Занятие по развитию речи о городе, о родном районе и ближайшем окружении детского сада Старшая группа.


Никульцева Татьяна Анатольевна
МБДОУ детский сад №159 «Непоседа» г. Брянск
Воспитатель
Занятие по развитию речи
о городе, о родном районе и ближайшем окружении детского сада
Старшая группа.
Цель: формировать представления детей о городе, о родном районе; расширить представление о ближайшем окружении детского сада, о профессиях работников социальной сферы; уточнить правила дорожного движения. Воспитывать чувство любви и уважения к родному городу.
Обогащение и активизация словаря: Брянск, Бежицкий район, брянцы, гостеприимный, уютный, макет, символ, модель.
Предварительная работа: прогулка по улицам Бежицкого района, рассматривание альбомов «Мой город Брянск», «Бежица – любимая моя». Чтение стихов брянских поэтов о родном городе. Рисование на тему: «Дома на нашей улице». Изготовление поделок из бумаги: автобус и дом. Организовать фотовыставку «Бежица любимая моя»
Оборудование и материалы: макет Бежицкого района, кубы с символами и фотографиями учреждений Бежицкого района, коврограф и материалы к нему, альбомные листы, маркеры.
- Ребята, сегодня мы с вами совершим прогулку по нашему городу.
Стук в дверь (вносят письмо от Незнайки, где он просит рассказать ребят о своём городе)
Я предлагаю послушать стихотворение Л.Осиповой о нашем родном городе, городе, в котором мы живём.
Велик, прекрасен город наш
Над вольною рекой
И самый лучший он для нас,
Родной и дорогой.
- Как называется наш родной город? (Брянск). Правильно город, Брянск.
-А как называемся мы с вами его жители? (Брянцы)
- Ребята давайте повторим вместе – Брянцы.
- Ребята, а какой наш город? (большой, красивый, любимый, родной, добрый, гостеприимный, зелёный, чистый, уютный).- Молодцы ребята. Сколько добрых красивых слов вы сказали о нашем городе.
- Да ребята, наш город большой и он разделён на районы.
- Кто знает, как называется район, в котором мы живём? (Бежицкий район)
- Да, ребята, мы с вами живём в Бежицком районе.
- А теперь давайте расскажем о нашем Бежицком районе. А поможет нам в этом макет. (подходим к макету)
- А что такое макет, как вы думаете? (это маленькое изображение нашего города или района).
- Ребята, посмотрите, что изображено на макете? (улицы, дороги, парки, площади).
- Ребята, вокруг нашего детского сада много нужных, полезных учреждений. Давайте их вспомним. А помогут нам в этом загадки. Я загадаю загадку, а вы отгадаете и поставите на макет.
Малыши приходят утром
И проводят вместе день
С воспитательницей доброй
Им играть и петь не лень
- А вы любите свой детский сад, а за что? (за то, что здесь есть наши друзья и взрослые и дети).
- Ребята, мы с вами говорили, что на нашем макете много улиц. А каждая улицы имеет своё название.
- Кто помнит, на какой улице находится наш детский сад? (улица Институтская).
- слушайте следующую загадку.
Трудно справиться с пожаром,
01 звоним недаром
Пламя быстро потушить
Часть пожарная спешит.
- Ребята. Расскажите для чего нужна пожарная часть, кто там работает? (для того, чтобы тушить пожары, а работают там пожарные). У них героическая профессия.
- Какие должны быть пожарные? (сильными и смелыми, отважными, выносливыми, ловкими).
- Следующая загадка.
Здесь дети учатся читать
Писать и цифры складывать
Законы мира изучать
Теории доказывать.
- Что такое школа? (где дети учатся писать , считать, чтобы быть умными.)
- А учит детей в школе? ( учителя).
- Ещё одна загадка.
Температура, кашель
Зуб болит, хоть плачь
Чем и как лечиться
Вам подскажет врач.
- Кто работает в этом учреждении? (врачи, медсёстры, они помогают и лечат больных людей).
- Загадка.
Зал спортивный
Близко к нам расположенРазвить он нам силы
И ловкость поможет.
- Как вы думаете, ребята, для чего нужно заниматься спортом (чтобы быть сильными, ловкими, смелыми и никогда не болеть).
- А ещё в нашем Бежицком районе много домов (одноэтажные, многоэтажные – ставим на макет).
- А помните, ребята, вы говорили, что наш район зелёный. Что это значит? (много парков, скверов, много деревьев, кустарников, цветов посажено – ставим на макет).
- Ребята как вы думаете, чего не хватает на нашем макете? (машин). По нашим дорогам ездит много разных машин. Какие? (грузовые, легковые… - ставим на макет).
- Ребята, когда мы гуляем по улицам нашего Бежицкого района мы должны соблюдать определённые правила. Какие это правила? (правила дорожного движения)
- Правильно ребята.
- Но вот мы подошли к дороге и её надо перейти. Как мы поступим? (надо переходить улицу только там, где есть знак пешеходный переход и светофор – ставим знаки возле школы и детского сада).
- Вопросы про светофор (красный свет дороги нет, жёлтый свет – внимание, зелёный переходим дорогу).
- Да, ребята, совершенно верно, что на улицах и дорогах города необходимо соблюдать правила безопасного поведения.
- Вот ребята мы справились с заданием. Правильно расположили учреждения на макете вокруг нашего детского сада. Ещё раз полюбуйтесь какой у нас красивый и уютный Бежицкий район.
- А сейчас, ребята, я вам предлагаю поиграть. Но прежде давайте вместе придумаем модели к знакомым учреждениям (например: школа – каким символом мы изобразим школу? Так чтобы было понятно, что это школа).У нас есть волшебные кубы. На одних кубах расположены символы тех учреждений, которые находятся возле нашего детского сада (школа, манеж, больница), а на других кубах фотографии этих учреждений.
-Найдите, фотографии учреждений Бежицкого района, которые находятся вблизи детского сада и которые соответствуют данному символу.
- Приступайте к работе. (дети выполняют задание).
- А теперь давайте проверять, что у нас получилось.
- Расскажи, Вика, какое учреждение ты выбрала к данному символу и почему? (это спортивное учреждение – Манеж. Мы туда ходим заниматься спортом, чтобы быть ловкими, сильными, смелыми и занимается с нами тренер).- Молодцы, ребята и с этим заданием вы справились.
- Ребята, сегодня мы с вами ещё раз убедились какой Бежицкий район красивый, уютный, что в нём есть нужные, полезные учреждения – где работают ваши мамы и папы, чтобы он стал ещё лучше и краше.
- Предлагаю подойти к коврографу, закрыть глаза и представить что вы волшебники. Давайте мы создадим свой город. Город, каким бы вы хотели его видеть. ( выкладываем на коврографе) . ( Воспитатель: я хочу, чтобы в моём городе всегда светило солнце, чтобы он был солнечным и ясным. Дети: было много травы, цветов, деревьев; построено много красивых домов, детских площадок, садов; машины, которые не будут загрязнять воздух…). - Вот какой город у нас получился.
- Но для того, чтобы город всегда был таким красивым что необходимо делать? (сажать цветы, деревья, не мусорить, убирать, не ломать). В таком городе хотелось бы жить.
- А сейчас ребята мы напишем письмо Незнайке. Я напишу, а вы нарисуете и отправим письмо по почте.