Статья преподавателя истории и обществознания на тему Патриотическое воспитание учащихся в современной системе образования


А.Ф. Артамонова,
г. Челябинск
Патриотическое воспитание учащихся
в современной системе образования
В России патриотическое воспитание всегда входило в область важнейших государственных интересов. Важностью патриотического воспитания для нынешней России объясняется издание постановления Правительства РФ от 05.10.10 № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»». Основная цель программы заключается в совершенствовании системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан РФ высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей. [2]
Патриотическое воспитание считается приоритетным направлением программы, при этом акцент делается на осуществление в образовательных учреждениях совместной воспитательной работы школы, семьи, других учреждений и общественных организаций. «Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество – всё равно в чём: в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпимости, в смелости», - писал А. С. Макаренко. [1, с.64]
В настоящее время сложились основные направления работы:
приобщение к боевым и трудовым традициям народа;
разъяснение истоков героизма и самоотверженности нашего народа;
воспитание у учащихся гордости за подвиги разных поколений защитников Отечества и стремления подражать им;
формирование ряда социально-психологических, волевых и интеллектуальных качеств, позволяющих безупречно нести службу на благо Отечества, в том числе и сложную воинскую службу в мирное время, успешно выполнять боевые задачи в условиях войны (трудолюбие, дисциплинированность);
формирование у учащихся основ военных знаний, военно-профессиональных и военно-технических умений и навыков, которые необходимы для успешного овладения оружием и современной боевой техникой в короткие сроки после призыва в вооружённые силы.
Однако нельзя не упомянуть и множество проблем, возникших, во многом из-за резкой смены официальной идеологии государства, и, соответственно, поменявшихся взглядов на концепцию патриотического воспитания в нашей стране.
Во-первых, демилитаризация образовательных учреждений, которая идет несколько успешнее демократизации, убрала из учебных планов курс начальной военной подготовки.
Во-вторых, наблюдается неоправданное пренебрежение многими российскими образовательными учреждениями краеведческой работой – как урочной, так и внеурочной.
В-третьих, за последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. В молодежной среде очень часто проявляются негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многонациональный характер нашего государства вместе со сложной этнической ситуацией во многих регионах является дополнительным катализатором националистических настроений, вызванных неумелой патриотической агитацией.
Чтобы не катализировать эту опасную ситуацию, необходимо наряду с развитием патриотических чувств, прививать учащимся толерантность по отношению к другим национальностям, народностям; воспитывать уважение по отношению к незнакомым культурам.
На базе ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум имени А.В. Яковлева» проводился эксперимент с целью определения состояния патриотического воспитания.  В исследовании были применены следующие методы диагностики: беседа (с учащимися, родителями, педагогами), метод наблюдения, анкетирование, ранжирование.
Результаты опроса показали, что такие понятия, как «патриотизм», «коллективизм», «Родина», «отечество» недостаточно сформированы у учащихся. По результатам исследования больше половины респондентов не имеют четкого представления о том, в чем проявляется любовь к Отечеству, к своей малой Родине. Понятия патриотизма, коллективизма, Родины и отечества недостаточно осознаются учащимися. Многие из них отмечали, что они не испытывают чувства гордости за образовательное учреждение, в котором учатся. Осознание собственного «Я» у учащихся преобладает над понятием «мы», им важнее ближайшее окружение (дом, семья), менее значимы интересы отечества.
Данные опроса показали, что многие учащиеся сомневаются в наличии патриотических чувств у современной молодежи. Так, на вопрос: «Как Вы думаете, какую часть молодежи можно назвать патриотами?» − 27,5 % респондентов выбрали вариант «меньшинство»; 8,9 % – «никого». Третья часть опрошенных (33,4 %) остановилась на ответе «половина», и только 4,1 % считают патриотами всех россиян, 26,1 % − считают патриотами большинство.
На вопрос: «Считаете ли Вы себя патриотом?» − 36,9 % опрошенных учащихся ответили положительно, 29,6 % респондентов не считают себя патриотами, 33,5 % не смогли ответить на вопрос. Согласно полученным в ходе опроса данным выявлено, что 37,8 % учащихся испытывают гордость за свою страну; 25,4 % − за место, в котором родились; 26,3 % − за принадлежность к гражданству Российской Федерации; не испытывают чувство гордости ни за что из перечисленного выше – 5,0 %; затруднились ответить − 18,2 %.
Главным предметом гордости учащиеся считают такие факты, как победу в Великой Отечественной войне – 67,2 %; победы российских спортсменов − 20,5 %; природу России − 25,8 %; историю страны − 27,5 %; культурное наследие − 25,3 %; полет Ю.А. Гагарина в космос − 19,4 %; полезные ископаемые страны − 11,8 %; принадлежность к своей национальности − 24,0 %; отечественную науку, технику, производство − 10,1 %.
Анализ данных анкетирования показал, что чаще всего те обучающиеся, которые «жалеют, что родились в своей стране», называют гораздо меньше поводов гордиться своей страной, чем остальные опрошенные. Несмотря на это, большинство респондентов считают, что патриотическое воспитание необходимо − 62,3 %; отрицают эту необходимость всего 12,5 % и 25,2 % опрошенных затруднились ответить на данный вопрос.
В связи с этим на учебных занятиях, при формировании патриотической воспитанности у учащихся техникума используются различные формы и методы работы: наблюдение, анкетирование и интервьюирование, вопросы и задания, самостоятельная работа учащихся, организация и проведение инсценировок и экскурсий, решение проблемных ситуаций, использование компьютерных технологий. Предварительно проводятся беседы с учащимися, в которых раскрывается содержание планируемой работы. Задания для самостоятельной работы включают в себя работу с дополнительной литературой.
Работа над проблемой патриотического воспитания в техникуме ведется третий год. В течение февраля 2014 г. был проведен анализ деятельности, позволяющий выявить эффективность патриотического воспитания учащихся. Для этого было проведено анкетирование учащихся I и II курсов.
Испытуемым предлагался перечень личностных качеств патриота (патриотических ценностей). Было установлено, что не всегда совпадают ранжиры ценностей и человеческих качеств.
Результат проведенных исследований показал, что 31% испытуемых отдают предпочтение морально-нравственным ценностям, 27% на второе место выдвинули ценность – Родина, на третьей позиции 25% оказались материальные ценности и последнюю позицию определили семейные ценности - 17%. Анализ отношений учащихся к патриотическим ценностям показывает разброс мнений и представлений об их значимости.
Учитывая результаты, можно отметить повышение интереса учащихся к исследовательским видам деятельности, требующим самостоятельного и глубокого изучения истории страны, родного края, своей семьи. Растет число детей, которые стремятся принимать участие в различных мероприятиях, требующих личностного самовыражения, проявления способностей, умений и знаний. Повысилась активность детей в различных делах техникумской жизни. Наблюдения показали, что среди учащихся, проявляющих интерес к истории, к творчеству, к стремлению достичь успеха в учении собственными усилиями и волей появились такие, которые сначала не проявляли данные качества. Можно отметить уменьшение количества негативных проявлений в поведении учащихся.
На основании проведенного исследования нами сформулированы рекомендации практического характера по организации и совершенствованию системы патриотического воспитания учащейся молодежи:
необходимо более эффективно использовать процессы взаимодействия традиций, культур, преемственности в формировании патриотического сознания, любви к Родине, национальной гордости;
активно внедрять в содержание истории элементы патриотической идеи и проблемы патриотической направленности;
сохраняя накопленный опыт, продолжить обновление основных компонентов патриотического воспитания на основе современных социально-педагогических принципов.Библиографический список
Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания // Соч. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951. – Т.5. – С. 109-225.
Постановление Правительства РФ от 07.10.13 № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». // «Собрание законодательства РФ», 11.10.2010, № 41 (2 ч.), ст. 5250.
Психологический словарь // Под ред. Ф.Н. Добрынина, С.Е. Советова. – Магадан, 1965. – 291 с.