Родительское собрание в 7 классе Кнут или пряник?!(жестокое обращение с детьми)


Районный конкурс на лучшую методическую разработку родительского собрания
по проблемам противодействию насилию и жестокому обращению с детьми

Родительское собрание в 7 классе

КНУТ ИЛИ ПРЯНИК?!
(О поощрении и наказании в семье)

Классный руководитель
МБОУ «Красномихайловская средняя
общеобразовательная школа»
Яшалтинского района Республики Калмыкия
Фоменко Лариса Леонидовна


2012г


Наказание – это причинение вреда причиняющему вред. Похвала – педагогический домкрат.
В. Кротов.
Цели собрания:
Познакомить родителей с Конвенцией о правах ребёнка
Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребёнка в семье.
Формировать у родителей культуру поощрения ребёнка в семье.
Убедить родителей во вреде насилия над детьми.
Обсудить пути, средства и приёмы построения взаимоотношений с детьми в семье.

Задачи собрания:
Обсудить с родителями проблемы поведения подростков в семье;
Обменяться опытом семейного воспитания;
Познакомить родителей с приемами решения вопроса наказания ребенка за проступки.

Форма проведения: тренинг с элементами дискуссии, обмен мнениями.
Участники: классный руководитель, школьный психолог, родители учащихся.
Оформление класса:
В центре доски плакат с изображением

Организация родительского собрания:
Подготовка приглашений для родителей;
Подготовка педагогических ситуаций по проблеме;
Подготовка анкет для родителей и учащихся по проблеме собрания;
Мини-сочинения учащихся по теме собрания: «Когда я буду взрослым »
Подготовка памяток для родителей.
Родители делятся на 4 группы (примерно по 4 человек). Каждая садится
за «круглый стол».



Ход собрания
Вступительное слово учителя.
Уважаемые родители, мы в очередной раз собрались для того, чтобы поговорить о наших детях. О том, в какую непростую пору своей жизни они вступают, о том, как нам, взрослым помочь им в тех или иных ситуациях, не навредив, не настроив ребенка против себя и всего окружающего мира. Нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями – это радостный и в тоже время напряжённый труд. И, выполняя эту работу, вы испытываете сомнения, а иногда и заходите в тупик.
Тема нашего собрания «Кнут или пряник» очень важна. Очень часто ребёнок становиться нервным, агрессивным и неуравновешенным из-за того, что родители неумело и порой грубо используют по отношению к своему ребёнку методы поощрения и наказания.
А теперь давайте посмотрим, каково мнение наших детей по данной проблеме. На что они обращают внимание, что их беспокоит.
Чтение и обсуждение откровений детей по теме собрания.
( Приложение 1) ,(Приложение 2)

Чтение и обсуждение анкет родителей по теме.
( Приложение 3)
Все мы испытываем потребность похвалить за что-то своего ребёнка, поцеловать, приласкать его, сделать подарок.
Давайте послушаем как некоторые из вас «поощряют своих детей» и оценим, правильно ли они поступают. (Чтение и обсуждение анкет родителей)
Как же наказывают своих детей родители нашего класса? (Приводятся данные анкет)
Мозговой штурм
Упоминания о жестокостях к детям в различных литературных источниках встречаются со II в. н.э.
детей убивали в ритуальных целях: считалось, что убитый ребенок может помочь бесплодным женщинам справиться с болезнями, обеспечить здоровье и молодость;
их хоронили под фундаментом здания, чтобы сделать его прочнее;
детей продавали и покупали.
Часто между родителями и подростком происходит конфликт, в результате которого:
Сын или дочь уходит из дома, переступив через родителей, пытавшихся остановить их возле порога дома.
Подросток вскрывает себе вены или совершает другие попытки суицида
Ссорится с взрослыми и закрывается в комнате.
Давайте задумаемся, по какой причине подросток предпринимает подобные действия.


Предлагаю Вам в группах обсудить данный вопрос и записать фломастером на чистом листе бумаги 3 предполагаемые причины.
( Родители обсуждают ответ на вопрос. Возможные мнения: запрет на общение с определенной компанией подростков, упреки со стороны взрослых в несостоятельности, вмешательство в личную жизнь, переписку ребенка, меры, принятые как способ наказания и т.д.)
Каждая группа зачитывает свои ответы, лист с ответами вывешивается на доску.
V. Информация классного руководителя
Как мы видим, причины могут быть самые разные. Я бы хотела обратить Ваше внимание на одну из них: реакция на несправедливое, с точки зрения ребенка, наказание. Не секрет, что в каждой семье родители регулярно прибегают к тем или иным наказаниям своих детей. Исследовательский центр портала SuperJob.ru 26 марта 2008 года провел опрос среди 1800 респондентов из всех округов РФ на предмет отношения к физическому воздействию на детей с воспитательными целями.
61% опрошенных считает, что шлепки, подзатыльники и прочие методы физического воздействия на ребёнка допустимы только в крайних случаях.
30% считают телесное наказание детей в принципе недопустимым. Они убеждены, что применение ремня или подзатыльников в отношении ребёнка, пусть и провинившегося, порождает лишь «негативную реакцию, страх, подавляет самостоятельность», «способствует развитию у ребёнка различных комплексов». Участники опроса уверены, что ребёнку «можно всё объяснить словами», «и лучше без крика». Повышение голоса на детей, а тем более применение к ним силы респонденты расценивают как несостоятельность родителя, его неумение завоевать авторитет у ребёнка другими способами.
Необходимым методом воспитания считают телесные наказания лишь 9% россиян считают, что такая мера допустима только в отношении мальчиков, другие руководствуются собственным опытом: «Нас же тоже шлёпали, и ничего Выросли нормальными»; «На себе испытала полезно».
Стоит отметить, что мужчин, считающих, что наказания неотъемлемая часть воспитательного процесса, в два раза больше, чем женщин (12% против 6%). Неприемлемыми телесные наказания детей считают 34% женщин и 25% мужчин. Чаще других о пользе шлепка и подзатыльника говорили респонденты старше 50 лет, а наибольшее число тех, кто считает, что «такого быть не должно», наблюдается среди молодёжи до 20 лет. Интересно, что респонденты, у которых есть дети, чаще высказываются в пользу физических наказаний. Необходимым методом воспитания их считают 10% (среди бездетных 9%), а применять в исключительных случаях считают возможным 65% (среди тех, у кого нет детей, 58%). Категорически против телесных наказаний 25% россиян, имеющих детей, тогда как среди бездетных каждый третий (33%).
2010 год – был объявлен Советом Европы Годом защиты детей от жестокого обращения и насилия. В Российской Федерации началась общенациональная информационная кампания по противодействию жестокому обращению. 25 мая 2010 года в рамках Общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми, проводимой Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, состоялась презентация Движения «Россия – без жестокости к детям!». Одним из первых к этому движению присоединился Президент России Дмитрий Медведев.


В России насилие в семье приводит к тому, что ежегодно на 100 тысяч увеличивается количество социальных сирот и армия беспризорных и безнадзорных детей. Всего насчитывается около 740 000 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По данным Следственного комитета при прокуратуре РФ, за последние 10 лет общее число преступлений против детей возросло в 4 раза. В результате ежедневно погибают пятеро детей, порядка двух тысяч - ежегодно. Более 1,5 тыс. лишений родительских прав происходит на основании жестокого обращения с детьми. Более 50 тысяч детей в России ежегодно убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения в семье. Более 50% преступлений в быту совершается в присутствии детей.
Просмотр презентации «Жестокое обращение с детьми»
Сообщение классного руководителя.
Воспитывать ребёнка – нелёгкое дело. Из всех трудных ситуаций нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний или словесных оскорблений.
Телесные наказания и битьё детей абсолютно неприемлемы. Ребёнок, которого бьют, чувствует глубокую неприязнь к самому себе и окружающим. Его последующее поведение может быть продиктовано жаждой мести. Его непременно мучает страх. Словесные оскорбления могут оказаться не менее унизительными и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.
Поэтому основным принципом, которым мы должны руководствоваться, должен стать следующий – наказание допустимо и оправдано, если оно логически вытекает из поступков ребёнка. Оно должно быть разумным и прямо связанным с содержанием поступка.
Наказание будет эффективно, когда есть поощрение. Поощрять можно и нужно. Особое внимание нужно уделять похвале за совершенное ребёнком усилие.
Выступление школьного психолога Кобылатовой Е.П..
Физическое наказание – явление, распространённое во многих семьях. При этом родители вовсе не хотят издеваться над детьми, мучить их или причинять им телесные повреждения. Нет. Они намерены «серьёзно» наказать ребёнка, и считают, что именно пощёчины, щипки, пинки и удары являются формой «внушительного» наказания. Они считают, что таким образом можно учить детей морали и наставлять их на путь истинный. Но, несмотря на такую убеждённость, большинство родителей, прибегающим к телесным наказаниям, чувствуют за собой вину и испытывают раскаяние.
Какой бы разной по внешним проявлениям ни была реакция, в основе её лежат общие законы детской психики:
Ребёнку трудно осознать, что он подвергся телесному наказанию из-за своего неверного поведения. Для него гораздо естественнее считать, что такое наказание – это проявление гнева или нелюбви со стороны того, кто его наказал.
Ребёнку важно чувствовать, что родители желают ему добра, а детям, которых ударили, порой трудно не потерять веру в добрые намерения родителей.
У тех, кого в детстве били, душевная рана не заживает в течение многих лет. Нередко они не могут избавиться от чувства боли и обиды и во взрослом состоянии.



Мы можем
Привить детям самостоятельность и чувство ответственности.
Воспитывать в детях послушание и самообладание.
Установить для детей чёткие рамки поведения, применяя систему поощрений и наказаний (за исключением телесных) и следуя за тем, чтобы «воздаяние» было справедливо и логически вытекало из поступков детей.
Коллективное обсуждение родителями педагогических ситуаций по проблеме.
( Приложение 4)
Знакомство с Конвенцией о правах ребенка
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились главные вопросы:
Что люди могут делать и чего не могут?
На что они имеют право и на что не имеют? и т. д.
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращается в сплошной кошмар и неразбериху. В конце концов, людям удалось решить главные вопросы, и на свет появилась Конвенция о правах человека. Я в руках держу Конвенцию о правах ребенка, принятую 20 ноября 1989 года на заседании Генеральной ассамблее ООН.
Мозговой штурм
Классный руководитель предлагает родителям подумать и сформулировать содержание статей о правах ребенка.
* Классный руководитель записывает на ватмане маркером ответы родителей.
* На экране появляются несколько статей из Конвенции о правах ребенка. (см. Приложение 5)
Ст. 13 Ребенок имеет право выражать свои взгляды, получать информацию, передавать информацию и идеи независимо от границ, говорить о том, что он думает. Осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, которые предусмотрены законом.
Ст. 16 Дети имеют право на защиту от вмешательства в их личную, семейную и домашнюю жизнь. А также в их переписку, на защиту от клеветы и оговора., незаконного посягательства на его честь и репутацию.
Ст. 28 Ребёнок имеет право ходить в школу, учиться бесплатно, Школа должна помогать развитию всех способностей ребенка, учить его уважать людей, их права и свободы, взаимопониманию, миру и дружбе.
Ст. 37 Ни один ребенок не должен быть подвергнут пыткам, жестокому обращению и наказанию, незаконному аресту или лишению свободы. Никто не имеет право унижать и обижать его.
Итак, уважаемые родители, думаю, что эти статьи заставили многих из Вас задуматься, а возможно и пересмотреть свое мнение о способах воздействия на своего ребенка. Давайте сейчас попробуем обыграть ситуацию, когда необходимо правильно отреагировать на проступок подростка.




Форум-театр
Родителям предлагаются 2 ситуации (1 ситуация на 2 группы). Каждая группа должна разыграть предложенную ситуацию и принять решение: нужно ли наказать ребенка? И, если «да», как? (см. Приложение 6)
Индивидуальная работа родителей.

Классный руководитель предлагает родителям выполнить задание: поделить лист на 2 части и написать на одной из них слова, которыми вы поощряете, хвалите своих детей, а в другой – которыми ругаете.
- Уважаемые родители! А теперь посмотрите, в какой графе слов оказалось больше, и сделайте для себя выводы.
2. Мини-анкета «Общение детей и родителей в лицах»
- С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребёнок?
- С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребёнком?
- Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребёнка во время общения с вами?
XIII. Подведение итогов
Дома я предлагаю Вам обсудить с ребенком ситуации, известные каждому из нас с детства. Пусть тот факт, что они нам давно знакомы, а возможно и забыты в силу возраста Ваших детей, поможет взглянуть на них по-новому (см. Приложение 7).
Уважаемые папы и мамы!
Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребёнка больше, чем самый дорогой подарок!
Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!
Решение родительского собрания.
Провести анкетирование с учениками класса «Знаешь ли ты свои права?» (По материалам Конвенции о правах ребенка)
Обсудить с детьми предложенные ситуации и рассмотреть результаты на следующем родительском собрании;
При необходимости обратиться к школьному психологу для индивидуальной консультации;
Благодарю вас, психолога за участие в родительском собрании и предлагаю считать пунктами решения собрания, следующие советы родителям.
( Приложение 8)



Список используемой литературы
Кащенко В.П. «Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков»/ М., 2004 г.
Коляда М.Г. «Шпаргалка для родителей»/Донецк, 1998 г.
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя/М., 2002 г.
Катович Н.К. «Модели воспитания школьников»/М., 2000 г.
Конвенция о правах ребенка
Современный психологический словарь. Под редакцией Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко/М., 2007 г.
Как наказывать подростка? Психологический портал Зайка. www.zayka.net
Особенности применения наказания.




















Приложение 1
Сочинение по теме
«Если бы я был волшебником, я запретил бы наказывать детей»
«Если бы я был волшебником, то я сделал бы всех детей счастливыми. Чтобы у каждого были красивые игрушки, компьютеры, интересные книги. Чтобы дети могли бесплатно ходить в кино. Чтобы было побольше спортивных и детских площадок во дворах, где ребята могли играть все вместе в игры и не совершали плохие поступки. И тогда все мамы и папы будут очень добрые ,и не будут наказывать своих детей»
«Я бы запретила не выпускать детей на улицу. Нельзя запрещать играть в компьютер. Нужно запретить бить детей ремнём. Это не самое лучшее наказание для ребёнка»
«Если бы я была волшебницей, я бы сама наказала родителей. Наколдовала, чтобы родители не наказывали детей. И чтобы они не наказывали их арестом.»
«Я хочу стать волшебницей. Я сделаю так. Чтобы родители не наказывали своих детей. Ведь многие вещи можно объяснить словами. Родители должны быть примером для своих детей»
«Я установил бы закон, который запрещал наказывать детей»
Приложение 2
Анкета для учащихся
Если я получаю хорошую отметку, то
Если я получаю плохую отметку, то..
Мои родители говорят, что я не могу учиться
Мои родители говорят, что я не могу учиться
Если я получаю «5», то родители мне..
Если я что-то не понимаю в домашнем задании, то родители.
Если я обращаюсь к родителям с просьбой помочь, то они.
Родители хотят, чтобы я был

Приложение 3
Анкета для родителей
Можно ли воспитывать ребёнка без наказания?
Что может послужить поводом в вашей семье для наказания?
Как реагирует ваш ребёнок на наказание?
Всегда ли наказание эффективно воздействует на поведение вашего ребёнка?
Как вы ведёте себя по отношению к ребёнку после того, как наказали его?
Какие меры воздействия на ребёнка вы в вашей семье считаете наказанием?
Принимаете ли вы совместное решение по поводу наказания своего ребёнка или делаете в одиночку?
Как долго помнит ребёнок наказание?
Какие меры наказания в вашей семье исключены?


Приложение 4
Родители долго думали, что подарить дочери – первокласснице к окончанию учебного года в качестве поощрения за хорошую учёбу. Купили книгу, которая нужна по программе и альбом для летних фотографий. Получив подарок, девочка была возмущена: «Я думала, что вы мне что-нибудь другое купите! Вот Лене родители купила велосипед!»
Одна мама рассказывает другой: «Мы своего и бьём, и наказываем, а он уроки за 5 минут сделает и на улицу. Вечером придёт – начинаем проверять, а он уже спит на ходу. На следующий день приходит – опять двойка.
Родители постоянно ставили мальчика за все провинности в угол. Однажды, будучи ещё в 4 классе, он сказал отцу: «Ещё раз поставишь в угол, сбегу к бабушке. С вами больше жить не буду»
В семье родился маленький ребёнок. Старший ребёнок – ученик 3 класса резко изменился: стал плаксивым, всё чаще и чаще стал проявлять агрессивность по отношению к родителям, маленький ребёнок тоже стал предметом агрессии.
В очередной раз, когда мама попросила посидеть с малышом, мальчик ответил: «Я в няньки не нанимался!» Родители были страшно возмущены. Последовало наказание за провинность.
В этой семье в конце недели отчитывались по результатам учёбы за неделю. Если результаты были, по мнению родителей хорошими, то дети получали поощрение в виде карманных денег. Если родителей результаты детей не устраивали, они должны выполнять трудовую повинность по дому и даче. Работу можно найти всегда, и дети старались учиться так, чтобы избежать любым способом наказания трудом.

Приложение5
Ст. 13 Ребенок имеет право выражать свои взгляды, получать информацию, передавать информацию и идеи независимо от границ, говорить о том, что он думает.
Ст. 16 Дети имеют право на защиту от вмешательства в их личную, семейную и домашнюю жизнь, А также в их переписку, на защиту от клеветы и оговора.
Ст. 37 Ни один ребенок не должен быть подвергнут пыткам, жестокому обращению и наказанию, незаконному аресту или лишению свободы. Никто не имеет право унижать и обижать его.
Ст. 28 Ребёнок имеет право ходить в школу, учиться бесплатно, Школа должна помогать развитию всех способностей ребенка, учить его уважать людей, их права и свободы, взаимопониманию, миру и дружбе.
Приложение 6
Ситуация 1: У семьи дома есть место, где хранятся денежные сбережения. Об этом знают не только родители, но ребенок-подросток. В один из дней родители обнаруживают пропажу. Между ними происходит ссора, взаимные обвинения. Через какое-то время подросток сознается в том, что это он взял деньги, которые были потрачены на увеселительные мероприятия (кафе, боулинг, компьютерный клуб и т.д.). Реакция родителей? Нужно ли наказать ребенка? И, если «да», как?
Примечание: ребенок может быть любого пола.
Ситуация 2: Родителей приглашают в школу в связи с тем, что их ребенок-подросток участвовал в драке. При этом свидетели видели, как подросток в начале драки пытался снимать происходящее на видео, затем и сам вступил в драку, слышали как он нецензурно выражался. Ребенок объясняет свой поступок тем, что обидели друга (подругу) и он решил вступиться. Реакция родителей? Нужно ли наказать ребенка? И, если «да», как?
Примечание: ребенок может быть любого пола.
Приложение 7
Прочитайте с ребенком ситуации из детских сказок и обсудите ответы на предлагаемые вопросы, высказывая свое мнение и выслушивая мнение другого члена Вашей семьи. Задайтесь вопросом, не бывает ли в Вашей семье ситуаций, когда кто-либо из ее членов оказывается в роли того или иного героя.
1. Жили себе дед да баба. У деда была дочь, и у бабы дочь Невзлюбила мачеха Машеньку и пристала к мужу: Не хочу с Машкой жить! Вези её в лес, в землянку. пусть там живет, пряжу прядет. Совсем заела мужика злая баба. Нечего тому делать: запряг он телегу, посадил Машу и повез в лес. Ехали–ехали и нашли они в лесу землянку. Жаль дочь старику, да делать нечего!
Как вы думаете, кто виноват в том, что девочка Маша оказалась в лесу? Объясните свою точку зрения.
Как должен был поступить отец в этой ситуации?
Как бы вы поступили на месте Машеньки?
2. Жили-были муж да жена. Были у них дочки да сынок маленький. Собрались родители в город и говорят дочке: будь умницей: никуда не уходи, береги братца. А мы с базара гостинцев привезем. Вот уехали отец с матерью, а девочка посадила братика в палисадник и убежала на улицу к подружкам. Вдруг откуда не возьмись, налетели гуси–лебеди, подхватили мальчика и унесли на крылышках. Вернулась девочка, глядь нет братца!
Кто виноват в этой ситуации?
Как должна была поступить девочка?
3. Вот утята и стали вести себя как дома. Только бедного утенка, который вылупился позже других и был такой гадкий, задевали решительно все. Его клевали, толкали и дразнили не только утки, но и куры Бедный утенок просто не знал, что ему делать, куда деваться. И надо же ему было уродиться таким гадким, что весь птичий двор смеется над ним! Так прошел первый день, а потом стало ещё хуже. Все гнали бедного утенка, даже братья и сестры сердито говорили ему: «Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод»! А мать прибавляла: «Глаза бы мои тебя не видели!» Наконец утенок не выдержал, перебежал двор и через изгородь!
Почему утёнок ушёл?
Кто виноват в этом?
Как вести себя в такой ситуации ребенку?
Как защитить себя?
За что несёт ответственность семья перед ребенком?
В чем родители должны поддерживать ребенка, помогать ему?
А в чём заключается ответственность самого ребенка?
Приложение №7

Как поощрять ребёнка в семье.
- Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребёнку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет своими игрушками.
- Поощряйте своего ребёнка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснётся его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмёт руку.
- Словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким успехом своего ребёнка, его поведением.
- Используйте чаще выражение : «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» - это формирует в ребёнке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
- Дарите своему ребёнку подарки, но при этом учите принимать их.
- Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребёнка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, и т.д.
- Учите своего ребёнка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.
- Для поощрения своего ребёнка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией у вашего ребёнка.
- Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, используйте эту возможность для того, чтобы ребёнок учился ими распоряжаться разумно.
- Если ребёнок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился и обсудить это с ним.
- Позволяйте ребёнку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребёнком и вами.
- Учите своего ребёнка ценить и понимать поощрения своих родителей.















Памятка для педагогов
Уважаемые педагоги, социальные педагоги! Обратите особое внимание на детей, с которыми Вы ежедневно работаете! В нашей стране наблюдается рост числа неблагополучных семей. Эти семьи «на поверхности», только обратите на них внимание! Ведь в каждой семье не одна загубленная судьба. Но есть и скрытые факты неблагополучия, о которых мы даже не догадываемся, а могли бы помочь! Мы рекомендуем, Вам обратить внимание на следующие признаки в поведении детей, которые могут свидетельствовать о неблагополучие в семье:
1. Нарушения в поведении ребёнка:
- Бродяжничество ребёнка, самовольные уходы из дома;
- Агрессивность;
- Мелкое хулиганство;
- Мелкие кражи;
- Вымогательство, прикрытое игрой;
- Правонарушения;
- Антиобщественные формы поведения;
- Неадекватные реакции на замечания или похвалу.
2. Нарушения развития ребёнка:
- Низкая успеваемость;
- Неврастения;
- Отсутствие навыков личной гигиены;
- Неуравновешенность психики;
- Подростковый алкоголизм;
- Явно выраженные болезни (например дерматит) запущенной формы;
- Недоедание (признаки голодания);
- Уклонение от учёбы;
3. Нарушения общения:
- Конфликты с учителями;
- Постоянно употребление ненормативной лексики;
- Контакты с криминальными подростками;
При наблюдении признаков одного или в совокупности необходимо выяснить:
1. Материально- бытовые условия семьи;
2. Эмоционально-нравственный климат в семье;
3. Режим дня ребёнка;
4. Методы и приёмы воздействия взрослых на ребёнка в семье;
5. Семейный досуг;
6. Уровень педагогической культуры родителей.
Не будьте равнодушными, надеемся на вашу помощь!
Рисунок 1