Статья на тему Гуманизация межличностных отношений преподавателей и студентов

Гуманизация межличностных отношений
преподавателей и студентов

Салпагарова Лейла Асланбековна

Исторический анализ позволяет перейти к рассмотрению современных подходов к определению сущности процесса гуманизации. Как известно, единого определения гуманизацаии не существует и не может существовать в силу сложности и многоаспектности данного явления. Можно говорить лишь о том, что высказывания современных авторов о гуманизации общества в целом и педагогики в частности объединяет мысль о новых ценностных приоритетах, предполагающих, что на первый план выходят уже не коллективные общественные, а индивидуальные личностные ценности.
Востребовав нового человека, процесс демократизации общества – обусловил гуманизацию высшего образования. Одним из условий реализации гуманистически направленного образования выступают коммуникативные способности преподавателей, совершенствование которых осуществляется, прежде всего, в гуманистичеких межличностных отношениях преподавателей и студентов в процессе профессионально - педагогического образования.
В современной массовой практике профессиональной подготовки будущего педагога до настоящего времени не используется в полной мере потенциал образовательного процесса. Прежде всего - аспект формирования гуманистических межличностных отношений педагогов и студентов.
Гуманность преподавателей играет важную роль в становлении доверительных отношений со студентами.
Важнейшим элементом гуманизации признано изменение субъектно-объектных отношений учителя и уче6ника, отношений в педагогическом коллективе. Педагог и воспитанники становятся «субъектами развития своей творческой индивидуальности». Педагогический процесс – это прежде всего процесс общения. Касаясь коммуникативной сферы воспитания и образования, современные российские авторы говорят о гуманизирующем влиянии подлинной, органичной диалогизации педагогического процесса. Диалог предполагает равноправие преподавателя и студента в выражении своих внутренних смыслов, взаимодействие субъектов общения. Становление межличностных отношений и эффективность их влияния на развитие коммуникативных способностей студентов необходимое условие педагогической деятельности. Наиболее сложным моментом здесь является проблема управлением личностью студента. М. Н. Берулова саркастически пишет о сути традиционной педагогики, которая по-прежнему сильна и дееспособна в современной России: «Обучаемый предстает как некий инженерно-технологический механизм, которым можно управлять с помощью внешних воздействий, новых технологий, общих стандартов и нормативов [1] .
Гуманизация образования - это системный процесс, основанный на признании безусловной ценности каждого субъекта педагогического творчества, которое представляет собой свободный диалог равноправных субъектов. Гуманизация предполагает собой свободный выбор и комфортные условия самопознания, саморазвития и самовоплощения; создания соответствующих технологий, которые исключили бы подавление не реализованных позитивных начал личности, в том числе ее профессиональной направленности. Иными словами гуманизация образования – системный процесс взаимодействия свободных, равноправных и самоценных субъектов, требующий создания гуманистически направленных технологий.
Гуманность, обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты, которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуется в общении и деятельности в актах содействия, соучастия и помощи [2].
Высшее образование – целенаправленный процесс обучения и воспитания человека в интересах личности, общества, государства, результатом которого выступают усвоение индивидом систематизированных знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности, эмоционально - ценностного отношения к миру, достижение гражданином определенных государством образовательных уровней. Проблема же заключается в определении объема понятий «образование» и «воспитание». Педагогическая деятельность внесла новый акцент в определение этого понятия; оно далее трактуется как учебно–воспитательный процесс, осуществляемый в образовательных учреждениях с помощью специальных программ, методов, целей в рамках определенного содержания образования.
Преподавание же - это деятельность педагога в процессе обучения, которая включает; постановку перед учащимися познавательной задачи; сообщение новых знаний; организацию наблюдений, лабораторных и практических занятий; руководство работой школьников по усвоению, закреплению и применению знаний; проверку знаний, умений и навыков.
Гуманистическое образование – образование, основанное на принципах приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
Гуманистическая педагогика, учитывая наследие прошлого и ориентируя практику современного образования на свободное развитие человека, на стимуляцию его саморазвития, обратила внимание на проблему педагогических межличностных отношений.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил охарактеризовать гуманистические межличностные отношения как особый творческий тип общения совместной деятельности, предполагающий понимание, доверие, открытость, заинтересованность личностно-значимых собеседников и критерии определения уровня развития межличностных отношений. Это взаимонаправленность общения педагога и студента, проявляющаяся в создании единого семантического пространства, взаимоактивность, предполагающая спонтанное, свободное общение педагога и студента, возникающее по собственному побуждению каждого; взаимозначимость, демонстрирующая авторитет личности педагога и студента, признание их прав на принятие личности, при сохранении автономии собеседника; взаимоудовлетворённость, выражающаяся в дружеском расположении педагога и студента.
Опираясь на выделенные критерии, мы провели анкетирование на первых, третьих и пятых курсах ЕГФ и определили следующие уровни взаимоотношений педагогов и студентов: 1) гуманистический - 36%; 2) равнодушный- 48%; 3) негативный –16%
Гуманистический уровень характеризуется следующими особенностями:
1) проявлением инициативы и самостоятельности педагогов и студентов в общении;
2) уверенностью в своих возможностях;
3) доброжелательностью, тактичностью при взаимодействии;
4) гибким реагированием на ситуацию;
5) увлечённостью общением;
6) удовлетворённостью взаимоотношениями;
7) авансированием доверия друг другу;
8) свободным и открытым выражением мыслей и чувств; помогающей тактикой взаимодействия;
8) личностной значимостью отношений;
9) активным использованием диалога, юмора, игр в педагогическом взаимодействии.
Равнодушный, проявляется через формальные контакты педагогов и студентов и ему свойственны следующие черты:
чёткое планирование и редкое изменение тактики взаимодействия;
нечётко выраженная положительная направленность;
сухой, официальный тон общения;
эмоциональная отчуждённость;
удовлетворённость взаимодействием носит неустойчивый, ситуативный характер;
сдержанность в выражении чувств.
Негативный:
выражается в скрыто-отрицательном или явно негативном отношении между педагогом и студентом и распространяется на педагогическую работу или учёбу;
характер взаимодействия оценивающий (по принципу "плохой - хороший") и дисциплинирующий (сосредоточение внимания на плохих поступках, отрицательном поведении);
партнёры не доверяют друг другу, обвиняют в несправедливости, в непонимании, в не откровенности.



Выявив психолого-педагогические условия развития профессионально- педагогической культуры будущих учителей в вузе мы экспериментально подтвердили возможность интенсификации этого процесса. Данные исследования могут способствовать более глубокому анализу проблемы становления гуманистических межличностных отношений в системе подготовки будущего педагога.






ЛИТЕРАТУРА
Берулова, М.Н. Общедидактический подход к гуманизации образования. [Текст] / М.П. Берулова. - Педагогика. – 1994. С. 21-25.
Педагогический энциклопедический словарь. Москва научное издательство «Большая Российская энциклопедия» 2009. Главный редактор Б. М. Бим – Бад 3-е издание, стереотипное.
Верёвкина Т.А. Педагогические условия развития гуманистических межличностных отношений педагогов и студентов как фактора становления коммуникативных способностей будущих учителей// Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена: дисс. к.п.н.: 13.00.01.-Киев, 1999,197 с.
Шпакова В. А. Подготовка студентов к организации гуманной личностно - ориентированной спортивной среды: дисс. канд. пед. наук. Ростов н / Д, 1999.
Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни [Текст]. - М.: Изд-во Мысль. 1991.- 175с.
15