Материал к уроку Тема любви в поэзии А.С.Пушкина (9 класс)



Разработка урока по литературе
в 9 классе.


Тема урока:




Учитель русского языка и
литературы
Ленская В.Н.

МКОУ «Рыканская СОШ»


Для проведения урока использовано:
* Презентация «Мимолётное виденье» и «гений чистой красоты».
* Запись романса «Я помню чудное мгновенье» (м. Глинки,
сл. А.С.Пушкина).
* Портреты А.С.Пушкина, Н.Гончаровой.
* Бланки для составления письменных ответов.








Слово учителя:
Белинский писал: «Общий колорит поэзии Пушкина, и в особенности лирической, - внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность. Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина. В этом отношении, читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека, и такое чтение особенно полезно для молодых людей.»
Имя Пушкина, его личность составляют основу того мира прекрасного, который представляет в нашем сознании великая классическая художественная литература. Пушкин и обогащает наше сознание картинами жизни, и учит пониманию жизни и вере в неё.

Пожалуй, нет такой темы, которой не коснулся бы Пушкин. Ярко, образно, выразительно и искренне представлена в его творчестве тема любви.
Для Пушкина любовь – одно из самых сильных человеческих чувств и самое естественное проявление человеческих отношений. Любовь, как и поэзия, овладевают всем существом человека. Не случайно у Пушкина любовь и поэзия – родные сёстры.

2. Некрасивый. Фантастически обаятельный. Невезучий. Творящий историю. Горячо любимый. Ненавидимый. Великий. Неприкаянный
В конце 1828 года на балу в Москве Александр Сергеевич увидел юную девушку. Ей только минуло 16. в белом воздушном платье с золотым обручем на голове. Её звали Натали. Пушкин влюбился. Он делает предложение, но получает отказ от матери. Пушкин отправляется на Кавказ к брату Льву и пишет стихотворение
«На холмах Грузии лежит ночная мгла»
(Читает ученик.)
3. Работа с учебником:
а) Вопрос № 1. Почему поэт выразил свои чувства с помощью оксюморона?
/Почему «грустно»? Воспоминания о любимой придают
печаль. Он вдалеке от любимой.
Почему «светло»? Потому что любовь – это счастье.
Мысли о любимой согревают его душу и сердце./

б) Вопрос № 2. В чём вы видите общий нравственный смысл стихотворения?
/Пушкин убрал все автобиографические сигналы.
Стихотворение посвящено всем любящим сердцам./



4. Человек, который любит и хочет заслужить ответную любовь, живёт богатой духовной жизнью. Он становится более требовательным к себе, стремится освободиться от своих недостатков, быть добрым. Любящий человек способен на величайшее самопожертвование ради счастья того, кого он любит.
Любовь бывает разной: счастливой или несчастной, взаимной или безответной но какая бы она ни была, любовь всегда возвышает человека, делает лучше.
«Я вас любил» (Читает ученик.)

5. Работа с учебником.
а) Вопрос № 4.
/Форма: рифма – перекрёстная (абаб), повторы, объём.
Содержание: сердце продолжает любить.

6. По свидетельству современников поэта стихотворение «Мадонна» посвящено Наталье Николаевне Гончаровой. Но вместе с тем оно имеет и более широкое значение.
(Чтение стихотворения.)

7. Работа с учебником.
а) Вопрос № 2
/Повтор – стилистическая фигура используется с целью привлечения
внимания./
б) Сонет – стихотворение в 14 строк из двух четверостиший и двух трёхстиший.

8. Любовь его, как солнечный восход, воображенье согревает наше.
И тот, кто сомневается в Наташе, не сторону ль Дантеса он берёт?
Ведь Пушкин верил ей, идя к барьеру.
Кто ж смеет посягать на эту веру?..

9. Каждое стихотворение Пушкина содержит огромное философское обобщение пережитого и перечувствованного. Вот почему и его любовные стихотворения стали школой истинной гуманности.
Презентация «Мимолётное виденье» и «гений чистой красоты». А.С.Пушкин и А.Керн.



10. Прослушивание записи романса Глинки «Я помню чудное мгновенье»

11. Ответить на вопросы. (Учащиеся на бланках с вопросами дают ответы.)
Вопросы: 1. Кому посвящено стихотворение?
На сколько частей его можно разделить? Составьте цитатный план.
В этом стихотворении Пушкин воспевает чистую красоту. Найдите эпитеты.
Продолжите фразу:
Любовь для Пушкина - ______________________________________________
12. Д/З.
А.С.Пушкин «Я помню чудное мгновенье»

1. Кому посвящено стихотворение?_______________________
На сколько частей его можно разделить? Составьте цитатный план.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


В этом стихотворении Пушкин воспевает чистую красоту. Найдите эпитеты.



4. Продолжите фразу:
Любовь для Пушкина - ___________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________







 "Тема любви в
поэзии А.С.Пушкина."Рисунок 20Рисунок 24Рисунок 1715