Модель урока по истории 5го класса. Тема: Египет — государство на берегах Нила.


Краснодарский край, муниципальное образование Кореновский район, г. Кореновск
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
(название образовательного учреждения)
Модель урока по истории 5го класса.
Тема: " Египет - государство на берегах Нила".
Работу выполнила:
учитель истории и обществознания
Мизина Людмила Васильевна.
Г.Кореновск
2015г
Технологическая карта урока
Предмет - история дата 23.10.14
Класс -5
Тема урока: Египет - государство на берегах Нила.
Цель урока: Создать условия (способствовать) пониманию учащимися причин возникновения древнеегипетской
цивилизации.
Задачи урока: -продолжить формирование универсальных учебных действий:
личностных УУД: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
предметных УУД: умения работать с картой, умения выбрать главное из текста учебника и исторических источников;
регулятивных УУД: умения целеполагания, планирования, рефлексии;
коммуникативных УУД: умения работать в группе, умения аргументировать свой ответ.
метапредметных УУД: овладение системой операций, обеспечивающих понимание текста, включая умение структурировать тексты, выделять главное и второстепенное, основную идею текста
воспитательные:-воспитывать уважение к культурному наследию древнейших цивилизаций.
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Необходимое оборудование:
Базовый учебник – А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История древнего мира. - М.; Просвещение, 2012.
303 с.: ил., карт.
- карта «Древний Восток»;
- дорожные карты (приложения 1,2,3) для работы в группах;
- Г.И. Годер Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. часть 1.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые УУД
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Цель: мотивировать (организовать самоопределение) учащихся к УД
Учитель показывает геометрическую фигуру - (пирамиду).
-Что вы видите перед собой?
Это пирамида.
Какие ассоциации у Вас вызывает эта фигура?
О пирамиде Вы будете говорить на уроках математики, биологии, географии. Но сейчас нас интересуют пирамиды в истории народов. Какое государство называют «страной пирамид?» Что Вам известно об этой стране? Может кто-то из Вас был в Египте?
Ответы учащихся: - Треугольник, пирамида, фигура…
- острая вершина пирамиды, пирамида из камней, игрушка - пирамида древняя пирамида…
- Египет
-Туда любят ездить туристы…; - Там очень жарко
Личностные УУД: мотивация изучения темы; регулятивные УУД: предположение темы урока, целеполагание;
Коммуникативные УУД: формирование умения публичного мини-выступления
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Цель: подготовить мышление учащихся к последующим шагам УД и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии Выскажите предположение о теме урока и определите Ваши личные цели.
Действительно, сегодня мы совершим путешествие во времени, познакомимся с историческим прошлым великого государства, наш урок называется «Египет - государство на берегах Нила»
-Давайте попробуем определить по какому плану мы можем изучить историю Египта в рамках нашего урока -«Древний Египет», «История Египта», «Путешествие по Египту»
Ответы учащихся с обоснованием своего мнения (постановка цели)
Личностные УУД: мотивация изучения темы;
Регулятивные УУД: формирование умения целеполагания, планирования,
Коммуникативные УУД: формирование умения аргументировать свой ответ
Изучение нового материала.
Цель: Создать условия (способствовать) пониманию учащимися причин возникновения древнеегипетской
цивилизации.
-Как Вы считаете, с какими трудностями мы можем столкнуться при рассмотрении материала.
-Для того, чтобы Вам было легче работать, предлагаю разделиться на три группы, каждая из которых будет работать над одним из пунктов плана
- Что нам поможет в преодолении этих затруднений?
Итак, 1 группа работает над вопросом - «Географическое положение Египта»
2 группа работает над вопросом - «Природно - климатические особенности Египта»
3 группа работает над вопросом - « Объединение государства»
(групповая работа) Варианты ответов учащихся:
недостаточность имеющихся знаний, новые понятия, отсутствие интереса
Распределение на группы.
Варианты ответов учащихся:
текст параграфа, дорожные карты для групп
Участники групп получают дорожные карты для организации своей работы.
1 группа - Приложение № 1
2 группа - Приложение № 2
3 группа - Приложение № 3
Работа в группах Личностные УУД: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Познавательные УУД: формирование умения работать с картой, умения выбрать главное из текста учебника и исторических источников;
Коммуникативные УУД: формирование умения работать в группе, умения аргументировать свой ответ.
Обобщение изученного в ходе групповой работы.
Цель: отчет о работе в группе. А теперь давайте попробуем всё что мы выяснили в ходе работы в группах соединить в единое целое весь рассматриваемый нами материал. Выступление групп. Аргументация и разъяснение информации самими учащимися. Личностные УУД: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Коммуникативные УУД: формирование умения работать в группе, умения аргументировать свой ответ.
Работа с понятием «цивилизация»
Цель: создать условия для понимания термина «цивилизация» -Объясните как вы понимаете данный термин?
-Где вы встречались с данным понятием?
ответы учащихся
(развитое общество, внеземная цивилизация) Коммуникативные УУД: формирование умения аргументировать свой ответ.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Цель: организовать усвоение детьми нового знания при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи. - А теперь попробуйте чётко, одним словом обосновать ответ на вопрос «Каким понятием можно назвать первое, возникшее на берегах Нила египетское государство?»
Слова-подсказки: объединение людей, ведение хозяйства, особенности На основе изученного материала обобщить выводы и вывести понятие «Цивилизация»
Цивилизация - это объединение людей, связанных общей культурой, языком, традицией управления. Личностные УУД: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Коммуникативные УУД: формирование умения работать в группе, умения аргументировать свой ответ.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель: организовать самопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном своего умения применять новое знание в типовых заданиях - А сейчас я предлагаю вам открыть свои рабочие тетради и выполнить по выбору задания № 22 или №23 Работа учащихся с использованием рабочей тетради. Стр. 19-20, Задания № 22 и № 23 (по выбору) Личностные УУД- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
Познавательные УУД - формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности общественных явлений, жизни людей.
Метапредметные УУД- овладение системой операций, обеспечивающих понимание текста, включая умение структурировать тексты, выделять главное и второстепенное, основную идею текста,
Включение в систему знаний повторение
Цель:
- выявить границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний.
-повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности - Для того, чтобы выяснить как вы усвоили материал урока, вам предлагается ответить на вопросы Блиц- турнира
А сейчас мы с вами составим цепочку Ваших ассоциаций по теме нашего урока. Итак…
Сегодня мы очень многое выяснили о своеобразии государства Египет.
-Как вы думаете, где и когда нам пригодятся 1.Какое государство описывает в своих воспоминаниях Диодор Сицилийский? ( Египет)
2.Где расположено государство Египет? (Северо - Восточная Африка)
3.Каким морем омывается северная часть страны? (Средиземное)
4.Какой рельеф имеет страна? (Песчаные каменистые пустыни, горы и возвышенности)
5. Что такое дельта реки? (Место, где река делится на рукава)
Ответы учащихся с обоснованием своего мнения.
Подвести учащихся к осознанию целостности мира, необходимости изучения истории и особенностей развития государств, для дальнейшего построения взаимодействия и взаимоотношений между народами Личностные УУД- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
Познавательные УУД - формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности общественных явлений, жизни людей.
Рефлексия УД на урок
Цель: организация рефлексии и самооценки учениками своей УД на уроке Домашнее задание.
1 уровень: Параграф 6, вопросы 1-4
2 уровень: Задание в рабочей тетради № 25.
3 уровень: составить синквейн по теме.
Что означают слова из хвалебной песни Нилу: "Все живут благодаря ему"?
Приём «ЗУХ» (знал, узнал, хочу узнать).
С каким настроением вы уходите сегодня с урока, почему? -заполняют таблицу, устно поясняют.
-отвечают на вопрос. Регулятивные УУД: формирование умения рефлексии;
Личностные УУД: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Коммуникативные УУД: формирование умения аргументировать свой ответ.
Приложение 1:
1 группа работает над вопросом - «Географическое положение Египта»
-работа с учебником :параграф -6, с.34-35;
-работа по карте :с.33.
Ответьте на вопросы:
-Найдите 1-й нильский порог. -Найдите дельту Нила. -Найдите древнюю столицу единого государства в Египте. -Найдите полуостров, богатый залежами медной руды. Определите его название. -Найдите полуостров, богатый залежами медной руды. Определите его название.
Приложение 2:
2 группа работает над вопросом - «Природно - климатические особенности Египта»
-работа с учебником :параграф -6, с.35-36;
Ответьте на вопросы:
-Расскажите о разливах Нила. -Чему способствовали такие разливы? -Каковы природные особенности Нильской долины? Приложение 3:
3 группа работает над вопросом - « Объединение государства»
-работа с учебником :параграф -6, с.36-37;
Ответьте на вопросы:
-Какие государства существовали до объединения Египта? -Сколько существовало государств до объединения Древнего Египта? Определи их местоположение на карте, с. 33.. -Как образовалось единое государство в Египте? И когда это произошло?