Статья Ролевые игры как средство повышения познавательной активности учащихся на занятиях по правовым дисциплинам


Дюсенова Зульфия Амангалиевна
преподаватель юридических дисциплин
Прикаспийский современный колледж, г. Атырау

Ролевые игры как средство повышения познавательной активности учащихся на занятиях по правовым дисциплинам

Каждый преподаватель огорчается, видя на своих уроках скучающие лица, когда же ученики работают увлеченно, азартно, то и учитель испытывает удовлетворение. Умение увлечь учащихся работой, и есть педогогическое мастерство, в которому мы все стремимся.
В процессе педагогической деятельности передо мною встали вопросы:
Как учить детей без принуждения?
Как помочь им раскрыть свои возможности?
Как сделать предмет интересным для всех?
Как дать стимул к творчеству?
Чему я хочу научить своих учеников?
Изучая методическую литературу, я остановилась на мысли, что изжить скуку на уроке помогают игровые ситуации.
Правильно подобранные и хорошо организованные игры способствуют всестороннему, гармоничному развитию учащихся, помогают выработать необходимые в жизни и в учебе полезные навыки и качества. Так появилась и сформировалось моя методическая тема: «Ролевые игры как средство повышения познавательной активности учащихся на занятиях правовых дисцмплин»
Виды игр очень разнообразны. Некоторые игры предназначены для развития умственных способностей учащихся, другие совершенствуют и тренируют память и мышление, помогают лучшему усвоению и закреплению приобретенных знаний, пробуждению живого интереса к предмету.
Ролевая игра является разновидностью театрального представления, в котором каждый придерживается заданных заранее действий и внутренней логики происходящего в игре. Внешний же поведенческий сценарий здесь не столь важен, поскольку событийный ряд игры определяется главным образом поступками игроков. То, что происходит в течение игры, является формированием какой-либо ситуации участниками игры. Здесь нет никаких правил – что и как делать, поэтому учасник играет в соответствии со своими представлениями о том, как должен действовать его герой.
Ядром игры являются обрисованные мастером игры сюжет и мир. Мастер, подобно художнику, создающему картину, предлагает тот или иной мир для игры, и именно мир обусловливает все, что в ней будет происходить, и как будет протекать сам прцесс игры. Выдвинутый мастером мир может быть абсолютной выдумкой или может быть позаимствованным у писателей, режиссеров и т.д.
В ролевой игре задачи, поставленные перед её участниками, зависят от многих факторов, и не всегда задачей является достижение цели. В игре может отсутствовать цель как таковая, однако при этом упор будет делаться на развитие персонажа, качество исполнения отыгрыша или изучение мира.
Мною используются следующие игры:
Деловая игра «Конфликтная ситуация». Целью игры является попытка разрешения конфликтной ситуации, определение путей и способов решения конфликта. Студенты используют знания, полученные в результате изучение дисциплин «Управление персоналом», «Система государственного управления».
Деловая игра «А что у Вас?». Цель игры – закрепление умений работы в группе, группового обсуждения проблемы. Студенты должны проанализировать предложенную информацию и построить на ее основе систему регионального и местного управления. Игровая ситуация охватывает дисциплину «Система государственного управления».
Деловая игра «Местный референдум» Участниками игры предлагается разработать проект проведения местного референдума на заданную тему.
Деловая игра «Концепция развития региона». Участникам игры необходимо подготовить концепцию развития определенного региона на основе краткой аналитической справки.
Деловая игра «Убедить подчиненных». Цель игры – систематизировать знания, полученные в результате изучения дисциплины «Управленческая психология». Студенты должны продемонстрировать навыки делового общения.
Деловая игра «Какой стиль лучше?». Студенты должны научиться определять оптимальный стиль управления в конкретных управленческих ситуациях.
Ярмарка кадров. В совремменном мире каждому человеку необходимо умение вести переговоры с работодателем. Неумение состовлять резюме и неспособность демонстрировать собственные достоинства может лишить работы любого высококлассного специалиста. Целью данной игровой ситуации является приобретение этих навыков.
Мною проводятся ролевые игры по уголовному праву, трудовому праву. Интересным видом ролевой игры является судебный процесс. Приведем примеры по теме «Транспортные преступления». Рассматривая и изучая ст. 345 УК РК «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатация транспортных средств лицами, управляющими транспортными средствами» был разработан и инсценирован судебный процесс. Цель данной ролевой игры – выявить сложные моменты в вынесении приговора с учетом ужесточающих или смягчающих фактов, уточнить роль и дествия каждого участника процесса. После проведения игры шло детальное обсуждение и рецензирование действий и поступков участников. Урок-игра позволил, хотя бы временно, почувствовать и понять действия того или тного участника процесса. Аналогично строились уроки по следующим темам: «Разрешение трудовых конфликтов и споров между работодателем и работником», «Убийство с отягчащающими обстоятельствами.», внеклассное мероприятие по теме «Среди них, против них правонарушение. Закон и несовершеннолетние» (встреча с работниками прокуратуры)






























15