Статья на тему Формирование межличностных отношений млыдших школьников


Формирование межличностных отношений в младшем школьном возрасте
Мартышева Л.П.
МБОУ «Гимназия №22», г. Барнаул
Школьная успеваемость связывается главным образом с интеллектуальным развитием ребенка и его способностями к освоению учебных предметов. Но умение общаться со сверстниками и взрослыми, вести себя в той или иной ситуации, раскрываться эмоционально, как правило, не оценивается. Не потому ли сегодня психические отклонения в детской среде все чаще становятся нормой?
Результаты психолого-педагогических исследований и опыта работы массовой школы говорят о том, что одной из серьезных проблем современного воспитания является увеличивающаяся доля детей, которые находятся в ситуации дезадаптации к школьной жизни. Во многом это зависит от характера взаимоотношений ученика и учителя, особенностей межличностных отношений школьников, способности ребенка проявлять индивидуальность, желания и умения сотрудничать. Характеристика межличностных отношений входит в ключевые образовательные компетенции, и их формирование может рассматриваться как важнейшая цель образования.
Межличностные отношения в школьном коллективе могут оказать серьезное влияние на формирование личности ребенка. Широта или бедность связей школьника со сверстниками определяет внутреннюю структуру личности, ее переживания, образ мыслей и поведение. Поэтому каждый ученик, общаясь и взаимодействуя с товарищами по классу, должен чувствовать их расположение и ощущать себя принятым в группе.
При поступлении в школу ребёнок совершает резкий и значительный шаг, вступая в новый период своего детства. Его положение существенно меняется. Естественно, что происходят заметные изменения в самосознании ребёнка. Он начинает рассматривать себя как «большого», приобретает право требовать внимания, уважения в своей семье и заявляет об этом как равный среди других членов семьи. Вместе с тем, попадая в класс, где учатся ещё тридцать таких же ребят, как он, ученик теряется. В первые дни пребывания в школе дети бывают настолько ошеломлены обилием новых впечатлений захвачены своим новым положением, что почти совсем не замечают своих новых одноклассников. И уже в первые месяцы учёбы один чувствует себя в классе «как рыба в воде», а у другого сплошные неприятности в установлении контактов с другими детьми в классе. Многие дети испытывают психологические трудности, особенно когда они должны вступить в межличностные отношения. Так по данным диагностики, лишь у 30% первоклассников в определенной мере сформировано умение общаться и взаимодействовать со сверстниками.
Становление коллектива в первом классе начинается с формирования способности понимать душевное состояние другого, с формирования понятий добра и зла. Эти понятия формируются на основе взглядов коллектива. Необходимо, чтобы в отношениях первоклассников ярко отражалось то, что ценит, чем дорожит класс. Должно преобладать стремление создавать счастье товарищам по классу. Как добиться этого? Как быстрее создать работоспособный классный коллектив? Отношения между детьми строятся преимущественно через учителя. Учителю необходимо знать, кто в классе пользуется наибольшей популярностью, к кому тянутся дети, а кто стоит в стороне в системе межличностных отношений.
Для формирования личности учащегося, для управления развитием коллектива учителю необходимо знать систему деловых и межличностных отношений в классе. Межличностные отношения в классном коллективе – один из важнейших факторов состояния благополучия класса. Знания межличностных отношений необходимы для того, чтобы правильно организовать воспитательную работу в классе, выработать правильный педагогический подход к детям, правильно выбрать актив класса, распределить детей по группам; воспитывать у детей коллективистическое отношение друг к другу - сделать все необходимое, чтобы из случайной совокупности учеников, собранных в класс, в возможно более короткий срок создать коллектив.
Создание межличностных отношений в первом классе начинается с посадки учащихся за парты – и в этом активная роль принадлежит учителю. Учитель может рассаживать детей исходя из самых различных оснований: активного с пассивным, девочку с мальчиком и т.д.. Но обязательно нужно учитывать следующий фактор – сосед по парте не должен вызывать антипатий у ребёнка, ведь это должен быть человек, которому можно довериться, которому хочется помочь, с которым приятно быть рядом. В практической жизни, в разнообразных видах деятельности дети сталкиваются с разными делами, поступками своих товарищей. В этих поступках проявляются хорошие и плохие качества детей. Ребята учатся внимательно относиться к каждому товарищу, видеть его трудности, находить пути помощи каждому. И в том случае учитель должен направлять свои усилия по формированию всё более сплочённого, организованного и работоспособного коллектива. Общий тон и стиль товарищеских отношений внутри коллектива, определение места каждого в системе отношений ответственной зависимости, будут влиять на межличностные отношения в классе.
Межличностные отношения проникают в систему деловых отношений невидимыми нитями привязанностей, симпатий, антипатий и оказывают сильнейшее воздействие на жизнь коллектива. Дружеские взаимоотношения являются лишь основой для формирования товарищества в коллективе. Симпатии и привязанности не могут быть всегда и во всем определяющими. Необходимо ребят учить работать и играть вместе со всеми. С этой целью возможны объединения детей для совместной деятельности на самых разных основаниях. Дружно работают дети, если их объединяет интересное задание. Всё это в значительной мере определяет успех коллективной работы, и, в свою очередь, способствует пробуждению товарищеских контактов.
Межличностные отношения, которые пронизывают ученический коллектив, оказывают сильнейшее воздействие на жизнь каждого школьника и на деятельность группы в целом. Положение в классе может быть различным: ученик считает себя принятым в группе, чувствует симпатию со стороны одноклассников и сам им симпатизирует. Такая психологическая ситуация переживается учащимися как чувство единства с группой, которое в свою очередь создает уверенность личности в себе. Неблагополучие во взаимоотношениях со сверстниками может служить источником тяжелых осложнений в развитии личности, состояние психологической изоляции отрицательно сказывается на формировании личности человека и на его деятельности. Такие ученики нередко оказываются втянутыми в плохие компании, они плохо учатся, в обращении чаще всего аффективны, грубы.
Важно также понять каким образом решается вопрос положения ученика в системе межличностных отношений. Дифференциация в группах младших школьников подвержена определенным закономерностям. Одной из них можно назвать связь статуса ученика в группе с его успеваемостью. В то же время не столько сама по себе успеваемость определяет статус ученика в классе, сколько те личностные качества, которые характеризуют его отношение к учебе: трудолюбие, добросовестность и т.д. Популярными в начальной школе, как правило, являются ученики с широким кругом интересов. Эту группу школьников отличает серьезное отношение к учебной деятельности. Учащиеся, занимающие неблагоприятное положение в структуре межличностных отношений, относятся либо к слабо успевающим, либо к неуспевающим и имеют низкий статус. Взаимосвязь статуса и успеваемости учащихся имеет свое психологическое основание. Успеваемость для школьников выступает показателем уровня интеллектуальных и волевых свойств личности. Хорошие отметки выступают как социальная оценка компетентности учеников в различных областях знаний, их ответственности, целеустремленности, общительности, а именно это высоко ценится в группах младших школьников.
Ученики с неблагоприятным положением в классе фиксированы главным образом на взаимоотношениях со сверстниками. В случае угрозы их и без того неблагополучному положению в группе они аффективно реагируют на ситуацию и даже готовы вовсе разорвать отношения со сверстниками. Значимость эмоциональных связей в группах сверстников столь велика, что их нарушения, сопровождающиеся стойкими состояниями тревоги, психологического дискомфорта и заниженной самооценки могут оказаться причиной неврозов. Неадекватная самооценка осложняет в будущем жизнь не только тех, кому она свойственна, но и окружающих, тех людей, которые, в разных ситуациях – производственных, бытовых и других - общаются с ними. Конфликтные ситуации, в которых оказывается человек, очень часто являются следствием его неправильной самооценки, сформированной в детстве.
Один из самых важных моментов при переходе школьника в среднее звено – формирование у него самооценки, самосознания, потребности осознать себя как личность. У ребёнка возникает интерес к себе, своей внутренней жизни, качествам собственной личности, потребность в самооценке, сопоставлении себя с другими людьми. Он начинает всматриваться в самого себя, стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. Потребность самосознания возникает из жизни, практической деятельности, определяется растущими требованиями взрослого коллектива. У ученика возникает потребность оценить свои возможности, для того чтобы найти свое место в коллективе.
При отсутствии целенаправленной работы по формированию межличностных отношений школьников (на уроке, во внеурочное время) эта проблема остается на протяжении всего время обучения – дети многие годы учатся рядом, а не вместе. Неумение общаться, уступать друг другу, договариваться, предлагать свою помощь другому, выстраивать положительные межличностные взаимодействия на уроке и перемене; неумение раскрывать свои положительные стороны – около 80% школьников испытывают эти трудности.
Проблема отчуждения ребенка от школы, перенос своих интересов за ее рамки возникает, когда учителя не заботятся о психолого-педагогической поддержке школьников, центральным звеном которой является характер коммуникативной деятельности учителя.
Итак, межличностные отношения играют одну из первостепенных ролей в эмоциональном самочувствии ребят в школе.
Трудности межличностных отношений в классе можно преодолеть следующими способами:
включать учащихся в совместную деятельность ( работа в парах, группе, коллективе),
использовать тренинговые задания на уроках и во внеклассной работе,
создавать условия при которых учащиеся смогли бы открыто и полностью выражать свои переживания, исключая агрессию, чувствовать всю сферу эмоциональных, когнитивных, сенсорных переживаний, не испытывая чувства опасения и угрозы со стороны педагога и одноклассников,
формировать у ребят уровень притязаний и самооценки,
приглашать школьного педагога-психолога для проведения углубленной диагностики коллектива с последующими рекомендациями для классного руководителя и родителей.
Таким образом, учитывая вышесказанное, следует подчеркнуть, что главное место в формировании системы межличностных и деловых отношений в начальной школе отводится учителю.