Доклад на методическом объединении начальных классов на тему ИКТ на уроках


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ванинская средняя общеобразовательная школа»
ИКТ на уроках обучения грамоте
Подготовила
уч. нач. кл.
Василевская Н.Д.
март 2014г
В настоящее время 85% обучающихся в возрасте от 7 до 17 лет используют компьютер, а 20% из них выходят в Интернет. В элитных(частных) учебных заведениях, гимназиях, лицеях этот процент выше. Следовательно, работа с компьютером является привлекательным для школьников видом деятельности. В ходе опроса 40% отметили перспективу получения более обширных знаний благодаря возможностям, которые открывает компьютер. Поэтому сегодня интерес к виртуальному получению знаний является одним из мощных мотивов учащихся к познанию. Этап мотивации учения обогащается за счёт увеличения потенциала восприятия, приобретения познавательной нагрузки, развития воображения и эмоций. Всё это позволяет сделать вывод, что использование информационных технологий в образовании, в том числе начальном, становится актуальной задачей школьного преподавания.
Применяемые компьютерные программы можно разбить на три большие группы: презентации, информационно-обучающие, тестирующие.
Презентации- средство развития познавательной активности учащихся при изучении предмета. Это наглядность, дающая возможность учителю выстроить объяснение на уроке логично, научно с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти учеников: зрительная, слуховая, моторная. Презентация даёт возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. При закреплении можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения у школьников. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса учащихся к изучаемой теме.
Информационно-обучающие программы позволяют моделировать и наглядно демонстрировать содержание изучаемых тем, полностью реализовать принцип адаптивности к индивидуальным возможностям ребёнка, соответствовать индивидуальному темпу учебно-познавательной деятельности. Обучение носит диалоговый характер, при котором учитель в любой момент может внести в него необходимые коррективы. На уроках могут оптимально сочетаться индивидуальная и групповая формы работы. Ученики находятся в состоянии психологического комфорта. Таким образом, достигаются идеальные варианты индивидуального обучения с использованием визуальных и слуховых образов.
Применение тестирующих программ типа «Репетитор» обеспечивает строго индивидуальные и дифференциальные диагностику и контроль знаний учащихся.Преимущества тестирования: объективность , простота, массовость.
Наиболее распространённым в опыте работы учителей начальных классов является применение мультимедийных технологий посредством использования одного компьютера на класс, изображение с которого выводится на экран. Психологические особенности развития младших школьников, такие, как наглядно- образное мышление , непроизвольное внимание к яркому и динамичному, переключаемость от игровой деятельности к учебной, эмоциональная подвижность, создают благоприятные условия для включения мультимедийных технологий в учебный процесс.
Мультимедиа в переводе с английского означает «много средств»: звук, видео, графика (схемы ,фотографии, рисунки).Если выразиться кратко, мультимедиа- это компьютер плюс проектор, позволяющие спроецировать на экран информацию из любого компьютера Сети, а также из телевизора, видеомагнитофона и т.д. Проведение уроков с наглядной компьютерной демонстрацией помогает ученикам лучше запоминать материал, более глубоко проникать в суть изучаемого вопроса.
Мультимедийную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения , основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путём сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия , усиливающегося при подключении зрительной памяти. По результатам исследования института «Евролингвист» (Голландия) большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 30-50%.
Мультимедиапрограммы представляют информацию в различных формах и тем самым повышают эффективность процесса обучения. Экономия времени , необходимого для изучения конкретного материала, составляет в среднем 30%, а приобретённые с использованием мультимедийных программ знания сохраняются в памяти учащихся значительно дольше. С методических позиций мультимедиа имеют следующие демонстрационные преимущества: представляют в трёхмерном пространстве информацию, которая может быть дозирована в соответствии с особенностями процесса обучения ; с помощью слайдов можно применять разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную; можно использовать различные видеофрагменты, картинки, схемы, диаграммы, показывать опыты, которые по требованиям охраны труда нельзя проводить в школе. Мультимедиаресурсы за счёт увеличения доли информации , представленной в визуальной форме, открывают перед учителем новые возможности подачи учебного материала(цветные динамические иллюстрации, звуковое сопровождение , фрагменты «живых» уроков и пр.)Электронные способы получения , хранения и переработки информации позволяют вводить новые виды педагогической и учебной деятельности(создание учебных сайтов, составление словарей, справочников и т.п.) У школ и отдельных учителей появляются возможности создания электронных библиотек с готовыми мультимедиаресурсами, автоматизированного составления разнообразных дидактических материалов. При использовании в обучении математике, русскому языку, природоведению мудьтимедийных технологий традиционная структура урока может принципиально не меняться. В ней по- прежнему сохраняются все основные этапы, изменяются только их временные характеристики и насыщенность. Очевидно, мультимедиапрезентации более востребованы для обучения учащихся с визуально –аудиальной модальностью восприятия и расширяют возможности в усвоении материала учащимися с кинестетической модальностью восприятия.
Мультимедийная презентация наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:
образовательный аспект – восприятие учащимися учебного материала , осмысление связей и отношений между объектами изучения;
развивающий аспект- развитие у учащихся познавательного интереса , умения обобщать , анализировать , сравнивать , активизация их творческой деятельности;
воспитательный аспект- формирование научного мировоззрения, умения чётко организовывать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, способности к взаимопомощи.
При разработке уроков учителя могут использовать программу Power Point, которая предназначена для создания слайдов и образования единой слайд -презентации.
Слайд- презентации очень удобно использовать при подготовке уроков, так как слайды можно подготовить для каждого этапа урока. При этом необходимо учесть ряд основных требований. Слайд должен содержать минимально возможное количество слов. Для надписей и заголовков следует употреблять чёткий крупный шрифт, ограничивать использование текста. Лаконичность- одно из исходных требований при разработке учебных программ. Предпочтительнее выносить на слайд предложения, определения, слова, термины, которые учащиеся будут записывать в тетради, прочитывать их вслух во время демонстрации презентации. Размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяются возможностью их чёткого рассмотрения с последнего ряда парт. Предпочтительна заливка фона, букв, линий краской спокойного «неядовитого» цвета, не вызывающего раздражения и утомления глаз.
Для текста лучше не использовать ярких тонов, приемлемым являются коричневый, бордовый цвета.
Для лучшего усвоения учащимися знаний следует предлагать слайды, оформленные в одном тоне, но только не в белом: так как экран сам по себе яркий, белый цвет действует на детей угнетающе и их зрительная активность снижается. Для фона лучше использовать спокойные холодные тона: зелёный , фиолетовый, синий. Для оформления фона можно использовать различные картинки, но так, чтобы фоновый рисунок не отвлекал внимание учащихся от текста.
Чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстративные материалы должны по возможности иметь максимальный размер, равномерно заполнять всё экранное поле. Нельзя перегружать слайды зрительной информацией.
Звуковое сопровождение слайдов не должно быть резким, отвлекающим.
На просмотр одного слайда следует отводить достаточно времени(не менее 2-3 мин), чтобы учащиеся могли сконцентрировать внимание на экранном изображении, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат, сделать записи в рабочих тетрадях.
При использовании на уроке мультимедиаресурсов учитель получает возможность гибко менять формы учебного взаимодействия с учащимися( смена фронтальных, групповых и индивидуальных форм, варьирование доли самостоятельности обучаемых, индивидуализация обучения на основе учёта познавательного стиля школьника, представление учащемуся возможности работать в индивидуальном темпе и т.п.), а также применять новые формы учебного взаимодействия учащихся между собой.
В настоящее время в школьной практике применяются такие формы организации учебного взаимодействия, как групповые проекты, при создании которых используются возможности глобальных сетей; электронные конференции с коллективным участием в них школьников; поиск медиаресурсов для рефератов и докладов; создание презентаций учащимися и т.п. При желании учитель может, например, организовать сюжетно-ролевые игры в ходе коллективного решения задач на основе общения, опосредованного компьютером, - между отдельными учениками, группами учащихся, смежными классами. Использование же интерактивной доски помогает учителю значительно интенсифицировать процесс обучения , делает более эффективными фронтальные формы работы. Всё это усиливает эмоциональную составляющую учебного процесса , позволяет по-новому мотивировать и активизировать поисковую деятельность учащихся, делает её для них более привлекательной.
Дидакты предупреждают, что учебный эффект всякого наблюдения будет зависеть от того, насколько учитель, использующий в своей работе мультимедийные образовательные программы , сумеет объяснить учащимся , что и для чего они должны наблюдать , а также сумеет привлечь и сохранить внимание учеников на протяжении всего процесса обучения. Школьники могут привыкнуть к тому, что информация подаётся визуальным способом. На этом пути есть опасность « избыточной наглядности», когда постоянное снабжение учащихся готовыми мультимедиадемонстрациями начинает тормозить развитие. Могут возникать разрывы между тем, что говорит учитель, и тем, что на самом деле воспринимает ученик.
Таким образом, в преподавании стоит трудная задача выбора оптимальной зрелищности, которая помогала бы обучению, а не мешала ему.
На основе опыта работы учителей начальных классов разработана следующая общая схема урока с использованием слайд- презентации:
Слайд 1. На экране высвечивается тема урока, которую озвучивает учитель. Учащиеся записывают в тетради дату, слова «классная работа», тему урока.
Слайд 2. План урока, который учитель демонстрирует с помощью компьютера и проектора. Учитель разъясняет каждый пункт плана.
Организационный момент.
Повторение пройденного материала (работа в парах).
Изучение нового материала (работа в парах).
Закрепление изученного материала(работа в парах).
Проверочная работа. Рефлексия . Итог урока.
Задание на дом.
Группа слайдов 3-7. По плану учителя: повторение пройденного материала(работа в парах); объяснение нового и т.п. Учитель выполняет демонстрации с помощью компьютера и проектора.
На экране высвечиваются вопросы, учащиеся готовят ответы на все вопросы, воспроизводят ответы друг перед другом и выполняют оценку ответов, затем отвечают перед классом(отвечающих выбирает учитель).
На уроках русского языка с целью более быстрого повышения грамотности можно использовать готовые программы, например, обучающую программу «Фраза»-тренажёр по русскому языку, содержащий 4000 заданий. В настоящее время существует богатый выбор готовой продукции по всем предметам начальной школы: имеется неплохое программное обеспечение уроков русского языка, окружающего мира, музыки.
На курсах повышения квалификации учителей в КИНПО нам выдали диски с ЭОР по работе с учебниками различных УМК. Так, у меня, например, есть диск «Перспектива» и «Школа России» .
Рассмотрим подробнее возможности использования компьютера как эффективного средства создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе. Учитель может, например, отключить звук и предложить ученикам прокомментировать наблюдаемое на экране. Затем учитель может либо просмотреть с учениками материал ещё раз со звуком, либо не возвращаться к просмотру, если учащиеся успешно справились с заданием. Условное название этого приёма «Что бы это значило?»
Можно остановить кадр и предложить ученику попробовать , проделав мысленный эксперимент, описать дальнейшее протекание процесса. Условное название этого приёма «А что будет дальше?»
Так можно либо создать проблемную ситуацию, связав её с темой урока, либо на основе иллюстрации, анимации закрепить изученное. Проблемные ситуации хорошо работают в сильных классах, но с ещё большим успехом их можно применять в слабых классах, в классах компенсирующего обучения и классах коррекционно-развивающего обучения. Включение проблемных ситуаций активизирует у школьников память, речь, мышление. У слабых учащихся эффективность запоминания увеличивается в два раза, так как « лучше один раз увидеть , чем сто раз услышать», повышается работоспособность.
Электронное пособие (слайды) учитель может использовать для объяснения нового материала, повторения пройденного, организации проверочных и самостоятельных работ.
Систематизируем возможности использования учителем электронного пособия в обучении младших школьников.
Использование на уроке отдельного иллюстративного мультимедийного материала: видео, слайд-шоу, анимации, демонстрации опытов на этапе введения нового знания.
Использование справочного материала: словарей, биографий учёных, интерактивных карт и таблиц- для выполнения творческих заданий учащимися во время поиска необходимой информации на этапах введения нового материала и закрепления.
Использование интерактивных заданий на этапе закрепления нового материала ; на уроках-тренингах; для составления контрольных и самостоятельных работ; для выполнения учеником домашней работы.
Составление презентаций на основе различных материалов мультимедийного курса и использование их на уроке в интерактивном варианте.
Использование результатов выполнения заданий, зафиксированных в виде таблицы на отдельной странице электронного пособия, для формирования и тренировки рефлексивных способностей учащихся и развития у них навыков самооценки.
Составление и распечатка заданий для каждого ученика на основе имеющихся в электронном пособии для составления контрольных и самостоятельных работ, проводимых без применения компьютера.
Использование любого фрагмента электронного пособия для создания наглядно-иллюстративного материала урока, выведение его на распечатку.
Информационно-коммуникативные технологии расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать , анализировать, представлять и передавать другим информацию; эти технологии значительно повышают дидактические и личностно-ориентированные параметры учебного процесса.
Использование современных информационных и коммуникационных технологий при введении ФГОС НОО.
Начальная школа - фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка, и это налагает особую ответственность на учителя начальной школы. На этом этапе важно развивать самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, поддержать его здоровье и эмоциональное благополучие. Эти качества помогают развивать информационно-коммуникационные технологии.
Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Этому способствуют яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.
Проводя мультимедийный урок, учитель не ставит перед собой цель «удивить» ученика новыми современными технологиями , однако не надо забывать и о том ,что наши ученики очень живо реагируют на всё новое. Освоение и применение учителем новых технологий не может не вызвать у учащихся интереса , желания обмениваться информацией с учителем и одноклассниками . Таким образом , формируется новый стиль отношений в учебном коллективе, когда процесс передачи информации идёт не от одного ко многим , от всех ко всем.
Практика использования информационных технологий показывает, что при условии дидактически продуманного применения ИКТ в рамках традиционного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Они открывают обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения, а также позволяют перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.
Внедрение ИТ осуществляется по направлениям:
создание презентаций, видео- и аудио файлов, фотослайдов к урокам;
использование готовых обучающих программ;
работа с ресурсами Интернет;
разработка и использование собственных авторских программ.
Использовать информационные технологии можно на всех этапах урока:
во время актуализации знаний;
при объяснении нового материала;
при закреплении знаний.
Но в то же время нужно помнить, что ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Таким образом, применение информационных технологий на уроках должно носит щадящий характер. Планируя урок (работу) в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.
Активно начала осваивать и внедрять в образовательный процесс ИКТ с 2013 года, с появлением в классе интерактивной доски. Начинаю накапливать определённый опыт по использованию ИКТ в учебном процессе.
В работе я использую готовые мультимедийные продукты и компьютерные обучающие программы, создаю собственные мультимедийные презентации, использую средства сети Интернет во внеурочной работе.
На уроках обучения грамоте и письма использую электронное учебное пособие «Азбука». Пособие содержит разнообразный интересный иллюстрированный и озвученный материал для ознакомления с новой буквой и звуками, звукобуквенным анализом слов, правильным написанием букв, содержит слоговые таблицы, задания по развитию речи. При разработке плана урока продумываю те этапы урока, на которых целесообразно применение для фронтальной, индивидуальной и групповой работы. Дети с удовольствием выполняют их ещё раз на переменах.
На уроках математики использую диск «Математика ». Данное пособие содержит материал по всем темам, изучаемым в 1 классе. Это и наглядное объяснение нового материала, и проверка знаний по каждой теме.
Аналогичный диск есть по технологии, русскому языку и окружающему миру.
Яркие рисунки, необычные, интересные задания, включённые в эти пособия, способствуют повышению интереса к предметам у младших школьников, позволяют в игровой форме познакомиться с учебным материалом, предоставляют широкие возможности для самоконтроля и учебной рефлексии.
Но не только электронные диски с готовым для работы материалом я использую в работе. Наиболее удачной формой использования ИКТ в образовательном процессе на данный момент являются презентации. Я использую презентации не только созданные другими учителями, в которые вношу изменения, адаптируя к своему классу, но и созданные мною.
Главное в презентациях – тезисность , информативность, наглядность, увлекательность. Благодаря Интернету, я составляю презентации по самым разнообразным темам и предметам, использую фотографии, рисунки, картинки, дополнительную информацию, учусь применять анимацию.
Я использую ИКТ:
при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле
при проведении внеклассных занятий;
при проведении родительских собраний.
при проведении физических и динамических пауз, зарядки для глаз, используя элементы здоровьесберегающих технологий, т.к большое внимание уделяю здоровью обучающихся.
Уроки с использованием ИКТ стали привычными для учащихся моего класса, а для меня стали нормой работы. Я убедилась ,что использование информационных технологий на уроке способствует положительной мотивации обучения, активизации внимания, восприятия, мышления , воображения, памяти, творческих способностей и познавательных интересов, что является приоритетной целью уроков в начальной школе.
Использование ИКТ – самое главное направление в моей педагогической деятельности. Это самообразование и саморазвитие, важная составляющая профессиональной деятельности каждого современного педагога. ИКТ только для ищущих, любящих осваивать новое учителей, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности и формирование всесторонне развитой личности.
Пользуюсь сайтами, где можно найти мультидийные презентации к любому уроку, но каждую из найденных презентаций необходимо просмотреть и адаптировать к уровню своего класса, к уроку.
При разработке презентации учитывается, что она:
быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;
вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;
усиливает воздействие выступления.
Презентация позволяет учителю:
наглядно представлять материал;
интенсифицировать процесс объяснения нового материала;
регулировать объём и скорость выводимой информации посредством анимации.
Презентация позволяет ученику:
наглядно представить учебный материал;
сделать урок более интересным;
интенсификация процесса объяснения нового материала.
Использование инновационных технологий на уроках в начальной школе:
технология развития критического мышления;
здоровьесберегающие технологии (динамические паузы, физминутки).
Критерии составления презентации:
тщательный отбор учебного материала;
дозированная подача информации;
цветовой фон отбора;
оправданное использование анимации и спецэффектов.
Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе позволяет:
развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности;
усиливать мотивацию учения;
формировать у школьников умение работать с информацией, развивать коммуникативную компетентность;
вовлекать учащихся активно в учебный процесс;
изменять контроль за деятельностью учащихся;
приобщать учащегося к достижениям информационного общества;
создавать благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
Фрагмент урока обучения грамоте в 1 классе по теме «Буква Д д »
Этап изучения нового материала.
Знакомство с буквой . Работа по диску.( 4 упражнения) + показ печатной и письменной буквы на интерактивной доске.
1задание:
Найди в словах звуки [д ]и [д]- на картинках индюк, дыня ,дятел ,дупло.
2 задание. Звуковые схемы.
Составь звуковые схемы слов – звезда, помидор, доктор, диван.
3 задание:
Найди слова со звуками [д ] и [д] –на картинках дикобраз, телевизор, лебеди, кровать, дым, дом, радуга, выдра.
4задание. Игры.
Отгадай загадку и составь схему слова-отгадки –
« Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки» (дерево)
Этап закрепления.
Чтение текстов с новой буквой.
Задание «Читаем сами».
Прочитай предложения, выбери соответствующую картинку.
«Диме подарили собаку породы дог. Дима назвал его Дик. Дог вырос и стал умным псом. Дик будит Диму по утрам, приносит ему поводок. Дима выводит Дика во двор на прогулку. Дик стал Диме другом.»« Дорога идёт мимо пруда. У дороги растут два дуба. У одного дуба в стволе дырка. Это дупло. Дуб – дом совы.»« Бобры вырыли нору. Это дом бобров. Нырнув под воду, бобры попадали в дом. На обед у бобров болотные травы, листики ивы. Передние зубы у бобров острые. Бобры ловко ободрали с дерева кору и пообедали.»Такие задания по чтению имеются на каждую букву, а также задания на добукварный период и на послебукварный период.
Диски с электронным приложением имеются к учебникам 1класса «Азбука», «Русский язык», « Технология». Жалко, что не ко всем учебникам. Это очень большая помощь учителю.
Также я купила диски к учебнику « Математика», «Окружающий мир».