Кнут или пряник? Мотивировать или заставлять?


Кнут или пряник?
Мотивировать или заставлять?
Учитель информатики Карачакова Э.Г.
Как сделать урок интересным, таким, чтобы учащимся хотелось учиться? Я хочу в своей статье рассказать о некоторых методах, которые применяю для повышения мотивации на уроках информатики. Многие учителя, считают, что урок информатики – это самый интересный предмет, потому что используют интерактивные ресурсы и компьютеры. Но сразу скажу, что без мотивации, ни один учащийся не будет изучать данный предмет, так как есть довольно сложные темы: программирование, логика, кодирование и прочее.
В основе нового образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает, в том числе активную учебно-познавательную деятельность учащихся. С этой позиции метод проектов является одним из эффективных методов, так как позволяет получить практически все метапредметные результаты обучения, описанные в стандарте, а предметом освоения становится не просто “базовый объем знаний”, а способы и средства деятельности и стоящая за ними культура проектирования и исследования.На уроках информатики особо популярным является использование мини-проектов, при работе с различными программами. Данная работа позволяет в рамках одного урока  активизировать самостоятельную поисковую, исследовательскую, проблемную, творческую деятельность учащихся, в групповой или индивидуальной форме. 
На мой взгляд, наиболее удачным для урока с применением мини-проектов являются повторительно-обобщающие. Хотя использовать мини-проекты можно и на других типах, где определенная тема изучается в течение нескольких занятий.
На своих уроках постоянно применяю метод проектов, что является актуальным, так как в дальнейшем учащиеся будут создавать итоговый проект и его защищать.
На уроках информатики в 7 классах часто создаются мини-проекты, например при изучении программы «Логомир» все уроки построены на создании мини – страниц. Для выполнения упражнения «Зарядка для хвоста» учащийся должен создать мини проект, в котором удав будет показывать зарядку. На первом этапе проходит изучение материала, определить какие операции и действия помогут в решении поставленной задачи. Затем составляют алгоритм работы и выполняют задание по составленной теме. Если учащийся правильно все выполнил, то удав будет сгибать и разгибать свой хвост.
32105602311403302081280
При выполнении упражнения «Построй деревню» в задачу учащегося входить создать дома и посадить деревья, используя функцию «Штамп». Слева находится основное поле, где исполнитель Черепашка должна будет выполнить тот алгоритм, который составит учащийся. Алгоритм записывается в рюкзаке для каждой черепашки, при этом ей должна быть присвоена какая-то форма, в нашем случае черепашка может быть домом, зданием, деревом и прочим.
-146685181610
Алгоритм строится из различных команд движения, повторения, применения формы и так далее. Если в результате получается изображение, которое мы должны получить, то значит, мы правильно создали мини-проект.
351282067945А в задании «Посади цветы» необходимо посадить по 5 цветов одного сорта на каждой из линии, тут возникает трудности, в предыдущем задании мы просто штампуем домики или деревья, а здесь мы должны задать движение не по прямой линии, а под небольшим наклоном.
Урок информатики должен быть ярким и красивым, использование таких мини-проектов, делает урок занимательным и интересным. Учащиеся с удовольствием выполняют такие задания, как на уроках, так и дома.
Часто использую различные цифровые и электронные ресурсы, например такие как «Час кода». «Час кода» это не только интересный и яркий проект, но и занимательная система обучения для восприятия сложных тем, таких как программирование. Ведь программировать можно легко и весело!
Ежегодно этот ресурс пополняется новыми и интересными проектами, которые представлены в простой для учащихся форме, в этом году появились новые проекты «Майнкрафт» и «Звездные воины», основанные на компьютерных играх.
-146685978535Проект «Звездные воины» стал очень популярным после выхода на экран новой части эпопеи «Звездные воины. Эпизод 7 Пробуждение». Данная игра, состоит из 15 уровней, на каждом необходимо выполнить задание, которое указано в нижней части экрана. В столбце Блоки перечислены все команды, с помощью которых должен будет построен алгоритм для решения задачи. Для того, чтобы проверить, правильно ли построен алгоритм, необходимо нажать на кнопку «Выполнить», которая находится под монитором. После этого мы увидим, что произошло с героями данной игры, выполнит ли поставленную задачу или нет.
2386330-15875Следующий проект Майнкрафт очень популярен среди учащихся всех классов, задания отличаются от предыдущей игры, необходимо построить что-нибудь либо наоборот разрушить.
Каждая игра, которая представлена в данном проекте, индивидуальна, очень интересна и рассчитана на учащихся разного возраста.
Использование таких проектов, делает уроки оригинальными, мотивация у учащихся сохраняется на протяжении всего курса обучения. Учащиеся активно участвуют с этими проектами в различных конкурсах, что позволяет им достичь определенных высот.
«В школе, в которой работают по методу проектов, первое слово — за ребенком, последнее — за    учителем».   В результате работы над проектом каждый ребенок получает возможность личностного роста и развития, что актуально для каждого педагога и образования в целом. Проектная деятельность помогает увидеть не только внешний, но и внутренний результат — бесценное достояние учащегося. Ребенок делает открытие прежде всего для себя, и утверждать, что оно должно быть значимо для всех, ошибочно.
Использование проектного метода позволяет успешно интегрироваться в образовательный процесс; обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность; позволяет приобретать опыт социального взаимодействия, сплачивает детей, развивает коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.