Классный час «Цвети, мой Казахстан!»


Классный час, посвященный Дню Независимости
« Цвети, мой Казахстан!»
Класс: 1
Подготовила: Кирющенко А.А.
Классный час,
 посвященный Дню Независимости.
 
Тема: «Цвети, мой Казахстан!»
 
Цель и задачи: Познакомить с произведениями о родном крае, о родной земле, о Родине; расширить кругозор детей о РК, о законах РК; познакомить с некоторыми обычаями и традициями казахского народа; воспитание патриотизма, любви к Родине.
 
Наглядное пособие: карта РК, государственные символы РК, портрет Н.А. Назарбаева, слайдовая презентация 
Ход мероприятия:
I  Организационный момент (звучит музыкальное произведение в исполнении оркестра казахских народных инструментов).
 
II       Вводная беседа.
1-й ученик: Земля моя! В зелёном летнем платье
                     Ты ловишь солнце будущего дня.
                      Родимая, какое это счастье,
                      Что ты всегда со мной и для меня!
Учитель: - О чём говорится в этом отрывке из произведения С. Сейфуллина?
- Что мы зовём Родиной?
- В каком государстве мы живём? Что вы можете рассказать о своей Родине?
2-й ученик: О, Казахстан, моя родная мать!
                    Желаю я тебе во всех делах сильнее процветать!
                    О, Родина моя, ты и прекрасна и прелестна!
                    И я всегда любуюсь твоей чудной красотой!
                    Моя Отчизна, ты в мире всем известна
                    Своим гостеприимством, добротой и простотой!
3-й ученик: И я всегда горжусь своей землёй!
                    Пусть небо будет вечно чистым над тобой!
                    Цвети, мой Казахстан, моя земля,
                     О, Родина моя, будь счастлива всегда!
 
III         Основной этап мероприятия.
 
1.      Казахстан – свободное и независимое государство: Родина.
Учитель: (работа по карте) Казахстан - твоя родная земля, твоё Отечество. Площадь Казахстана 2,7 млн. квадратных километров. На такой территории могли бы разместиться несколько западных государств. Земля Казахстана богата природными ресурсами. Если сесть на поезд в Петропавловске (северная точка нашей республики) и доехать до Алматы, то можно увидеть всё разнообразие и богатство нашей природы. Прозрачные озёра сменяются густыми лесами, которые внезапно уступают место пустыне. Большую часть территории занимают равнины. На юго-востоке границу нашего государства обрамляют высокие снежные вершины гор.
Полезные ископаемые, добываемые на территории Казахстана, своим содержанием не уступают таблице Менделеева. Здесь металл, уголь, нефть, газ, фосфорит, различные соли и т.д. В республике в основном занимаются животноводством, выращиванием хлеба.
В нашем государстве проживают представители более ста национальностей и все они являются равноправными гражданами Казахстана.
Казахстан граничит с пятью государствами и находится в тесных дружественных отношениях с каждым из них.
Центром политической, управленческой и культурной деятельности является город Астана.
В нашей республике созданы все условия для получения достойного образования для молодёжи.
Также очень развита культура: театры, музеи, библиотеки и т.д.
                     «Моя Республика»  Т. Айбергенов.
1-й ученик: Она велика: от Алтая до Каспия,
                    Она широка, как народа душа.
                    Она же – Европа, она же и Азия,
                    И волны Урала и плеск Иртыша.
                    Родная земля молодая и древняя –
                    Пою о тебе и тобою живу!
2-й ученик: На север взгляну – вижу зелень деревьев,
                    На юг посмотрю – ветры сушат траву.
                    Есть всё у тебя: и леса, и озёра,
                    И синие глуби натруженных рек,
                    Бескрайние степи, высокие горы,
                    И я – твой хозяин и твой человек!
 
2. Самое высокое звание – Гражданин.
Учитель:  - Ты родился и живёшь в Республике Казахстан и поэтому являешься гражданином этого государства. Каждый человек с момента рождения становится гражданином. Это значит, что он на находится под защитой государства. Быть гражданином РК – это высокое почётное звание. Стать гражданином – значит выполнять свой долг перед Родиной.
1-й ученик: «Родина моя» Н. Полякова.
                - Что значит «Родина моя»? –
                Ты спросишь. Я отвечу:
               Сначала тропочкой земля бежит тебе навстречу.
               Потом тебя поманит сад душистой веткой каждой.
               Потом увидишь стройный ряд домов многоэтажных.
               Всё это – Родина твоя, земля твоя родная.
2-й ученик: Чем старше станешь и сильней,
                     Тем больше пред тобою
                     Она заманчивых путей доверчиво раскроет.
 
3.      Что значит быть гражданином? Долг. Честь. Отечество.
 Учитель: Наше Отечество, наша Родина – это республика Казахстан.
Отечеством мы зовём Казахстан потому, что здесь жили испокон веков наши отцы и деды.
Родиной мы зовём его потому, что мы здесь родились, здесь говорят на родном языке и всё здесь для нас родное.
Одна у человека родная мать – одна у него и Родина.
М. Шаханов:
«Если не дорог тебе твой край. Где босиком обегал каждый уголок, если не чтишь ты законов своего народа и не любишь свой отчий дом, ты зря живёшь на свете; иссохнет твоё сердце, зачерствеет твоя душа и не воздастся тебе от щедрости земли, от её красоты, от её изобилия…»
- Как вы думаете, что можно сделать для процветания своей родины? Расскажи, что ты сделал полезного для своего народа?
- Каждый гражданин обязан исполнять обязанности перед своей Родиной и наряду с этим знать свои права.
 
4. Основной закон Республики Казахстан. Конституция.
Пословицы:
Жить – Родине служить.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.(обсуждение)
Учитель: Давайте послушаем небольшую сказку.
«В одном королевстве жил добрый сказочный народ. И была в этом королевстве большая волшебная книга – Книга Законов, которая учила людей, как нужно правильно жить, как разрешать споры, поступать по справедливости.
Всё было хорошо, но Злой Колдунье не нравилось, что сказочный народ живёт спокойно и мирно. Она украла Книгу Законов и сказочная страна превратилась в Королевство Беззакония…»
- Хотели бы вы жить в Королевстве Беззакония? Почему?
- В нашем государстве тоже есть такая Книга Законов и называется она Конституция.
Конституция – это основной Закон государства, который устанавливает форму правления в государстве. В нём записаны права и обязанности граждан.
Конституция РК принята 30.08.95. В Конституции РК записано, что Казахстан является независимым и суверенным государством. А также в ней записаны обязанности граждан по отношению к своему государству. Юные граждане РК обязаны:
- уважать символы государства: Гимн, Флаг, Герб РК;
- учиться в школе;
- охранять природу;
- любить и уважать своих родителей;
- любить и защищать свою Родину, значит быть патриотом, гордиться своей Родиной, уважать и соблюдать Законы страны, выполнять свои обязанности, быть активным в общественной жизни.
Наряду с обязанностями в Конституции записаны и права граждан. Например, право на личную свободу (статья №16), право на отдых (статья №24), право на охрану здоровья (статья № 29).
 
5.      Обычаи и традиции. Бесiкке салу.
Уж если нам тесно в доме родном, найдём ли мы место в доме чужом?
- Как вы понимаете значение данной пословицы?
Учитель: Поведение всех животных, птиц, насекомых регулируется врождёнными инстинктами. А действия и поступки людей регулируются правилами, принятыми в обществе.
Первые правила, которые появились в обществе, были обычаи и традиции.
Обычаи – это общепринятые, исторически сложившиеся правила и нормы, которые регулируют поведение людей в общественной жизни.
Традиции – это передаваемые от поколения к поколению обычаи, обряды, нормы поведения в обществе.
И сегодня хочется познакомить вас с одной традицией казахского народа «Бесiкке салу». На уроках литературного чтения мы с вами знакомились с УНТ и говорили о том, как укладывали младенцев спать на Руси и в Казахстане. Как называется кроватка для младенцев на Руси? (колыбель, люлька) А у казахов – бесiк.
Бесiк – это деревянная колыбель-качалка. Она передавалась из семьи в семью детям, внукам и правнукам по наследию. Чем удобна эта колыбель? Ребёнок всегда находится в тепле и чистоте, так как для этого всё предусмотрено в устройстве бесiк. Все принадлежности: кошма, перина, одеяльце, простынки имеют отверстия, совпадающие с отверстием в колыбели и ребёнок всегда чистый и сухой, спит спокойно (показ, укладывание куклы в колыбельку).
3-й ученик: «Казахская колыбельная песенка».
Баю-баю, беленький, в белой колыбеленьке.
Ты не плачь, малыш, не плачь.
Дам я проса горсточку,
Сахарную косточку,
Пёрышки цапельки, потерпи капельку.
Баю-баю, деточка, тоненькая веточка.
В чёрный день и в чёрный час
Будешь солнышком для нас.
 
IV Обобщение. Заключительный этап мероприятия.
Учитель: - Так с чего же начинается Родина? (ответы детей)
Ученик.
             В начале Родина – дом матери твоей,
             Родной очаг, окрестности аула,
             Где ты играл средь трав, среди камней,
             Откуда ветром странствий потянуло.
             Да, Родина – и дом, где твой очаг,
             И твой родной народ, взрастивший сына.
             Да, Родина – не только предков солончак,
             А синие леса и тихая долина.
Учитель: - Как вы понимаете значение пословицы: «Одна у человека родная мать, одна у него и Родина»? (ответы детей)
Ученик: Ребёнок, что отчей землёю рождён,
              Пока не созрел для борьбы и невзгод,
              Пока не постиг, что священен народ,
              Пока не узнал, что священна земля,
              И реки её, и холмы, и поля,
              Он воздухом Родины должен дышать,
              Где в муках земных родила его мать.