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ
В основе проекта лежит актуальность и социальная значимость поднятой проблемы, необходимость создания благоприятных условий для возможности получения качественного образования и успешной интеграции в многонациональное поликультурное пространство России.
Проект имеет ярко выраженную личностно ориентированную и деятельную направленность, что создает условия для успешной адаптации, развития и становления личности каждого ребенка, его психологического комфорта и защищенности. Он способен обеспечить условия для создания такого воспитательного процесса, который поможет заложить фундамент толерантного сознания высоконравственной личности.
Деятельностный подход реализуется через организацию таких педагогических воздействий, которые позволяют детям стать активными участниками образовательного и воспитательного процессов.
Общие принципы гуманистического подхода отражаются во взаимном доверии и уважении между всеми участниками проекта. Прежде всего, это проявляется тогда, когда общение становится необходимым, интересным всем; когда ребенок занимает активную и творческую позицию. Это составляет естественный эмоциональный фон толерантным проявлениям и чувствам, способствует раскрытию личности, воспитанию позитивных моральных качеств.
Нами обобщены и выделены специфические педагогические условия реализации проекта, способствующие благоприятному протеканию процесса адаптации в инокультурное пространство социума:
- создание комфортной среды, которая характеризуется взаимным доверием и уважением, открытым и доброжелательным общением, обеспечением чувства защищенности каждого ребенка.
- формирование комплекса знаний, умений и навыков толерантного поведения у детей. То есть представлений школьника о толерантных отношениях, эмоциональных человеческих состояниях и их причинах; формирование доброжелательного, терпимого отношения к себе и окружающим, способности к эмоциональной чувствительности и принятию своеобразия каждого человека.
- применения соответствующих педагогических методов и приемов для эффективной реализации поставленных целей: игры, этических бесед, проблемных ситуаций, знакомства с произведениями художественной литературы, работа мастерской народного творчества, Фестивали народной культуры в школе и др.
Принцип культуросообразности заключается в учёте родной культурной и этнической среды ребенка. Данный принцип отражается в интеграции воспитательных усилий со стороны образовательного учреждения (через работу полиэтнического клуба), семьи, социальных партнёров. Воспитание толератности строится на умении строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа, мировой культурой в целом, не теряя при этом своей индивидуальности.
Принцип новизны заключается в консолидации всех ресурсов школы и обеспечении системного характера этой работы.
Принцип целостности проекта отражен в последовательности и логике каждого раздела и обоснованности планируемых действий.
Принцип жизнеспособности пооекта обоснован реальностью его реализации силами педагогов, родителей, учащихся, всех социальных партнеров, а также высокой востребованностью подобных форм работы с детьми и семьями такой категории, заинтересованностью широких кругов общественности в утверждении толерантной модели поведения граждан, проживающих в многонациональной стране.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Системообразующим компонентом работы школы по социокультурной адаптации детей – мигрантов является деятельность школьного полиэтнического клуба «Родники души».
Мероприятия, акции, организуемые членами клуба, объединяют все ученическое и педагогическое сообщество школы, приобщая всех учащихся в т.ч. вновь прибывших детей – мигрантов к межнациональному, межкультурному диалогу посредством организованной целенаправленной деятельности членов клуба. Это позволяет считать достижимыми такие результаты в личностном развитии учащихся - мигрантов как:
успешная адаптация и интеграция в учебно-воспитательный процесс образовательной организации;
качественное улучшение результативности обучения;
снижение риска возникновения фактов правонарушений;
формирование представления о себе, как уникальном и значимом носителе культурных ценностей своего народа;
преодоление «образа чужака» через освоение способности воспринимать и ценить культурные традиции других народов;
применение учащимися полученного социального опыта в повседневной жизни;
расширение знаний о культуре народов Российской Федерации;
повышение уровня толерантности у школьников;
формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;
развитие способности к межнациональному взаимодействию;
развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения
В ходе реализации проекта:
Будет создана единая целостная система (модель) работы образовательной организации по обеспечению социальной адаптации детей – мигрантов
Будут разработаны и внедрены программы индивидуального сопровождения детей - мигрантов
Будут разработаны учебно – методические комплекты для интенсивного овладения русским языком
Будет обеспечено бескризисное протекание процесса адаптации детей - мигрантов
Будут созданы условия для развития благополучной среды межнационального общения в школе и за её пределами
Будет обеспечено активное включение родителей детей – мигрантов в процесс адаптации

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Нормативно – правовое обеспечение
Международного уровня:
- Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования от 14 декабря 1960 г.;
- Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.;
Федерального уровня:
- Конституция Российской Федерации;
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
- Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года (статьи 3, 4, 5, 67, 105, 106, 107);
- Закон Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» от 25 октября 1991 г. № 1807-1 (в редакции от 12.03.2014);
- Закон Российской Федерации от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ст. 10, 31);
- Закон Российской Федерации «О государственном языке Российской Федерации» от 01 июня 2005 г. № 53-ФЗ (в редакции от 02.07.2013);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);
- - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014 г. № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 08-548 «О приеме в общеобразовательные учреждения»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2013 № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 06.02.2014 № 09-148 «О направлении материалов» – «Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
Организационное и нормативно – правовое обеспечение:
-внесение изменений в Положение о стимулировании педагогов, в локальные акты о промежуточной аттестации детей-мигрантов в период адаптации, в должностные обязанности;
-проведение родительских собраний,
- издание приказов по основной деятельности и других распорядительных документов.
Кадровое обеспечение:
- привлечение педагогического потенциала ОО (классных руководителей, педагога–психолога, логопеда, социального педагога), учащихся ОО, специалистов по работе с детьми-мигрантами (волонтеры); членов школьного семейного клуба «РаДуГа», Управляющего совета школы, родительской общественности.
В ходе реализации проекта необходимо обеспечить повышение квалификации учителей русского языка и литературы, социального педагога, педагога - психолога по организации работы с детьми – мигрантами.
Материально-техническое и финансовое обеспечение:
- техническое оборудование: компьютерная и мультимедийная техника, фото и видеоаппаратура,
- обеспечение доступа в сеть Internet;
- наличие учебных кабинетов для проведения занятий и внеурочной работы,
- наличие учебников и методических пособий, электронных образовательных ресурсов
Для организации повышения квалификации педагогов, приобретения специальной учебно – методической литературы необходимо финансовое обеспечение в размере 25000руб.

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ - МИГРАНТОВ
Система работы по сопровождению детей – мигрантов в рамках школы организуется по следующим направлениям:
социальное сопровождение
информационная деятельность
правовое просвещение
психологическое направление
педагогическое направление
Таблица 1 Организация сопровождения детей-мигрантов по направлениям
Социальное сопровождение
Мероприятия
(содержание деятельности) Формы проведения Сроки Ответственные
Социальная диагностика (обследование социально – бытовых условий, материального положения и т.д.) Анкетирование
Посещение семей По мере поступления в школу Социальный педагог, классные руководители
Организация материальной поддержки семьям детей – мигрантов Материальная помощь По мере необходимости Управляющий совет ОО
Консультирование по вопросам организации социальной поддержки Беседа В течение учебного года Социальный педагог, классные руководители
Выявление учащихся с девиантным поведением из числа мигрантов и асоциальных семей Наблюдение В течение учебного года Социальный педагог, педагог – психолог, классные руководители
Информационная деятельность
Информирование родителей (законных представителей) об организации образовательного процесса школы, о системе дополнительного образования города, о мерах социальной поддержки Беседа, информационные буклеты В течение учебного года Социальный педагог, классные руководители
Правовое просвещение
Организация профилактических мероприятий по вопросам: жестокого обращения с детьми, употребления ПАВ и наркотических средств, предупреждение дорожно – транспортного травматизма и т.д. Лекции, беседы, конкурсы, акции
В течение учебного года Социальный педагог, классные руководители, специалисты органов системы профилактики, медицинские работники
Психологическое направление
Мониторинг личностного развития ребенка Диагностика При поступлении ребенка в ОО , в ходе реализации индивидуальной программы сопровождения Педагог –психолог
Определения уровня психо – эмоционального состояния, адаптации Диагностика При поступлении ребенка в ОО, по итогам реализации индивидуальной программы сопровождения Педагог –психолог
Психологическое консультирование родителей Беседа В течение учебного года Педагог –психолог
Психологическая коррекция и помощь в социальной адаптации Беседа, тренинг В течение учебного года Педагог –психолог
Педагогическое направление
Изучение интересов, способностей, достижений учащегося Анкетирование, собеседование, портфолио При поступлении в школу Классные руководители, психолог
Ознакомление учащегося с образовательно –воспитательным пространством школы и города для реализации способностей и интересов Беседа, презентация При поступлении в школу, в течение года Классные руководители, педагоги дополнительного образования
Составление и ведение индивидуальной программы сопровождения Индивидуальная программа По окончании диагностико –мотивационного этапа Классные руководители
Организация интенсивного изучения русского языка (при необходимости) Индивидуальная работа на уроках, индивидуальные внеурочные занятия, предоставление платных образовательных услуг В течение учебного года Классные руководители, педагоги – предметники
Включение учащихся в мероприятия ОО согласно плану воспитательной работы В течение учебного года Заместитель директора по ВР, классные руководители
Мониторинг успешности освоения ООП Текущий контроль, промежуточная аттестация В течение учебного года Заместители директора, классные руководители

ЦИКЛОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ
ДЕТЕЙ – МИГРАНТОВ
Деятельность ОО по сопровождению процесса адаптации детей мигрантов в социокультурную среду включает в себя 3 этапа: диагностический, образовательно-развивающий, коррекционный
До начала организации работы ОО по сопровождению ребёнка осуществляется ряд процедурных мероприятий:
- зачисление в ОО (приём заявления и пакета необходимых документов в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014 г. № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»)
- перевод отметок, полученных в период обучения ребёнка в другом государстве в действующую систему оценивания (согласно письма Международного департамента Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. № 16-11204 «О соответствии оценок»)
Таблица 2 Циклограмма деятельности ОО по сопровождению детей - мигрантов
№ Мероприятие Цель Сроки Ответственные
Диагностический
1 Диагностика уровня владения русским языком Выявление уровня владения русским языком как средством коммуникации Первая неделя с начала обучения в ОО Учителя русского языка
2 Обследование социально – бытовых условий, материального положения Определение уровня социального и материального положения семьи учащегося Первая неделя с начала обучения в ОО Социальный педагог, классные руководители
3 Диагностика личностного развития ребенка Определение уровня психо - эмоционального состояния, адаптации
Выявление учащихся с девиантным поведением Первая - вторая неделя с начала обучения в ОО Социальный педагог, педагог - психолог, классные руководители
4 Изучение интересов, способностей, достижений учащегося Определение личностного потенциала школьника Вторая неделя с начала обучения в ОО Классные руководители, психолог
5 Промежуточная аттестация, текущий контроль Определение уровня успешности освоения ООП Согласно календарного графика школы, учебного плана Классные руководители, заместители директора
Образовательно - развивающий
1 Консультирование по вопросам организации социальной поддержки Правовое просвещение семей В течение года (по запросам) Социальный педагог, классные руководители
2 Индивидуальные беседы, родительские собрания об организации образовательного процесса школы, о системе дополнительного образования города Информирование родителей (законных представителей) В течение года Социальный педагог, классные руководители
3 Организация дополнительных занятий по изучению русского языка Овладение русским языком как средством коммуникации С первой недели обучения Учителя русского языка
4 Родительские собрания «Безопасность в быту», «Предупреждение жестокого обращения с детьми», «Предупреждение суицидальных попыток среди несовершеннолетних», «Ранние признаки употребления ПАВ», «Правила внутреннего распорядка учащихся», «Служба примирения. Задачи. Формы работы», «Информационная безопасность детей»
Классные часы, беседы: «Сила России – в единстве народов», «Мир без конфронтаций. Учимся решать конфликты», «Умей сказать – НЕТ!», «Терроризм – зло против человечества»
«Национальность без границ», «Быть принятыми другими не значит быть как все»,
«Закон и правопорядок», «Незнание закона не освобождает от ответственности»
«Оглянись на свой поступок», Организация профилактических мероприятий В течение учебного года Классные руководители, социальный педагог, инспектор ОДН, специалисты Следственного комитета, ФСКН
5 Информирование о формах организации внеурочной деятельности в ОО, учреждениях дополнительного образования Включение учащихся в систему дополнительного образования ОО и города В течение первого месяца обучения Классные руководители, педагоги дополнительного образования
6 Составление и ведение индивидуальной программы сопровождения Обеспечение индивидуального сопровождения учащегося
Третья неделя обучения в ОО, в течение года 7 Включение в систему образовательно – воспитательных мероприятий школы Формирование активной позиции, предоставление возможности для реализации способностей и интересов учащегося
В течение года Классные руководители, педагоги дополнительного образования
Коррекционный
1 Индивидуальное консультирование учащихся и родителей (законных представителей) Психологическая коррекция и помощь в социальной адаптации По итогам диагностик, по запросам Педагог - психолог
2 Приобретение учебных принадлежностей, одежды и т.д для нуждающихся детей Материальная поддержка семьям детей - мигрантов По запросам Управляющий совет ОО
3 Проведение индивидуальных занятий по учебным предметам Коррекция знаний, компетенций школьника, профилактика неуспеваемости В течение года по необходимости Заместители директора, учителя - предметники
Следует отметить, что важно сохранить для учащихся-мигрантов возможность говорить на родном языке, интеллектуальные и эмоциональные контакты со своей культурой. В этом случае школьная программа должна включать в себя деятельность, связанную с изучением национальных культур всех участников образовательного процесса. В идеале необходимо сформировать подлинное двуязычие и поликультурность, с помощью которых достигается освоение языков и гармония культур.
Предлагаемый ниже комплекс мероприятий в рамках деятельности школьного полиэтнического клуба «Родники души» может представлять собой ориентировочную основу для организации системы мероприятий в любой ОО.
Главная особенность деятельности Клуба – использование потенциала родителей детей – мигрантов в организации и проведении мероприятий в различных направлениях: подготовка выставок, предоставление экспонатов, личное участие в концертах и т.д.
Таблица 3 Мероприятия в рамках деятельности полиэтнического Клуба
Мероприятие Дата Ответственные
Организационные собрания членов полиэтнического Клуба по планированию работы на год Сентябрь-октябрь Правление Клуба
Работа секций и отделов Клуба по своим планам В течение года Руководители секций
Подготовка Фестивалей народных культур, отчётных концертов Клуба:
- изучение культуры традиций своего народа
- изучение фольклора на родном языке
- подготовка презентации
- знакомство с биографией ярких представителей своего народа
- встреча с представителями национальных общественных организаций
- подготовка национальных костюмов, изучение их истории
- мастер – классы родителей, как носителей культурного наследия, по изготовлению предметов народных промыслов, национальных блюд
- изготовление учащимися совместно с родителями моделей архитектурных сооружений -культурного наследия народов России, предметов народных промыслов, Согласно плана Культурно-массовый центр
Организация работы по исследовательским проектам: В течение года Пресс-центр
Проведение мероприятий с участием национальных общественных объединений:
- концерты
- выставки
- фестиваль «Дружба народов» и т.д. Согласно плана Культурно-массовый центр
Представление результатов деятельности Клуба:
- выставки народных промыслов «Город мастеров», «Русь мастеровая» и т.д.
- выставка народных костюмов
- выставка макетов храмов, мечетей, «Культурное наследие народов России»
- образовательные тематические праздники «Рождество Христово», «Мусульманские праздники»
- итоговый отчётный концерт Клуба «Радуга дружбы» В течение года Инициативные группы членов Клуба
Презентация деятельности Клуба:
- экскурсии для учащихся школы и социальных партнёров (воспитанников ДОУ и их родителей (законных представителей)
- участие в муниципальных фестивалях и конкурсах «Россия – Родина моя», «Хоровод дружбы» Ноябрь-декабрь, апрель Мастерская «Этнодизайн», музей народного творчества Клуба
Участие в фестивале ученических проектов «Грани познания», в межрегиональном фестивале исследовательских работ «Открытие мира», Слете НОУ образовательных организаций города Март -апрель
Научно-исследовательская лаборатория «Эв-рика»,
Правление Клуба
Рефлексия деятельности
(социальные опросы, анкетирование, мониторинг). Апрель Правление Клуба

МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОЕКТА
Реализация проекта вызывает необходимость создания проблемно-творческой группы, введения следующей управленческой схемы взаимодействия участников образовательного процесса, которая будет действовать в период адаптации детей-мигрантов:
Директор


Заместители директора

Психолог
Социальный педагог
Рабочая группа
Педагог - организатор
Педагог - предметник
Классный руководитель

Рис.1 Схема управления адаптацией
Рабочая группа под руководством заместителя директора и контролем со стороны руководителя образовательной организации разрабатывает и осуществляет подбор диагностических методик, тестовых заданий для определения уровня знаний, психологических особенностей, эмоционального состояния детей; определяет содержание периода адаптации, план мероприятий, условия их реализации; решает оперативные вопросы адаптации.

ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Риски Способы снижения рисков
Кадровые Недостаточная компетентность работников Повышение квалификации сотрудников общеобразовательного учреждения в области адаптации и интеграции детей-мигрантов
Слабая мотивация педагогов в работе с детьми-мигрантами Разработка системы мер по стимулированию сотрудников ОО
Матери-альныеНедостаточное учебно-методическое обеспечение Пополнение библиотечного фонда, приобретение специализированных учебно – методических пособий
Недостаточное информационно-техническое обеспечение Приобретение самых необходимых информационно-технических средств обучения
Социальные Низкая заинтересованность родителей детей-мигрантов в адаптации их детей Проведение информационно-разъяснительной работы с родителями, вовлечение в родительские общественные органы управления (советы класса, школы) отцов детей-мигрантов
Наличие негативных стереотипов родительского сообщества по отношению к мигрантам Проведение систематической пропедевтической работы с детьми и их родителями, активизация клубной деятельности по интересам
Отсутствие положительной динамики адаптации ребенка-мигранта Привлечение специалистов из муниципальных психолого-педагогических центров
Отказ ребенка-мигранта от предложенных дополнительных занятий или от участия в мероприятиях Привлечение специалистов из муниципальных психолого-педагогических центров

СПОСОБЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ
Социологический опрос о значимости проекта.
Мониторинг социокультурной адаптации детей – мигрантов (успешное освоение образовательной программы, позитивное выстраивание межличностных отношений с социумом)
Диагностика уровня толерантности и этнической идентичности в школьном коллективе.
Отзывы родителей (законных представителей) детей – мигрантов об организации работы школы по индивидуальному сопровождению ребёнка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представленная модель позволяет решать задачи по успешной адаптации детей-мигрантов, связанные с повышением социального статуса ребенка-мигранта в новой территориальной и культурной среде, овладением русским языком, снижением социальной напряжённости.
Реализация проекта позволит обеспечить целенаправленное воспитание установок законопослушания и уважения к традициям страны проживания, обеспечить возможность участия детей - мигрантов в жизни местного сообщества.
ЛИТЕРАТУРА
Адаптация детей мигрантов в школе. Центр молодежных исследований. ВШЭ. Г.Санкт-Петербург. http://youth.hse.spb.ru/adaptaciya-detey-migrantov-v-shkoleАдаптация детей-мигрантов в условиях образовательной организации, реализующей программы начального общего, основного общего, среднего общего образования. Методические рекомендации – ГБУДПО «институт развития образования Пермского края», 2015
Бойко В.В. Методика диагностики общей коммуникативной толерантности, http://gigabaza.ru/doc/35831.html.
Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб., 2002. С.113
Кадочникова Г.А. Адаптация подростков-мигрантов в социокультурном пространстве школы уральского промышленного города. г.Челябинск, ФГОУ ВПО «Уральский государственный университет им. А.М.Горького», 2010.
Каменский А.М., Смирнова З.Ю.Внеурочные формы как альтернативные формы образования – М., 2006.
Кун М., Макпартленд Т. Кто я?. Модификация Румянцевой Т.В.,http://www.gurutestov.ru/test/18.
Макаров А.Я., Социокультурная адаптация детей мигрантов в образовательной среде. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/sotsiokulturnaya-adaptatsiya-detei-migrantov-v-obrazovatelnoi-srede#ixzz3E2UeCNl0Методические рекомендации по социокультурной адаптации мигрантов (иммигрантов) и принимающего общества в образовательной среде Республики Корелии. http://do.gendocs.ru/docs/index-384574.html
Печатникова Л. Обучение детей-мигрантов: французский опыт.// «Первое сентября, № 2, 2014, стр. 27-28.
Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности. Под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой и др., М.:МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003.
Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование, 2001, № 9; 2002, № 9.

Приложение 1

Фото 1. Интерьер комнаты для занятий и заседаний полиэтнического клуба «Родники души»

Фото 2. Фотоэкспозиция рассказывающая о проведенных Фестивалях.

Фото 4. Коллекция кукол в национальных костюмах.

Фото 5. Коллекция национальных головных уборов, предоставленная родителями детей - мигрантов
ФОТОГРАФИИ С ФЕСТИВАЛЕЙ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР

Фото 6. Представление армянской культуры.

Фото 7. Фестиваль Беларуси

Фото 8. Представление еврейской культуры

Фото9. Празднование Дня казахской культуры

Фото 10. Молдавский фестиваль

Фото 11. Празднование Дня рождения Округа

Фото 12. День чеченской культуры

Фото 13. Выставка «Город мастеров»

Фото 14. Выставка «Город мастеров»

Фото 15. Знакомство учащихся с народными промыслами России.
Выставка «Город мастеров»

Фото 16. Презентация проекта по сохранению народных промыслов России
для воспитанников детского сада №10 «Белочка»

Фото 17. Презентация выставки «Духовное наследие мира»
для воспитанников детского сада №10 «Белочка»

Фото 18. Презентация выставки «Духовное наследие мира»
для воспитанников детского сада №10 «Белочка»

Фото 19. Фестиваль народной культуры с участием представителей национальных общественных организаций города Нижневартовска
326199569850-241306841490
Сотрудничество с представителями национальных общественных организаций Нижневартовска