Конспект урока. Окружающий мир. 1 класс. ПНШ. Тема Наша Родина — Россия


Тема урока Наша родина - Россия
Цели урока
Формировать у учащихся представление о том, чем является для человека Родина.
Планируемые результаты данного урока
Основное содержание темы, термины и понятия
Образ Родины, государственные символы России. Правила поведения при исполнении Государственного гимна, при подъёме Государственного флага России. Родина, Отчизна, отечество, страна, государство, флаг, герб, гимн.
Предметные знания и умения, которыми овладеют уч-ся в результате проведенного урока. Будут знать: и правильно употреблять термины и понятия по теме.
На основе знаний будут уметь: находить свою Родину на глобусе.
Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться в ходе урока. Познавательные: первоначальное представления о географической карте и глобусе, о стране, в которой родился и живёшь, как об Отечестве, о культуре и природе этой страны – как о её национальном достоянии; знать, как выглядят герб и флаг России, как звучит и поётся российский гимн.
Регулятивные: выполнять задания в соответствии с поставленной целью. Отвечать на конкретные вопросы.
Коммуникативные: уметь общаться с людьми, воспринимая их как своих соотечественников, а себя – как часть большой семьи народов.
Личностные: эмоционально осознают себя как россиян, граждан большой страны, имеющей богатую и разнообразную культуру, уникальную природу.Организация урока
Межпредметные связи: Русский язык. Литературное чтение. ИЗО. Музыка. Технология (формирование представления о неразрывной связи человека и страны, в которой он живёт; практическое использование правил жизни в многонациональной стране).
Формы работы на уроке: Фронтальная, индивидуальная, в парах.
Ресурсы Окружающий мир 1 класс, авторы: О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А.Трафимов.
Физическая карта России.
Экран, мультимедиа, ноутбук, презентация «Наша родина – Россия».
Звукозапись песни «С чего начинается Родина». Звукозапись Государственного гимна России. Текст пословицы «На родной стороне весна красна». Цветы для самооценки.
ХОД УРОКА
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
Организационный момент.
Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Ваши ушки на макушке, Глазки широко раскрыты. Слушайте, запоминайте, Ни минуты не теряйте!
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся. Целеполагание и мотивация.
- Ребята, наш урок я хочу начать с одной ситуации, которая произошла недавно в нашем классе. Между Полиной и Владиком возник спор. Давайте послушаем, о чем они говорят?
- Действительно, ребята, что такое родная сторона? - Предлагаю внимательно рассмотреть серию картинок.
Диалог 2 учеников:
Мальчик: Я сегодня услышал пословицу «На родной стороне весна красна». И никак не пойму, о чём в ней говорится?
Девочка: Как о чём? О родной стороне.
Мальчик: А что такое родная сторона?
Девочка: А давай спросим у Ольги Алексеевны.
Мальчик: Ольга Алексеевна, что такое родная сторона?
Постановка учебной задачи. Презентация
- Что мы видим? Так что же мы можем назвать родной стороной?
- А каким одним общим словом мы можем заменить выражение «родная сторона»?
Слайд
- Чтобы ответить на этот вопрос предлагаю вам разгадать ребус.

А сейчас послушайте стихотворение Ивана Саввича Никитина:
Слайд
И поля, цветут, и леса шумят,
И лежат в земле груды золота.
И во всех концах света белого
Про тебя идёт слава громкая.
И уж есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя, назвать матерью.
Обратите внимание на слово, выделенное красным цветом. Что это за слово? Что оно обозначает? Как мы теперь называем нашу страну?
- А теперь вспомните, о чем мы с вами сейчас беседовали и попробуйте сформулировать тему урока.
У меня есть для вас подсказка, тема урока состоит из трёх слов.
Два слайда
- А что и кто нам поможет на уроке получать новые знания?
(учитель, учебник, товарищ, сосед по парте) Ответы учащихся
Родная сторона по - другому называется Родина.
Ответы учащихся. Россия
Актуализация знаний. - Подумайте, ребята, и постарайтесь ответить на вопрос: Что такое Родина?
Обсуждение
- Посмотрите на экран, давайте проверим, правильно ли мы ответили на вопрос, может мы что-то упустили?
Слайд
- А с чего начинается Родина? На этот вопрос, ребята, я хочу ответить песней. Давайте послушаем её.
Звучит песня « С чего начинается Родина?»
- Итак, давайте сделаем вывод: с чего же начинается Родина?
Ответы учащихся.
«Открытие» нового знания детьми.
- Сегодня мы говорим о нашей Родине. Имя нашей Родины, конечно же, все вы знаете. Давайте произнесём его хором: 
- Наши друзья Маша и Миша приглашают вас сесть в вертолет, и с вертолета посмотреть на Россию. Итак, все садимся в вертолет и попытаемся увидеть с вертолета всю нашу страну. А поможет нам в этом учебник.
- Откроем учебники на странице 64-65. Посмотрите на карту, как велика наша страна от Северного Ледовитого океана до Черного моря, от Балтийского моря, до Тихого океана.
- Что вы еще можете увидеть с борта вертолета
Слайд
(Учитель показывает по карте границу России, столицу России – Москву.)
- О Москве мы будем говорить на следующем уроке.
Россия – самая большая страна в мире. В учебник граница нашей Родины показана красным цветом.
- Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день. Россия
Реки, растут хвойные и лиственные деревья, а вдали видны горы.
Первичное закрепление. - Сейчас, ребята, поработаем в парах. Сначала сосед по парте показывает границу нашей Родины, другой проверяет. Потом поменяемся ролями. Кто справится – ручки домиком.
- Ребята, у вас на столах лежат листы самооценки. Заполните их.
ЛИСТ САМООЦЕНКИ - работа в парах (граница России) Работа в парах.
Физкультминутка. «Открытие» нового знания детьми. - Страна наша очень большая – поэтому кроме русских живут в ней много других народов: это татары, башкиры, чуваши, украинцы, белорусы, немцы и многие другие… всего 128 народов Нас очень много - 145 миллионов. У каждого народа есть свои традиции, праздники, костюмы. Посмотрите на детей в народных костюмах. Включение в систему знаний и повторение.
- Каждому человеку нашей страны дорога Россия, ее славная история, ее древние символы. Послушайте загадку:
У каждой страны свой символ бывает,И весь народ его отлично знает.Итак: два висят, один звучит —О чём же загадка вам говорит?Что у каждой есть страны,Догадаться вы должны!
1
2
Загадка № 1
Гордо рею я на мачте корабля,И в бою солдаты берегут меня.Я России часть и знак –Бело-сине-красный ….... (флаг)!
Флаг России – трехцветный: бело-сине-красный. Цвета флага выбраны не случайно, каждый цвет что-то символизирует.
Слайд
- Я как истинный гражданин своей страны знаю об этом, а вот вы попробуйте предположить, что обозначает каждый цвет.
Работаем в парах.
- Я говорю, что обозначает цвет, вы совещаетесь в паре и принимаете решение, подняв карточку соответствующего цвета. Если же вам не удалось договориться, т.е. у вас разные мнения, каждый делает свой выбор.
- Этот цвет символизирует мир, чистоту, благородство (белый цвет)
- Этот цвет символизирует мирное небо, верность, веру (синий цвет)
- Этот цвет символизирует отвагу, героизм, огонь, смертный бой, готовность отстаивать землю в подвиге (красный)
ЛИСТ САМООЦЕНКИ - работа в парах (цвета флага)
- А теперь давайте поразмышляем и попробуем найти эти цвета в природе. Начнём с белого. Где в природе мы можем встретить белый цвет?
- А синий?
- А красный?
Загадка № 2
У России величавой
Есть на нём орёл двуглавый,Чтоб на запад и востокОн смотреть бы сразу мог.Сильный, мудрый он и гордый.Он – России дух свободный. (герб)
Герб России Слайд
- Как я уже сказала, не гербе России изображён золотой двуглавый орёл, правой лапой он сжимает скипетр – символ власти, в его левой лапе – золотой шар с крестом. Над головой орла мы видим короны. Наш герб – это символ единого Российского государства, объединяющего всех россиян.
На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это святой Георгий Победоносец. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
Загадка № 3
Он звучит торжественно,Все встают приветственно –Песню главную страныУважать мы все должны. (Гимн.)
Гимн России
- Одним из главных символов страны является государственный гимн. Слова гимна отражают историю страны, народную любовь и патриотизм.
- Сейчас я включу несколько записей, вы должны внимательно слушать, и если вы услышите гимн России, то, как вы себя поведёте? Герб, Флаг, Гимн

Ответы детей:
Белый – цвет чистого-пречистого снега.
Цвет воды в реках, морях и озёрах, цвет неба.
Цвет спелых ягод, цветов, насекомых.
Это герб.
Ответы детей.
Мы встанем
Москва
Первичное закрепление. - А сейчас я предлагаю проверить себя, сейчас мы узнаем, внимательно ли вы слушали на уроке?
Работаем в группах.
- Возьмите конверт со словом флаг и выберите в нём среди предложенных флаг России.
- Теперь сделайте то же самое с конвертом, на котором написано герб.
ЛИСТ САМООЦЕНКИ - работа в группе (флаг и герб России)
- А теперь, посмотрите у вас на столах лежат шаблоны. Среди шаблонов вы должны выбрать флаг России и раскрасить его правильно.
- Русский народ сложил множество пословиц о Родине. Но вот беда – пословицы у меня перепутались. Надо навести порядок – соединить начало и конец пословицы.
Работа с пословицами. Соединить части пословиц о родине.
Нет в мире краше Родины нашей.
Всякому мила своя сторона.
Родная сторона – мать, чужая – мачеха. Самостоятельная практическая работа
Итог урока.
Рефлексия.
Самооценка учащихся.
Итак, ребята, наш урок подходит к концу. О чём мы сегодня говорили на уроке?
Что нового вы узнали ?Ну что, Полина, ты теперь поняла смысл пословицы «На родной стороне весна красна»?
Ребята, а как вы понимаете её смысл?
(Там, где ты родился, где твоя родина, лучше всего.)
- Вы, ребята, должны дорожить своей Родиной. Хотя вы еще маленькие, но уже являетесь гражданами большого и могучего государства, имя которому Россия. Каждый из нас - частичка России. От всех нас зависит будущее нашей Родины.
- А сейчас, ребята, у вас на партах лежат цветы. Давайте с вами украсим нашу Родину Россию – цветами, для этого вы должны оценить свою работу, своё настроение на уроке.
На этом, наш урок окончен. Большое спасибо за урок. А сейчас давайте послушаем стихотворение
В. Степанова «Необъятная страна
Если долго-долго-долгоВ самолёте нам лететь,Если долго-долго-долгоНа Россию нам смотреть,То увидим мы тогдаИ леса, и города,Океанские просторы,Ленты рек, озёра, горы.
Мы увидим даль без края,Тундру, где звенит весна,И поймём тогда, какая,Наша Родина большая,Необъятная страна.
Ответы детей.
Полина: Да, сейчас я знаю, что эта пословица о Родине. Родина - это самое дорогое у человека. Каждый человек должен любить и охранять свою Родину.
Ответы учащихся.

Дети выбирают цветы.
Красный цвет – мне было очень интересно, я старался и у меня всё получилось,
синий – мне было интересно, я старался, кое-что у меня не получилось, но я справился,
жёлтый - мне не всегда было интересно, мне требовалась помощь.

Лист самооценки

Задание № 1 Задание № 2
Задание № 3