Статья на тему: «Особенности развития межличностных отношений детей младшего школьного возраста»

Тамбовское областное государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение
«Педагогический колледж г. Тамбова»



Алехина Алина Вячеславовна
студентка группы ПНК-21
«Особенности развития межличностных отношений детей младшего школьного возраста»
статья



Специальность: Научный руководитель:
44.02.02 Преподавание Золотова О.А.
в начальных классах










Тамбов
2017 год
Современное общество невозможно представить без взаимодействия людей друг с другом. Каждому члену общества необходимо общение. Человек устроен таким образом, что ему нужно делиться своими переживания с близкими людьми, обмениваться полученной информацией в процессе познания окружающей действительности, ощущать поддержку и опору.
Общение не может не влиять на человека. Общаясь с другими людьми, у нас возникают определенные чувства, которые вызывают у нас эмоции разного характера. Все эти процессы и явления можно объединить в общий термин «межличностные отношения». Межличностные отношения – это объективное взаимодействие людей в процессе деятельности, которое тесно связано с субъективными переживаниями каждого из участников отношений.
Самые первые межличностные отношения возникают в семье. Как говорил священник Павел Гумеров: «Как бы ни было в жизни тяжело, всегда важно помнить о том, что семью вы создавали для радости, счастья, любви, а не для того, чтобы выяснять, кто прав, кто виноват, кто кому что должен или как лучше деньги зарабатывать. Все это второстепенно. Главное – это любовь, ваши отношения. Нужно беречь их и оберегать друг друга от взаимных обид, упреков, неприязни. Ведь именно с ежедневных колкостей, недовольства, претензий начинаются крупные конфликты и ссоры». Если в семье гармония и взаимопонимание со всеми своими ближними, то вся жизнь членов этой семьи будет наполнена радостью и счастьем, в том числе и жизнь ребенка. Ведь он окружен заботой и поддержкой со стороны тех, кто действительно является неотъемлемой частью его жизни. Это очень важно для того, чтобы первые человеческие взаимоотношения ребенка не навредили становлению и развитию его личности, не нанесли опасную психологическую травму.
Ребенок растет и попадает в другую атмосферу взаимоотношений между людьми, в которой порой сложно адаптироваться на ранних этапах – это детский сад, а затем, школа. Нельзя недооценивать всю полноту ответственности, которая возлагается на учителей, особенно, младших классов. Как известно, фундамент личности ребенка закладывается очень рано. Поэтому очень важно, чтобы первый «наставник» на его жизненном пути был образованным, ответственным, делился ценными знаниями и навыками.
В образовательном процессе важно сначала воспитание, а уже потто обучение школьника. Существует проблема раннего развития способностей учащихся. С одной стороны, в раннем развитии нет ничего страшного, но, все же это может привести к отсутствию духовно-нравственной стороны ребенка, т.к. прежде начинают развивать способности ребёнка. Результаты могут быть разнообразными: эгоизм в ребенке, сопровождающийся нежеланием принимать какую-либо помочь, потому что он считает, что многому уже научился и справиться со всем самостоятельно; появляется желание и стремление добиться своих поставленных целей независимо от средств и т.д.
В своей работе учителя, в первую очередь, должны обращать внимание на цели именно духовно-нравственного воспитания школьника в его раннем возрасте. Советский российский педагог и психолог писал: «В душе и сердце ребенка должны быть поселены светлые образы, мысли и мечтания - чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию; ответственность за свои мысли; устремленность к благу; мужество и бесстрашие, чувство заботы и сострадания, мысли и восхищения, сознание жизни, смерти и бессмертия». Исходя из этого, нужно создавать условия для приобщения детей к святости, ценностям жизни (семья, забота о ближних и др.) и дальнейшей готовности следовать им и не забывать.
Помимо помощи в процессе социализации ребенка, учитель играет важную роль во взаимоотношениях первоклассников, что достигается путем организации учебного процесса. Такая деятельность приводит е формированию статусов и межличностных отношений в классе. Ко 2 и 3 классу личность учителя становится менее значимой, но зато цель взаимосвязи одноклассников, которая становится более тесной, будет достигнута.
Именно в младшем школьном возрасте появляется социально-психологический фактор, который характеризуется взаимной привязанностью и чувством симпатии. В этом возрасте наблюдается, чаще всего, групповая дружба. Дружба выполняет множество функций, главными из которых является развитие самосознания, чувства нужности и причастности в общественных отношениях.
В школе ребенок не только получает знания и практические умения, но и старается занять определенный статус в обществе, которым окружен. Задача учителя в воспитательной деятельности заключается в развитии межличностных отношений сверстников. В младшем школьном возрасте у детей существует собственная динамика межличностных отношений, которая меняется от чувства соперничества до личного взаимоотношения со сверстником.
Межличностные отношения играют большую роль в жизни ребенка. В процессе общения закладывается фундамент для развития психики ребенка, которая должна носить разумный характер для дальнейшего культурного поведения. Через активное общение они развиваются как личность, формируя в себе качества, присущие только им. Тем самым, они становятся индивидуумами, с собственным мировосприятием, которые они смогли сформировать самостоятельно, познавая окружающую их действительность.


15