Папка – раскладушка по семинару: “ Развитие познавательных процессов у младших школьников ”

Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №9
администрации городского округа г. Нефтекамск РБ.












Папка – раскладушка по семинару:

“ Развитие познавательных процессов у младших школьников ”















Подготовили:
учитель-логопед Гилязова Г.Г.

2014г.

В средней общеобразовательной школе № 9 - 20 марта 2014 года проводился городской семинар по теме «Развитие познавательных процессов у младших школьников». В нём раскрыли следующие темы: «Психолого-педагогическая организация учебно-познавательной деятельности учащихся», «Взаимосвязь речи и психических процессов».
Психолого-педагогическая организация учебно-познавательной деятельности учащихся
Мозг хорошо наполненный стоит больше,
чем хорошо наполненный.
Монтень.
Развитие учащегося как личности, как субъекта деятельности является значимой проблемой в образовании на данный момент. Это связано с тем, что в наше время возросла потребность в тех людях, которые смогут быстро адаптироваться в учебном, а затем и в трудовом коллективе, проявляя самостоятельность и инициативу в работе.
В младшем школьном возрасте происходит становление личности ребёнка. Все психические образования, которые будут сформированы в этом возрасте, являются базисными для развития ребёнка, сохраняясь в своих главных особенностях на все последующие годы, и оказывают существенное влияние на дальнейшее развитие человека.
Одним из таких психических образований является умственное развитие учащихся, которое в значительной степени оказывает влияние на успешность обучения. Поэтому школа в настоящее время ставит перед собой задачу не только дать знания учащимся по различным предметам, но и создать такие условия в процессе обучения, которые способствовали бы их умственному развитию.
Умственные возможности детей изначально различны. А те требования, которые предъявляются к учащимся в школах, не всегда учитывают эти возможности, и как следствие этого, является возникновение трудностей в усвоении и выполнении учебной деятельности школьниками, что в свою очередь накладывает отпечаток на все стороны развития личности учащихся: эмоциональную, потребностно - мотивационную, волевую, характерологическую. Усвоение знаний, в первую очередь, осуществляется с помощью такого психического процесса как мышление. Уровень логического мышления младших школьников помогает им понять основные законы и связи в процессе обучения, усвоить конкретные факты и систематизировать полученные знания по предмету, а также установить взаимосвязи между полученными знаниями по другим предметам и практикой. Все свои знания в процессе жизнедеятельности ребёнок получает благодаря мышлению.

Взаимосвязь речи и психических процессов
Речь является одной из самых сложных форм проявления психических процессов. Речь – продукт согласованной работы многих мозговых структур. Если же одна из структур «не дорабатывает» ввиду своего недоразвития или болезненного состояния; а другие не в состоянии «подменить» её, то возникают проблемы с организацией того или иного вида речевой деятельности. Ни одна форма психической деятельности человека не протекает без прямого или косвенного участия речи. С помощью неё осуществляется обобщение сигналов, принимаемых из реальной действительности.
Появление речи существенным образом перестраивает память, восприятие и особенно мышление ребёнка, одновременно совершенствует их. Слово становится своеобразным орудием мышления, включаясь в познавательную деятельность ребёнка.
Мышление
Проблема соотношения мышления и речи является чрезвычайно актуальной, теоретически и практически значимой проблемой не только для психологии, психолингвистики, но и для логопедии.
На раннем этапе развития ребенка прослеживаются различные истоки (корни) мышления и речи. С одной стороны, еще до начала формирования речи проявляются зачатки интеллектуальных реакций. С другой стороны, наблюдается доинтеллектуальные корни речи (крик, гуление, лепет).
Таким образом, до определенного периода линии развития мышления и речи проходят как бы независимо друг от друга. Однако в период около двух лет «линии развития мышления и речи, которые шли до сих пор раздельно, прекращаются, совпадают в своем развитии и дают начало совершенно новой форме поведения, столь характерной для человека ребенок как бы открывает символическую функцию речи». Однако « для того, чтобы «открыть» речь, надо мыслить» (Л.С.Выготский). Начиная с этого периода речь выполняет интеллектуальную функцию, а мышление становится речевым.
Однако «речевое мышление» не исчерпывает ни всех форм мысли, ни всех форм речи». Определенные формы мышления не имеют непосредственной связи с речью, например, инструментальное и техническое мышление (практический интеллект).
Таким образом, в процессе развития речи ребенок овладевает знаковыми (языковыми) средствами мышления. Такое овладение знаковыми средствами мышления происходит в процессе общения ребенка с окружающими его взрослыми.
В процессе онтогенеза ребенок не просто имитирует речь окружающих, а усваивает закономерности языка, на основе которых и строит свою речь. Овладение закономерностями языка требует достаточно высокого уровня сформированности процессов анализа, синтеза, обобщения (генерализации), дифференциации.
Память
Память – это отражение в сознании человека жизненного опыта; вид мнестической деятельности, которая характеризуется фиксацией, сохранением и воспроизведением информации.
Память не представляет собой чего-либо однородного: она заключает в себе ряд сложных процессов. Это запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.
Процессы памяти не представляют собой чего-либо изолированного от всей личности человека, от всей его психической жизни в целом, от его деятельности. Они в существенной мере определяются особенностями его жизнедеятельности, общественно-историческими условиями. Процессы памяти неразрывно связаны со всеми другими процессами отражения реального мира, в том числе и с речевыми процессами. Человеческая память – это сознательная, осмысленная память.
Взаимосвязь памяти и речи можно увидеть по нарастанию словарного запаса ребёнка: 1 год – 3-4 слова;
1год 3 мес. – 10 слов;
2 года – 50 слов;
3 года – 300 слов.
Внимание
Слабость произвольного внимания - одна из основных причин школьных трудностей: неуспеваемости и плохой дисциплины. В связи с этим важно рассмотреть, как формируется этот вид внимания и с помощью каких приемов его можно развить и скорректировать. Показано, что в отличие от непроизвольного внимания произвольное внимание не продукт созревания организма, а результат общения ребенка со взрослыми и формируется в социальном контакте. Когда мать называет предмет и указывает на него ребенку, выделяя тем самым его из среды, происходит перестройка внимания. Оно перестает откликаться только на естественные ориентировочные реакции ребенка, которые управляются либо новизной, либо силой раздражителя, и начинает подчиняться речи или жесту взаимодействующего с ним взрослого.
Например, ребенок, который учится писать, вначале двигает всей рукой, глазами, головой, частью туловища и языком. Обучение состоит в усилении только одной части движений, координации их в группы и исключении ненужных движений. Произвольное внимание и направляется на торможение ненужных движений.
В своем развития произвольное внимание проходит определенные стадии. Исследуя среду, ребенок сначала выделяет лишь ряд предметов обстановки. Затем дает целостное описание ситуации и, наконец - интерпретацию случившегося. При этом вначале развитие произвольного внимания обеспечивает у детей реализацию только тех целей, которые ставят перед ними взрослые, а затем и тех, которые ставятся детьми самостоятельно.
На ранних фазах развития произвольное внимание разделено между двумя людьми - взрослым и ребенком. Взрослый выделяет объект из среды, указывая на него жестом или словом; ребенок отвечает на этот сигнал, фиксируя взглядом названный предмет или беря его в руки. Указание на предмет жестом или словом организует внимание ребенка, принудительно меняя его направление. Тем самым заданный предмет выделяется для ребенка из внешнего поля. Когда у ребенка развивается собственная речь, он может сам назвать предмет и, таким образом, произвольно выделить его из остальной среды.
Восприятие
Фонематическое восприятие - это способность к восприятию звуковой стороны речи, фонем, умение различать звуки речи и их последовательность в словах. В его основе лежит фонематический слух, позволяющий выделять и идентифицировать звуки речи по их отношению к звуковым эталонам - фонемам (А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, Н.Х. Швачкин). Для того чтобы распознать фонему, необходимо различать ее отличные от других звуковые признаки. Так, согласные звуки дифференцируются по пяти признакам:
наличию или отсутствию вибрации голосовых складок;
способу артикуляции;
месту артикуляции;
наличию или отсутствию дополнительного подъема спинки языка к твердому нёбу;
месту резонирования.
Гласные звуки дифференцируются по трем признакам:
участию или неучастию губ в артикуляции;
степени подъема языка к твердому нёбу;
месту подъема языка.
Нарушение восприятия хотя бы одного признака приводит к неспособности идентифицировать словоформы (Г.В. Чиркина). Таким образом, фонематический слух контролирует собственное произношение и произношение окружающих.

Заключение
В школьном возрасте закрепляются и развиваются только те основные человеческие характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение и мышление), необходимость которых связана с речью. Но не надо забывать того, что с момента рождения и до трёх лет ребёнок усваивает столько информации, сколько потом он усвоит с 3 до 17 лет. Речь – важнейший компонент полноценного развития психической, интеллектуальной и познавательной деятельности ребёнка, становления его личности.
Заголовок 115