Урок химии в 9 классе на тему Переходные элементы

Тема урока: «Понятие о переходных элементах».

Цель урока. Продолжить формирование умения давать хар-ку элемента на примере переходного элемента. Дать понятие об амфотерности.

Образовательные задачи: повторить, закрепить и развить знания о классификации и свойствах гидроксидов (в том числе и в свете ТЭД) и о генетической связи между классами веществ, совершенствовать навыки в составлении уравнений реакций, отражающих химические свойства основных классов неорганических соединений в свете ТЭД и ОВР.

Оборудование. Растворы едкого натра, соляной кислоты, солей цинка и алюминия, лабораторное оборудование ; ПК,МП.


Ход урока.
Оргмомент.
Проверка усвоенного.
Проверочная работа.

№1. Характеристика элемента по его положению в периодической системе Д.И.Менделеева. Указать характер оксидов и гидроксидов (основной или кислотный), написать уравнения химических реакций, подтверждающих данный характер
1 в. литий, сера.
2 в. кальций, азот.

№2. Закончить уравнения реакций, расставить коэффициенты:

1 в. NaOH + CO2

2 в. H2SO4 + Na2O

Изучение нового материала.
Л.о.1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.
1). Получение гидроксида цинка.

ZnCl2 + 2NaOH Zn(OH)2 + 2NaCl

2). Взаимод с соляной кислотой. (слайд 2).

Zn(OH)2 + 2HCl = ZnCl2 + 2H2O

3). Взаимод с основанием. (слайд 3).

Zn(OH)2 + 2NaOH = Na2 ZnO2 + 2H2O
(слайд 4).

Вывод:
Zn – переходный элемент
\
Zn (OH)2 H2 Zn O2
гидроксид цинковая
цинка кислота
(основание) (кислота)
\

Амфотерные гидроксиды

Задание учащимся: по аналогии составить схему для алюминия.


2. Характеристика алюминия по его положению в Периодической системе

1. Алюминий это элемент 3 периода, главной подгруппы III группы или ША группы.

2. Строение атома алюминия можно отразить с помощью такой записи:

13А1 2е, 8е, Зе (слайд 5).


Отсюда следует, что атомы алюминия, так же как и алюминий простое вещество, проявляют сильные восстановительные свойства (ученики сами называют окислители неметаллы, Н+, ионы менее активных металлов), получая в результате с. о. +3.
Восстановительную способность и металлические свойства в сравнении с соседями по периоду и группе можно отразить с помощью записей:
(слайд 6).

Mg > Al > Si и Be < Al < Ga

металлические и восстанови- металлические и окислитель-
тельные свойства уменьшаются ные свойства усиливаются

3. Алюминий простое вещество, это металл. Следователь- но, для него характерны металлическая кристаллическая ре- шетка (и соответствующие физические свойства) и металличе- ская химическая связь, схему образования которой можно за- писать так: (слайд 7).

А1° - Зе = А13+
атом ион

(слайд 8).
Оксид алюминия А1203 - это солеобразующий амфотер- ный оксид. Соответственно, взаимодействует с кислотами и кислотными оксидами, со щелочами и основными оксидами, но не с водой.

Задание учащимся: Уравнения реакций для взаимодействия А1203 с кислотами и щелочами записать в ионной и молекулярной формах.



(слайд 9).
Гидроксид алюминия А1(ОН)3 = Н3А103 это нераство- римый амфотерный гидроксид. Соответственно, он разлагает- ся при нагревании, взаимодействует с кислотами и со щелочами.

Задание учащимся: Уравнения реакций для взаимодействия А1(ОН)3 с кислотами и щелочами записать в ионной и молекулярной формах.

Генетический ряд алюминия. (слайд 10).
Na3AlO3
Al Al2O3 AlCl3 Al(OH)3
\ Al2 (SO4)3


Сравнить с генетическим рядом металла:

Na Na2O NaOH NaCl


4. Закрепление. Задание учащимся: составить генетический ряд бериллия и доказать амфотерность его оксида.
K2BeO2
Be BeO BeCl2 Be(OH)2
\ Be(NO3)2
5. Подведение итогов. Рефлексия.

6. Д.З. П. 2.

15