Сценарий внеклассного мероприятия: На любовь своё сердце настрою.


Тема: «На любовь свое сердце настрою» («Авторская песня» Творчество и судьба Булата Окуджавы)
Оформление:
- книжная выставка
-портреты писателя
-фотографии и слайды
-магнитофон и записи песен
Цели: - дать понятие авторской песни
-познакомить с творчеством и судьбой поэта-песенника Булата Окуджавы
-прививать любовь к поэзии и музыке
-развивать творческие способности обучающихся.
Ход мероприятия:
Вступление: Поэтический бум времен оттепели, всплеск интереса к поэзии, к лирике нашел свое выражение в явлении так называемой авторской песни. Название это условно и подразумевает творчество «поющих поэтов», сочетающих в одном автора мелодии, автора стихов, исполнителя и аккомпаниатора. Доминантой в «авторской песне» является стихотворный текст, которому подчинены и музыка, и манера исполнения.
Песня « Ваше благородие»
Авторская песня стала общественным движением 50-90-х годов, существует она и сегодня. Это песни простые по мелодии и глубокие по смыслу, заложенному в стихотворный текст. Это песни Булата Окуджавы, Александра Городницкого, Александра Галича, Юрия Визбора, Владимира Высоцкого. Они поются и сегодня в дружеских компаниях, у костра, в походах, геологических экспедициях, в неформальной обстановке. Эта неформальность авторской песни и составляет ее главную притягательную силу.
Сегодня мы обратимся к творчеству Булата Окуджавы, одного из основоположников авторской песни. На нашем поэтическом конкурсе прозвучат его песни и песни других бардов, будут прочитаны стихи, которые познакомят вас с авторской песней и непосредственно с творчеством Окуджавы.
Эпиграф:
Я вообще-то счастливый человек. Несмотря ни на что
… Моя жизнь была интересной. Я делал то, что хотел.
(Булат Окуджава)
Вед: Б. Окуджава. Это имя не нуждается в особом представлении. Известность его творчества создает иллюзию, что этого человека мы прекрасно знаем. А все-таки, что мы знаем о нем, человеке, настроившем на любовь свое сердце. Родился Окуджава 9 мая 1924 года в Москве и рос на Арбате.
Чтец: Упрямо я твержу с давнишних пор:
Меня воспитывал арбатский двор,
Все в нем – от подлого до золотого;
А если иногда я кружева
Накручиваю на свои слова,
Так это от любви. Что тут дурного?
Вед: Арбатский двор учил законам братства и верности слову, другу, народу.
Чтец: Тот самый двор, где я сажал березы,
Был создан по законам вечной прозы
И образцом дворов арбатских слыл.
Там , правда, не выращивались розы,
Да и Гомер туда не заходил…
Зато поэт Глазков напротив жил.
Друг друга мы не знали совершенно,
Но, познавая белый свет блаженно,
Попеременно – снег, дожди и сушь,
Разгулы будней, и подъездов глушь,
И мостовых дыханье, - неизменно
Мы ощущали близость наших душ.
«Песенка об Арбате»
Ты течёшь, как река. Страшное название!
И прозрачен асфальт, как в реке вода.
Ах, Арбат, ты – моё призвание.
Ты – и радость моя, и моя беда.
Пешеходы твои – люди не великие,
Каблуками стучат, - по делам спешат.
Ах , Арбат, мой Арбат, ты – моя религия,
Мостовые твои подо мной лежат.
От любови твоей вовсе не излечишься,
Сорок тысяч других мостовых любя.
Ах, Арбат, мой Арбат, ты – моё отечество,
Никогда до конца не пройти тебя!
Вед: Черные 30-е годы не обошли стороной и мирный арбатский дворик. Окуджава писал: «репрессировали моего отца, тетю и мать. Девять лет она просидела» Но какие бы ни были жизнь, горькие воспоминания, связанные с Арбатом , Окуджава любил Арбат, помнил о нем всё.
Убили моего отца
Не за понюшку табака.
Всего лишь капелька свинца –
Зато как рана глубока!
Он не успел, не закричал,
лишь выстрел треснул в тишине.
Давно тот выстрел отзвучал,
Но рана та еще во мне.
Арбатский дворик
… А годы проходят, как песни.
Иначе на мир я гляжу.
Во дворике этом мне тесно,
И я из него ухожу.
Ни почестей и ни богатства
Для дальних дорог не прошу,
Но маленький дворик арбатский
С собой уношу, уношу.
В мешке вещевом и заплечном
Лежит в уголке
Небольшой,
Не слывший, как я, безупречным
Тот двор с человечьей душой.
Сильнее я с ним и добрее.
Что нужно ещё? Ничего.
Я руки озябшие грею
О тёплые камни его.
Вед: Сын «врагов народа» уцелел… Он учился в школе… Ему было примерно столько же лет, сколько сейчас вам, когда настал 1941 год.
Июнь, клонился к вечеру закат,
И белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Июнь! Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
И кончится она лишь в сорок пятом, в мае!
Звучит песня: «До свидания, мальчики!»
Чтец1 : Из воспоминаний Булата Окуджавы: «На войну я пошел добровольцем, после девятого класса, в 1942 году. Пошел не из жажды приключений, а воевать с фашизмом…. Война – это тяжелая кровавая работа.
Чтец 2: У Окуджавы есть автобиографическая повесть «Будь здоров, школяр!», которую он посвятил своим сыновьям Антону и Игорю. В качестве эпиграфа поэт написал: «Это не приключения. Это о том, как я воевал, как меня убить хотели, но мне повезло. Я уж не знаю, кого мне за это благодарить. А может быть, и некого. Кому-нибудь от этого известия станет радостно, а кому-нибудь, конечно, горько. Но я жив. Ничего не поделаешь. Всем ведь не угодишь».
Песня : Владимира Высоцкого «Звезды»
Чтец: «Я познакомился с тобой , война. У меня на ладонях большие ссадины. В голове шум. Спать хочется. Ты желаешь отучить меня от всего, к чему я привык? Ты хочешь научить меня подчиняться тебе беспрекословно? крик командира – беги, исполняй, оглушительно рявкай «Есть!» и падай, ползи, засыпай на ходу…» (чтение под музыку «9-ая рота»)Чтец: «Помогите мне. Спасите меня, я не хочу умирать. Маленький кусочек свинца в сердце, в голову – и все? И мое горячее тело не будет горячим?.. Пусть будут страдания. Кто сказал, что я боюсь страдать? Это я дома много боялся. Дома. А теперь я все уже узнал, все попробовал… Помогите мне. ведь это даже смешно – убивать человека, который ничего не успел совершить. Я даже десятого класса не закончил… У меня мама есть. Что будет с ней? А вы знаете, как сладко, когда мама гладит по голове?.. Я еще не успел от этого отвыкнуть… Помогите мне. Я все пройду . До самого конца.»
Четвертый год подряд
война – твой дом , солдат.
Но хватит отгремела непогода.
Есть дом другой -
Там ждут и там не спят
Четыре года, четыре года.
Здесь словно годы дни,
а там в окне – огни
Горят, не позабытые в походах…
Когда б вам знать,
Как мне нужны они –
Четыре года, четыре года!
Чтец: И снова воспоминания Булата Окуджавы: «Был ранен, мотался по госпиталям, потом снова передовая, Северо-Кавказский фронт, и я уже не минометчик, а радист тяжелой артиллерии. Остался жив. Рождения 24-го мало кто уцелел. Война все время со мной: попал на нее в молодое, самое восприимчивое время, и она вошла в меня очень глубоко.
Песня «Мы за ценой не постоим» ( исполняет группа учащихся)
(Кадры из к/ф «Белорусский вокзал»)
Чтец: Эту песню из к/ф «Белорусский вокзал» заказал Окуджаве режиссер Андрей Смирнов. Он попросил написать песню, которую бы пели в фильме фронтовики. И вот песня, которая по замыслу режиссера, должна была украсить, сделать более достоверной сцену встречи фронтовых друзей, стала сама одним из действующих лиц фильма.
Вед: После демобилизации Окуджава поступил на филологический факультет Тбилисского университета. Дорога в Москву, ему сыну «врагов народа» была закрыта. В 1947 году из лагеря возвращается его мать.
Чтец: Из рассказа «Девушка моей мечты»: «Готовясь к встрече , я думал, что будет много слез и горьких причитаний, и я приготовил такую фразу, чтобы утешить ее: «Мамочка, ты же видишь – я здоров, все у меня хорошо, ты вернулась, и мы снова вместе…» И вот я заглянул в ее глаза. Они были сухими и отрешенными, она смотрела на меня , она не видела… Она ничего не видела.
Не клонись-ка ты, головушка,
От невзгод и обид.
Мама , белая голубушка,
утро новое горит.
все оно смывает начисто,
все разглаживает вновь…
Отступает одиночество,
возвращается любовь.
И сладки, как в полдень пасеки,
Как из детства голоса,
Твои руки, твои песенки,
Твои вечные глаза.
Вед: Окончив университет, Окуджава по распределению приезжает учительствовать в Калужскую область. Он вспоминает: «Жил я тогда бедно, трудно. Был учителем в деревне. Зарабатывал я в месяц 70 рублей… Ну , вот , как мы жили? Я даже не знаю, как. Ели картошку одну… Картошку ели , и все…»
Чтец: Из повести «Новенький, как с иголочки»: « Мне немного смешно: сельский учитель. Чему я учить буду? Но здесь прекрасно! Этот холм, мягкий и заросший, это высокое небо, этот полуразрушенный собор, несколько домишек вокруг… а там, за оврагом, Васильевка, деревенька, похожая на растянувшуюся детскую гармошку.»Вед: А в Москву Окуджава смог вернуться только в 1956 году после реабилитации родителей. Он жил в переулке, который в бурные послереволюционные годы был переименован из Протопоповского в Безбожный. А Окуджава придумал ему новое название: «Будто сам я не в Безбожном, а в Божественном живу» Говорят, даже в Москву приходили письма, адресованные в Божественный переулок.
Чтецы:
1. Переулок Божественным
Назван мной для чего?
Чтобы слогом торжественным
Возвеличить его?
2. Видно, прозвище прежнее
Без опоры в судьбе:
Так, пустое , небрежное,
Ни тебе – ни себе.
3. А в сегодняшнем имени
Есть сиянье из тьмы,
Что-то доброе, сильное,
Что утратили мы.
4. Просто есть в нем для города
Не на год, не на час
Что-то вечное, гордое,
Словно это про нас.
Вед: первые песни Окуджавы появились в 1957 году. Они были необычны, непривычны, и поэтому вызвали не только доброжелательный интерес, но и резкие уничтожительные отклики. В газетах появились статьи: «О чем Окуджава поете?» Вспоминая те времена , поэт Юрий Ряшенцев свидетельствует:
Когда во всех концах державы,
Магнитной лентой шелестя,
Возникли песни Окуджавы,
Страна влюбилась в них, хотя…
Какая брань, какие клички
Тем песням выпали в свой срок!...Вед: Но вот «в свой срок» все стало на свои места. И эти песни, и проза Окуджавы теперь широко известны. Никто уже не пытается обвинить поэта в пошлости, очернительстве и прочем.
Вед: Поэт Окуджава как бы берет на себя наши заботы, отвечает на наши вопросы, успокаивает нас и учит, и вселяет надежду.
ПОЖЕЛАНИЯ ДРУЗЬЯМ
Давайте восклицать,
Друг другом восхищаться,
Высокопарных слов
Не надо опасаться.
Давайте говорить
Друг другу комплименты -
Ведь это всё любви
Счастливые моменты.
Давайте горевать
И плакать откровенно,
То вместе, то поврозь,
А то попеременно.
Не надо придавать
Значения злословью,
Поскольку грусть всегда
Соседствует с любовью.
Давайте понимать
Друг друга с полуслова,
Чтоб, ошибившись раз,
Не ошибиться снова.
Давайте жить, во всём
Друг другу потакая,
Тем более, что жизнь
Короткая такая...
Чтец: Сам Окуджава говорил о своих песнях: «Это просто способ исполнения стихотворений» А вот свидетельства Татьяны и Сергея Никитиных: «Для нас магия Окуджавы заключена в музыке, в звучании. Это и неповторимая окуджавовская интонация, и органическое слияние русского романса с грузинским распевом, это скупое, но мастерское использование гитары… Есть еще и такой экспериментальный факт: иностранные слушатели , часто не понимая стихов и всего, что за ними стоит, покупают пластинки Окуджавы и слушают его просто как музыку.
Чтец: Говорит историк Натан Эйдельман: «Пройдут десятилетия, нас не будет, историю нашего времени напишут по мемуарам, по газетам, по архивам… Если захочется потомку… познать не только факты и логику, но и дух , нерв отлетевшей эпохи, тогда, точно знаю, включит правнук магнитофон… и услышит «Не оставляйте надежду, маэстро»
Вед: Окуджава был знаком со многими поэтами – бардами, нравилось ему и творчество Высоцкого, неповторимого в своих песнях и стихах. В 1980 году после внезапной смерти Высоцкого Окуджава пишет песню «О Володе Высоцком»
Звучит песня «О Володе Высоцком»
Вед: Так же как и у любого поэта – барда у Окуджавы беспечность соединена с болью, с беззащитностью, мудростью. Поэт часто говорил, что он «не вживается» в чей-то образ, а всегда пишет о себе.
У поэта соперников нету Ни на улице и ни в судьбе
И когда он кричит всему свету,
Это он не о вас – о себе.
Руки тонкие к небу возносит,
Жизнь и силы по капеле губя,
Догорает, прощения просит:
Это он не за вас – за себя.
Но когда достигает предела
И душа отлетает во тьму…
Поле пройдено, сделано дело.
Вам решать: для чего и кому.
То ли мед, то ли горькая чаша,
То ли адский огонь, то ли храм –
Все, все, что было его, - нынче ваше.
Все для вас, посвящается вам.
Чтец: Когда в одном из интервью поэта спросили, какой он видит, оглядываясь в прошлое, свою жизнь, он ответил: « Я вообще-то счастливый человек, несмотря ни на что… Жизнь моя была интересной. Я делал то, что я хотел, что мог, я совершил. Самое лучшее мне предстоит еще совершить»
Песня : Никитины «Каждый выбирает для себя»
Вед: В 1997 году свое 73-летие и День победы Окуджава решил встретить в Германии со своими немецкими друзьями. «Я рад, что между нашими народами вражды больше не существует»,- без всякого пафоса заметил писатель-фронтовик.
а потом был Париж… И газеты сообщили, что 12 июня 1997 года под Парижем в военном госпитале скончался Булат Окуджава. а ведь он когда-то написал:
Париж для того, чтоб ходить по нему,
Глядеть на него, изумляться,
Грозящему бездной концу своему
Не верить и жить не бояться.
Стихотворение Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет»
Людей неинтересных в мире нет
С. Преображенскому
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы — как истории планет.
У каждой все особое, свое,
и нет планет, похожих на нее.
А если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью дружил,
он интересен был среди людей
самой неинтересностью своей.
У каждого — свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
но это все неведомо для нас.
И если умирает человек,
с ним умирает первый его снег,
и первый поцелуй, и первый бой...
Все это забирает он с собой.
Да, остаются книги и мосты,
машины и художников холсты,
да, многому остаться суждено,
но что-то ведь уходит все равно!
Таков закон безжалостной игры.
Не люди умирают, а миры.
Людей мы помним, грешных и земных.
А что мы знали, в сущности, о них?
Что знаем мы про братьев, про друзей,
что знаем о единственной своей?
И про отца родного своего
мы, зная все, не знаем ничего.
Уходят люди... Их не возвратить.
Их тайные миры не возродить.
И каждый раз мне хочется опять
от этой невозвратности кричать.
Вед: При отпевании Булата Окуджавы в церкви святых Космы и Домиана священник отец Георгий сказал, что его стихи могут быть прочитаны, как псалмы, потому что едва ли не в каждом из них чувствуется жажда коленопреклонения и воспарения. ведь и его «Полночный троллейбус» - молитва, в которой «полночный троллейбус плывет по городу насилия и лжи, словно утлая ладья, подбирающая тех, кто потерпел крушение. Вот она – его «Молитва», которую повторяют тысячи людей, никогда не умевших молиться и не открывавших Евангелие.
Группа чтецов:
1.Пока Земля еще вертится,
Пока еще ярок свет,
Господи, дай же ты каждому, Чего у него нет.
2.Мудрому дай голову,
Трусливому дай коня,
Дай счастливому денег…
И не забудь про меня.
3.Пока земля еще вертится,
Господи, - твоя власть!-
Дай рвущемуся к власти
Навластвоваться всласть
4.Дай передышку щедрому,
Хоть до исхода дня.
Каину дай раскаяние..И не забудь про меня.
5.Я знаю: ты все умеешь,
Я верую в мудрость твою,
Как верит солдат убитый,
Что он прибывает в раю.
6.Как верит каждое ухо
Тихим речам твоим,
как веруем и мы сами,
Не ведая, что творим!
7.Господи мой Боже,
Зеленоглазый мой!
Пока земля еще вертится
И это ей странно самой.
8.Пока еще ей хватает
Времени и огня
Дай же ты всем понемногу…
И не забудь про меня…
Звучит песня «Как здорово» О.Митяев
Вед: Наш поэтический конкурс подошёл к концу. Сегодня мы познакомились с авторской песней Булата Окуджавы, прослушали песни и стихи Окуджавы и других исполнителей.