Использование ИКТ при подготовке к ГИА по русскому языку и литературе


Малахова Галина Фёдоровна,
заместитель директора,
учитель русского языка и литературы
Использование ИКТ при подготовке к ГИА по русскому языку и литературе
Сегодня актуальность темы использования Интернет-технологий ни у кого не вызывает сомнений. Благодаря Интернету, резко расширилось информационное пространство для школьников и педагогов. Именно поэтому все чаще учителя русского языка предусматривают в своей повседневной практике онлайн-консультации и Интернет-ресурсы, которые способствуют эффективной подготовке к ГИА по предметам. Онлайн-консультации нередко проводятся учителями через социальные сети «В контакте». Учащиеся консультируются с учителем при помощи электронной почты. Такая работа позволяет ученику в домашних условиях получать необходимые знания. Эта форма работы активно внедряется в нашей школе.
Интернет-ресурсы - отличная возможность саморазвития, бесплатного и комфортного восполнения пробелов по предмету. Внедрение новых информационных технологий в образовательную деятельность позволяет активировать процесс обучения, повысить темп урока, способствует повышению познавательных потребностей учеников. Использование ИКТ на уроках и дополнительных занятиях дает возможность воздействовать на три канала восприятия человека: визуальный, аудиальный, кинестетический, а значит, способствует эффективному усвоению учебного материала. Увеличивается объем материала за счет экономии времени. Расширяются возможности применения дифференцированного подхода в обучении, осуществляются межпредметные связи, повышается мотивация обучения, создается положительный настрой, происходит активизация самостоятельной деятельности учащихся. Одно из основных требований к составлению теста, включённого в состав мультимедийной презентации — краткость заданий. Выбор формы задания зависит только от материала, знание которого нужно проверить. Количество заданий определяется объемом материала. Общий принцип: чем больше заданий, тем точнее определяется уровень знаний. Последовательность заданий друг за другом определяется по принципу: от более простого к более сложному.
Практика показывает, что предпочтительнее сначала размещать легкие вопросы с целью повышения собственной уверенности, либо, для снятия тревожности, использовать разминку, в которой предлагается вспомнить основные теоретические аспекты, связанные с предметом теста. Ученики с удовольствием отвечают на вопросы, ученик сам задает темп работы, сразу же получая за нее оценку. Можно воспользоваться подсказкой, посмотреть количество допущенных ошибок. Это дает возможность проанализировать, насколько глубоко усвоен данный материал. В случае неудовлетворительного результата ученик может вернуться к тестированию после повторного прохождения курса или уточнения отдельных вопросов. Благодаря этому и приобретаются навыки самоконтроля за усвоением учебного материала.
Также для подготовки к ГИА используются электронные пособия "1С: Репетитор" по всем разделам русского языка, литературы. Теоретический материал излагается в форме аудио-визуальных интерактивных демонстраций, которые продублированы в гипертекстовом виде. Демонстрации курсов сопровождаются тестовыми заданиями, в основном, из экзаменационных вариантов. Модуль проверки позволяет вводить ответы в виде произвольных числовых или буквенных выражений. Представление теоретического материала в виде интерактивного учебника резко повышает интерес учащихся. Анимация и звук вызывают положительные эмоции у обучающихся.
Одним из эффективных приемов подготовки школьников к ГИА по предметам является использование материалов открытого банка данных ФИПИ.
Можно также применять для индивидуальной и групповой работы следующие ресурсы сети Интернет.
http://www.spora07.narod.ru/Index.html- представлены материалы по функциональным стилям языка.
http://vedi.aesc.msu.ru/russian/index.php- система дистанционного обучения «Веди»-русский язык. Пособие предназначено для проверки и совершенствования знаний в правописании (работа с текстом, со словом, поиск правил, звуковые комментарии, результаты работы. http://collection.edu.yar.ru/catalog/rubr/69d1277e-dfb0-65fd-a6da- 6baa91ee5c76/109326/?interface=themcol- сборник диктантов с прослушиванием для 8-11 классов с последующей проверкой.
http://www.gramota.ru/class/coach/idictation/- справочно –информационный портал Gramota.ru - русский язык для всех. Интерактивные диктанты, взятые из художественных текстов с правильным выбором ответа и последующей проверкой.
http://www.gramota.ru/class/coach/idictation/45_80-справочно–информационный портал Gramota.ru- русский язык для всех. Орфоэпические диктанты. Ученикам необходимо отметить ударение в выделенных словах текста. Существует проверка.
http://gramota.ru/class/coach/tbgramota/- справочно–информационный портал Gramota.ru - русский язык для всех. Орфографические и пунктуационные диктанты. Сначала предлагаются правила правописания или пунктуации, сформулированные специально для легкого запоминания, а затем интерактивные упражнения для закрепления с проверкой.
http://www.dofa.ru/open/book/1_russ/titul.htm#ogl- учебные и методические материалы по дисциплине «Русский язык и культура речи».
От четкого и правильного «диагноза» состояния уровня обученности учащегося зависит составление его индивидуального маршрута подготовки к ГИА по предметам.
В основу системы мониторинга положены «Критерии оценивания работы ГИА по предмету. Механизм мониторинга прост: ученику нужно выполнить несколько тестовых заданий, выявить явные пробелы по предмету, заполнить Лист учета ошибок, составить вместе с учителем индивидуальный маршрут. Для каждого учащегося представлена картина его успехов и пробелов (после диагностической работы), предлагаются способы устранения этих пробелов: либо самостоятельно, либо индивидуально с учителем, либо в группе. Ученик, разобравшись в теоретическом материале, тренируется в выполнении разного вида заданий, пока умение применять знания на практике не перейдут в устойчивый навык, контрольные задания по разделу или теме позволяют учителю определить качество его усвоения.
Промежуточная диагностика, как правило, показывает ученику его продвижение вперёд относительно самого себя, что внушает ему уверенность в своих силах и стимулирует к дальнейшей работе по ликвидации пробелов.
Эффективность применяемой системы в целом оценивается по следующим характеристикам:
• 100% посещение консультационных занятий;
• положительная динамика уровня обученности;
• востребованность онлайн-консультаций, активность учащихся;
• устойчивая мотивация учащихся к самостоятельной работе;
• повышение качества знаний по русскому языку, литературе;
• высокий показатель качества обученности при сдаче ГИА по предметам.
Таким образом, мониторинг является основой для управления процессом повышения качества усвоения материала по предмету.