ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДОВ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ШВЕЙНОГО ДЕЛА

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДОВ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ШВЕЙНОГО ДЕЛА
Фролова Любовь Валериевна
учителя швейного дела ГУ ОСШИ №3 для детей с ОВР г. Караганда

Современный, унифицированный подход к решению образовательных задач в рамках коррекционной школы опирается на основополагающие государственные документы последних лет, касающиеся вопросов специального образования: Закон РК «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», Конвенция о правах ребёнка и др., в которых ключевой является идея развития, методологически восходящая к концептуальной теории обучения и развития Л.С. Выготского. Названная концепция продуктивна и сегодня для анализа и переосмысления сложившегося опыта, особенно в части обучения и воспитания различных категорий лиц с особыми образовательными потребностями [2,с.110].
Важнейшую коррекционную роль в развитии учащихся с нарушением интеллекта играют уроки трудового обучения, которые призваны обеспечить формирование общей культуры личности на основе усвоения содержания программного материала, адаптацию к жизни в обществе, создать основу для осознанного выбора и последующего освоения профессионального образования. Задача учителя - дефектолога, не должна сводиться только лишь к подаче готовых знаний для их воспроизведения, необходимо так строить педагогический процесс, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка, научить максимально мыслить в силу возможностей ученика, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать только активные формы и методы обучения.
В педагогической науке накоплен богатый материал, относящийся к проблеме использования методов обучения (Ю. К. Бабанский, М.Н.Скаткин, И.Д.Зверев, И.Т.Огородников и др.) [3,с.9]. Но до сих пор мало изученными оказываются педагогические возможности активных методов обучения и их влияние на эффективность обучения, а еще меньше данные методы используется в практике коррекционной школы.
Учитывая состояние теории и потребности практики в решении проблемы активных методов обучения, а так же их возможностей, которые сложились в социальной ситуации и имеются в педагогической науке, было проведено экспериментальное исследование на базе областной специальной школы - интерната №3 г. Караганды в период с 1 сентября 2010 года по 25 мая 2012 года на уроках швейного дела в 6 «В» классе. В качестве контрольной группы выступали учащиеся 6 «Г» класса.
Предполагая, что результативность обучения, успешное овладение общетрудовыми и профессионально-трудовыми умениями и навыками, позитивное отношение к предмету может быть обеспечено за счёт использования активных методов на уроках швейного дела, основной целью эксперимента было выявление эффективности методов активного обучения на уроках швейного дела [табл.1].
Методы активного обучения (МАО) совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и создающего специальными средствами условия, мотивирующие учащихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности. [1,с.14].
Табл.1.Методы активного обучения, применяемые на уроках швейного дела
Неимитационные методы активного обучения
Имитационные методы


Неигровые методы
Игровые методы

Проблемные уроки
Анализ конкретных ситуаций (АКС)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Программирование
Проектирование
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] игры

Метод проектов
Тренинг
13° LINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5_%D1%81%D0%B8%D1%82%D1%83%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8" \o "Игровые ситуации" 14Игровые ситуации15

Методика опорных схем
Метод инструкции к действиям
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Рефлексия



Исследование мотивов и познавательных интересов позволило сделать выводы о наличии или отсутствии ситуации личностного роста учащихся. Из данного процентного соотношения явно видна динамика развития познавательного интереса, но в экспериментальном классе количественные данные гораздо выше, что можно убедительно проследить на построенном мониторинге [табл.2].

Табл.2 Мониторинг развития уровня Табл.3 Мониторинг развития уровня
познавательного интереса активности учащихся на уроках швейного дела
Наблюдение за работой учащихся на уроках швейного дела и анкетирование позволили выяснить, насколько учащиеся активны и заинтересованы на уроках швейного дела, до и после формирующего эксперимента. Критериями являлись: активная работа, частота правильных ответов, быстрота реакции, стремление достичь положительных результатов, частота отвлечений от работы, замещающая деятельность. Динамика развития отражена на мониторинге [табл.3].
Диагностика познавательных процессов также позволила сделать вывод, что уровень развития познавательных процессов изменился у всех учащихся экспериментальной группы, что нельзя сказать о детях, входящих в контрольную группу. Так, например, у детей экспериментальной группы после проведения уроков с применением МАО повысились показатели уровня развития таких познавательных процессов как внимание, память и мышление. [табл.4]. Таким образом, можно говорить о том, что включенность ученика в процесс самостоятельного познания на основе МАО стимулирует развитие познавательной активности, является средством ее развития и средой оптимизирующей это развитие. Контрольная группа все это время продолжала работать в своем традиционном режиме. Это время тоже работало на них, но результаты были другими. Результаты исследования были проанализированы и построены на мониторинге [табл.5].

Табл.4. Мониторинг уровня развития Табл.5. Мониторинг уровня развития
психических процессов учащихся психических процессов учащихся
в экспериментальном классе в контрольном классе
Обобщая опытно-экспериментальную работу по использованию активных методов обучения на уроках швейного дела, можно сделать выводы:
1.Анализируя и сравнивая выводы по каждому направлению экспериментального исследования, убедительна положительная динамика банка достижений учащихся экспериментального класса под влиянием активных методов.
2. Разумное и целесообразное использование активных методов значительно повышает коррекционный эффект обучения, создаёт атмосферу напряженного поиска, вызывает у учащихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний.
3. Технология активного обучения – это обучение, соответствующее силам и возможностям школьников. Методы активного обучения могут быть и должны применяться в коррекционной школе, обеспечивая учащимся условия для успешной социальной адаптации и трудоустройства.
Таким образом, под дидактическими возможностями активных методов определились учебные возможности формирования предметных умений и навыков, которые можно применить на уроках швейного дела, и которые могут повлиять на результативность обучения.

Список литературы:
1.Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. Тула, 2002
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 М.: Педагогика, 1993
3. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1994




































































































































Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415