Литература 11 класс. Урок-практикум «Лингвистический анализ стихотворения К.Д.Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени».


Литература 11 класс. Урок-практикум «Лингвистический анализ стихотворения К.Д.Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени».
Цели: 1) познавательные: - приобретение навыков лингвистического анализа поэтического текста;
-формирование представления об особенностям стиля автора;
-подготовка к написанию мини-сочинения;
2) развивающие: -развитие образного мышления;
- приобщение к творчеству поэта;
3) воспитательные: -воспитание внимания к поэтическому слову;
- привитие любви к русской поэзии.
                                                     Ход урока.
Беседа учителя.
Наш урок будет посвящён анализу стихотворения К.Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени…» (1894). Мы узнаем о личности поэта, о его творчестве, попытаемся понять суть поэтического символизма.
Посмотрите на доску. Здесь записаны годы жизни поэта: 1867-1942.
-Назовите тот период в русской литературе, когда начался творческий путь поэта.
( Это рубеж веков, серебряный век русской поэзии).
- Как можно охарактеризовать это время?
(Это «усталое» время. Кризисное время, ощущение приближающегося конца света).- В литературе возникает множество направлений: акмеизм, футуризм, символизм. Давайте попробуем подробнее остановиться на символизме, так как К.Бальмонт был прежде всего поэтом-символистом. Вспомните и назовите основные принципы символизма.
 
                                            КАРТОЧКА.
Основные принципы символизма.
- Основная поэтическая категория – символ.
-Многозначность символа.
- Особая музыкальность стиха.
- «Я» - в центре всего (эгоцентризм).
- «Двоемирие».
- Поэзия символизма – выражение души поэта.
- Возможно, то, что мы вспомнили, поможет нам в ходе анализа стихотворения глубже проникнуть в его смысл. А теперь обратимся к биографии.
( Ученик делает сообщение для класса).
- Остановимся коротко на основных чертах поэтики Бальмонта, отмеченных исследователями творчества поэта.
 
                                         КАРТОЧКА.
- Культ мгновения.
- Важность впечатления, ощущения, чувства, испытываемого в определённый момент.
- Ведущая тема – тема света, тема постоянного движения.
 
 
2.- А теперь обратимся к самой поэзии Бальмонта. Стихотворение «Я мечтою…» было написано в 1894 году и входило в сборник под названием «В безбрежности». Это стихотворение занимает особое место в сборнике, расположено вне циклов и разделов, напечатано курсивом. Его можно считать прологом этого поэтического сборника.
Учитель читает стихотворение.
 
Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
 
И чем выше я шёл, тем ясней рисовались,
Тем ясней рисовались очертанья вдали,
И какие-то звуки вокруг раздавались,
Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.
 
Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,
Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,
И сияньем прощальным как будто ласкали,
Словно нежно ласкали отуманенный взор.
 
А внизу подо мною уже ночь наступила,
Уже ночь наступила для уснувшей Земли,
Для меня же блистало дневное светило,
Огневое светило догорало вдали.
 
Я узнал, как ловить уходящие тени,
Уходящие тени потускневшего дня,
И всё выше я шёл, и дрожали ступени,
И дрожали ступени  под ногой у меня.
 
- Какое впечатление произвело на вас стихотворение?
( Одухотворённости, возвышенности. Ощущения свободы души, чувства постоянного движения.)- Какие картины возникли в вашем воображении?
(Закат солнца. Высокая башня….)-Какие особенности в построении этого поэтического текста вы сразу заметили?
(Повторы).
-Посчитайте, сколько раз они встречаются? ( 10 раз в двадцати строчках).
- Повтор – очень сильное поэтическое средство. Для чего, с какой целью поэт его использует?
(Мы повторяем то, что для нас более всего значимо. Для усиления образности.)- В тексте много глаголов( входить, дрожать, идти, узнать, ловить…), которые служат для создания чувства постоянного движения.
- Ещё какие-то особенности вы заметили?
(Часто употребляется личное местоимение «я»).
- Посчитайте, сколько раз. ( 11 раз в 20 строчках).
-Ещё И.Анненский отмечал у Бальмонта «нежную музыкальность» лирического «я». Позже писали, что поэтическое «я» - основа стихотворения.
- Теперь определим характер композиции.(Композиция кольцевая, так как последняя строфа зеркально отражает первую).
- Как вы думаете, в тексте стихотворения мы чаще встречаемся с прямым или переносным значением слов? ( С переносным).
- Да, переносное значение – это основа образности. На них мы будем обращать особое внимание.
3. Лингвистический анализ текста.
- С какого слова начинается стихотворение? (с местоимения «Я»).
- А кто подразумевается под «Я»?
(Это может быть лирический герой, а также и сам автор. Или читатель.)- Эти значения «мерцают» в тексте, просвечивают друг через друга, осознаются нами постоянно. «Ловить мечтою». Как вы понимаете эту метафору?
( Мечтать, фантазировать, представлять, воображать).
- Герой хочет остановить мгновение, вспомнить что-то приятное, задержать это воспоминание.
- «…уходящие тени». Что же пытается запомнить лирический герой? К чему он стремится?
( Может быть, тени-это люди, которые уходят. Может быть, тени-это прошлое, которое нельзя вернуть.)- Далее метафора развёртывается «Уходящие тени погасавшего дня»… Это день?
(День, который подходит к концу. Прожитый день. Это реальный мир, погрузившийся во тьму).Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
- Герой всходит на башню. Скажите, какие ассоциации вызывает у вас это слово?
(С древним миром, со средневековым. Это место, где когда-то томились узники).- Может быть, это Вавилонская башня? Чтобы люди могли говорить с Богом. Можно предположить, что герой, восходя на башню, хочет приблизиться к вершине, к тому, кто на ней – к Богу. Интересно, что позднее поэты-символисты собирались в «башне» Вячеслава Иванова и читали свои стихи.
- А как вы понимаете выражение «дрожали ступени»?
(Ступени дрожат и тем самым создают препятствие на пути героя. Мы можем предположить, что путь который проходит герой, неизведан, зыбок, на нём много препятствий – это трудный путь.)
И чем выше я шёл, тем ясней рисовались,
Тем ясней рисовались очертанья вдали…
- В каком значении употребляют двойной союз?
(В значении сравнения, сопоставления двух явлений – выше шёл – ясней рисовались).
- Как вы понимаете слово «вдали»? К чему оно относится? (Далеко от реального мира.) Здесь явное противоречие: вдали – значит, очертанья должны быть как бы в тумане,  а у поэта – они яснее.
… И какие-то звуки вокруг раздавались, Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.
- Прокомментируйте эти строки.
(Герой приобретает новое зрение, новый слух. В мире мечты, фантазии он видит и слышит то, что не может увидеть и услышать в реальном мире. Так герой приближается к истине.)- Композиция стихотворения кольцевая, значит, движение – циклично, вечно.
Мы прочитали стихотворение  медленно, обращая внимание на значение   слов, на структуру текста. Скажите, с какой интонацией может быть прочитано стихотворение?
4) Чтение стихотворения учащимся.
- Изменилось ли ваше восприятие текста после анализа? Какие смыслы вы можете выделить теперь в тексте?
(Восприятие изменилось. Появился общечеловеческий смысл, мысль о чувстве любви ко всему, гармонии с самим собой.
- Религиозный смысл. Возвеличивается божественное начало, которое противопоставляется уснувшей Земле.
- Философский смысл. Каждый человек стремится возвысится над реальностью. Возникает проблема поиска смысла жизни.
- Поэтический смысл. Тема поэта и поэзии.
- Закончить разговор о К. Д. Бальмонте я бы хотела словами м. Цветаевой: «Если бы надо было дать Бальмонта одним словом, я бы не задумываясь, сказала – Поэт, так как кроме поэта в нём ничего не было».
5) Написание мини-сочинений.
Задание. Предлагаю вам на выбор 3 темы для сочинения. Обдумайте их и выберите ту, которая кажется вам ближе, интереснее, понятнее.
                                                 Темы сочинения.
Лирический герой в стихотворении К. Бальмонта « Я мечтою ловил уходящие тени…»
Мечта и реальность в стихотворении К. Бальмонта.
Как изменилось моё восприятие текста, после повторного прочтения.