Конспект урока по основам изобразительной грамотности Мифологические древние модели мироздания.Роль образов рыбы и черепахи в зооморфной системе мифотворчества.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ШКОЛА ИСКУССТВ»












Конспект занятия
«Мифологические древние модели мироздания. Роль образов рыбы и черепахи в зооморфной системе мифотворчества»
по дополнительной образовательной программе
«СТАРТ»

Возраст детей – 7 лет
Срок реализации – 3 года






Составитель:
Преподаватель
Беляева Ирина Валерьевна







Сыктывкар
2013



Конспект занятия

Преподаватель Беляева Ирина Валерьевна
Дополнительная образовательная программа СТАРТ
Тема «Мифологические древние модели мироздания. Роль образов рыбы и черепахи в зооморфной системе мифотворчества»
Тип занятия – урок сообщения нового материала.
Цель: познакомить учащихся с древними мифологическими представлениями о земле и мире и способствовать творческой ситуации,в которой каждый учащийся сочинит свою легенду о мироустройстве.
Задачи:
Образовательные:
расширить кругозор;
познакомить с мифологическими зооморфными представлениями древних людей о мироустройстве;
повторить и применить знания о рисовании рыб и черепах.
Воспитательные:
способствовать воспитанию трудолюбия, аккуратности, самостоятельности.
Развивающие:
пробудить интерес учащихся к изучению художественной культуры;
развитие образного мышления, воображения,художественного вкуса;
формирование композиционных и графических навыков и умений.
учить работать с материалом по мировой художественной культуре и перерабатывать в авторский художественный продукт.
Оснащение урока: мультимедийный проектор, компьютер, магнитная доска, иллюстрации с представлением древних о Земле (приложение №1), зооморфные схемы мироздания разных народностей (приложение №2), презентация в формате PowerPoint (приложение №3), подборка наглядности по видам и формам рыб и черепах(приложение №4)музыкальный ряд: музыка природы.
Материалы для детей: бумага А3, простой карандаш,ластик,кнопки или малярный скотч для крепления листа.



Ход занятия:
№ п/п
Этапы занятия
Содержание
Время



Деятельность педагога
Деятельность обучающихся


1.
Организационный момент:(фронтальная форма, словесный метод)
Приветствие.
Проверка готовности к уроку.
Проверить отсутствующих в классе.
Здравствуйте, ребята.
Приятно,что все пришли на урок заранее и подготовили свое рабочее место.
Настраиваются на учебную деятельность.
1 мин

2.
Целеполагание. Мотивация мотивационная.

Сегодня на занятии мы познакомимся с древними представлениями о земле и мире, а затем каждый сочинит свою легенду о мироустройстве.
Осмысливание цели и задачи.
1 мин.

4.
Организация усвоения нового материала
(фронтальная форма, словесный метод, наглядно-иллюстративный метод).

Знакомство с мифологическими представлениями древних людей о мироустройстве.
- Правильное представление о Земле и ее форме сложилось у разных народов не сразу. И прежде всего древние люди опирались на свои мифологические представления.
Показ презентации.
Слайд №2.
-Некоторые народы считали, что Земля плоская и держится на трех китах, которые плавают и безбрежном всемирном океане.
Так например,в алтайском героическом сказании «Маадай-Кара» поется:
У схождении земли и неба,
У устья семидесяти рек,
В заливе Тойбодыма,
На девяностоаршинной глубине
Живут два одинаковых кита,
поддерживающих землю.
Легенды уточняют, что отверстые пасти этих фантастических чудовищ верхней губой касаются неба, а нижней - земли. Одно из них испускает холод, порождая осень и зиму; второе - тепло, вызывающее приход весны и лета.
Еще шире распространены легенды, по которым опора мироздания представлялась в облике одной или нескольких гигантских рыб, плавающих в мировых водах.
Вопрос к классу:
-Как вы думаете,почему именно рыба часто выступает в роли опоры, несущей на себе громаду вселенной?
Ответ:
По мифологическим представлениям людей земля тоже плавает в воде.
-Кроме рыбы в той же функции часто выступают и другие животные, также тесно связанные с водой, например –черепаха.
Слайд №3-5
Древние индийцы представляли Землю в виде полусферы, которую держат четыре слона. Слоны стоят на огромной черепахе, а черепаха на змее, которая, свернувшись кольцом, замыкает околоземное пространство.
-Сдайд №6
Мир покоится на черепахе согласно преданию ирокезов: в самом начале миротворения верховное божество решило посадить в первозданном океане гигантское мировое дерево. Но для него нужна была прочная опора. Собравшиеся на совет звери решили извлечь со дна океана землю. Когда же эта задача была решена, встал вопрос: на чем укрепить ее? Взять на себя ответственность подпирать вселенную согласилась черепаха. На ее крепкий панцырь были помещены извлеченные со дна кусочки ила, которые, постепенно разросшись и образовали землю.
Мифы о мировой черепахе были распространены также в Северной Америке. В давние времена могучий и громадный змей, живым кольцом охвативший землю, чтобы погубить все живое, стал извергать из своей пасти нескончаемые потоки воды. Великий герой по имени Нанабуш, предок людей и животных, решил спасти своих погибающих потомков. Для этого он сотворил громадную черепаху, подобную плавучему острову. На ее спине и укрылись от опасности люди и звери.
-Слайд №7
У североамериканских индейцев хайда вырезанное из дерева скульптурное изображение мироздания образовано четырьмя фигурами: в основании - кит, наделенный чертами черепахи, на нем стоит женщина, на ее плечах - мужчина, на голове у которого сидит орел.
В скульптуре представлены главные компоненты вселенной с точки зрения дренего человекаТак,кит-черепаха - воплощение воды и земли, мужчина с женщиной - символ человечества, населяющего средний мир, орел - небо.
Восприятие и осознание нового материала.




Во время объяснения учителя учащиеся рассматривают слайды,иллюстрирующие древние представления
о Земле и вселенной.











Ответы учащихся
8 мин.

5.
Закрепление знаний нового учебного материала
(фронтальная форма; приём мотивации: создание проблемной ситуации; методы: словесный, наглядно-иллюстративный, практический).
Работа со схемами.
- Ребята,мы прослушали несколько мифов и просмотрели рисунки к ним и сейчас мы с вами повторим по схемам расположение животных в мифологическом пространстве.
Учитель зачитывает схемы,поясняет рисунками на доске.

СХЕМЫ:
2.плоская земля
1.три кита

Эскимосы
2.Земля
1.Огромный кит,прилипший ко дну –прородитель всех китов

Древние индийцы
4.Полукруг земли
3.Четыре слона
2.Черепаха
1.Змея

Эвенки
4.Земля
3.Огромные рыбы:две щуки и два окуня
2.Подземное море
1.Крайняя земля нижнего мира

Якуты
3.Мироздание
2.Железные рыбы
1.Подземное море

Тувинцы
3.Земля
2. Черепаха -Мелхи, в окружении рыб и морских животных.
1.Центр подземного океана
Учащиеся готовятся к практической работе.

5 мин.


Актуализация ранее усвоенного учебного материала
Показ наглядности по формам и видам рыб и черепах.
-В основе образов огромных мифологических рыб, китов и черепах разные формы и виды реальных рыб и черепах,которые мы уже с вами изучали и отрисовывали.
Вспомните,как мы рисовали форму,рисунок на коже, панцирь, все это пригодится в нашей дальнейшей работе.
Учащиеся вспоминают этапы и особенноси рисования рыб и черепах.
1 мин


Постановка задачи перед учащимися
Мотивация ориентировочная.
Ребята,мы с вами просмотрели разные варианты мифологического представления о мире,которые нам оставили наши предки.А теперь вы сочините свой вариант и выполните подготовительную работу над эскизом.
Напомните мне,что такое эскиз и для чего мы его выполняем?
Эскизы – это черновик для художника и он очень важен,когда художника ждет серьезная работа. В эскизном листе идей может быть представлено несколько, а выберем мы для основной работы один лучший вариант.
-Итак,если все понятно,можно приступить к работе над эскизами простым карандашом.В одном листе несколько идей.
Осознание учащимися алгоритма решения задачи




Ребята отвечают.



2 мин


Практическая работа
Звуковой фон: музыка природы.


Индивидуальная работа с учащимися.
Учащиеся выполняют карандашный эскиз.
19
мин.

6.
Анализ результатов практической работы.


Мотивация контрольно-оценочная.




Педагог фронтально дает словесную оценку практической работы обучающихся (удачные работы).Отмечает интересную идею,самостоятельность мышления, композиционную грамотность.
На следующем уроке мы с вами будем переносить лучшую идею на большой формат.
Подготовьте ,пожалуйста,для следующего занятия большую кисть и новый лист.И можете отдохнуть пять минут на перемене.

Организация осознания учащимися собственной деятельности







3 мин.



Заголовок 1.ђ Заголовок 315