Статья Роль преподавателя физической культуры в формировании ЗОЖ обучающихся в образовательной организации


Роль преподавателя физической культуры в формировании ЗОЖ обучающихся в образовательной организации
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной, проблема же здоровья детей сегодня актуальна как никогда. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач, для этого учитель должен работать так, чтобы обучение не наносило ущерба здоровью школьников и способствовало его формированию.
Не смотря на то, что в последнее время становится популярным увлечение фитнесом и спортом, здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе Органы здравоохранения и государственные структуры активно пропагандируют здоровый образ жизни, однако результатов пока достигнуто мало. Дело в том, что для формирования ЗОЖ необходима личная мотивация каждого индивида, а также возможность его реализации как в материальном плане, так и в плане социальной оценки.
Государство проводит целый ряд мер в этом направлении, но необходимо отметить, что важную роль имеет подключение к процессу формирования здорового образа жизни не только медицины и средств массовой информации, но и образовательных учреждений. Ведущая роль в этом процессе должна отводится, преподавателю физической культуры.
Жизнь детей тесно связана со школой, поэтому именно учитель может сделать для здоровья школьников очень многое. Главная задача учителя - сформировать у ребёнка культуру здорового образа жизни, отношение к своему здоровью как к ценности, научить навыкам управления своим здоровьем, необходимости ведения здорового образа жизни, навыкам оказания первой медицинской помощи и безопасного поведения в различных жизненных ситуациях, культуре межличностных отношений. Если мы научим учащихся с раннего возраста беречь и укреплять своё здоровье и будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будут более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Возникает вопрос, а может ли педагог быть примером для своих воспитанников в вопросах здорового образа жизни и здоровьесбережения вообще? Может, но при условии что педагог, обладает важными профессиональными качествами, позволяющими генерировать плодотворные педагогические идеи и обеспечивающими положительные педагогические результаты. Среди этих качеств можно выделить высокий уровень профессионально-этической, коммуникативной, рефлексивной культуры; способность к формированию и развитию личностных креативных качеств; знания формирования и функционирования психических процессов, состояний и свойств личности, процессов обучения и воспитания, познания других людей и самопознания, творческого совершенствования человека; основ здоровья, здорового образа жизни (ЗОЖ); владение знаниями основ проектирования и моделирования здоровьесберегающих технологий в учебных программах и мероприятиях; умение прогнозировать результаты собственной деятельности, а также способность к выработке индивидуального стиля педагогической деятельности. 
При этом педагог должен знать и уметь: 
·анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления;
·владеть основами здорового образа жизни;
знать физиологические и психологические особенности школьников;
знать методики преподавания физической культуры;
знать основные средства, методы и приемы здоровьесберегающих методик;
·устанавливать контакт с коллективом учащихся;
·наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение;
прогнозировать развитие своих учащихся;
·моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления;
·личным примером учить обучающихся заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей.
Все эти умения, тесно связанные между собой, оказывают влияние на эффективность использования учителем средств, методов и приемов здоровьесберегающих методик в учебно-воспитательном процессе на уроках физической культуры. Необходимо отметить, что чем ниже уровень грамотности педагога в вопросах сохранения и укрепления здоровья, тем менее эффективно педагогическое воздействие на обучающихся.
Можно перечислить целый ряд мероприятий, которые необходимо проводить в образовательных организациях по формированию здорового образа жизни обучающихся:
1. Родительские собрания, которые поднимают серьезно вопросы физической культуры и спорта и обсуждают проблемы физического развития детей и их здоровья.
2. Проведение круглых столов в образовательной организации на темы: «Формирование ЗОЖ у обучающихся», «Здоровьеcбережение в образовательной организации»
3. Открытые тренировочные занятия по избранному виду спорта
4. Чествование учащихся добившихся высоких результатов и их родителей, воспитанников школы с активной жизненной позицией, спортивных семей.
5. Знакомство обучающихся с историей развития спорта, с эволюцией развития спорта и здоровья (теоретический раздел входит в образовательную программу, реализуемую педагогическими организациями).
6. Проведение спортивных праздников.
7. Проведение соревнований и привлечение родителей на эти соревнования.
8. Спортивно-оздоровительные лагеря в каникулярное время.
9. Конкурсы «Быстрее, выше, сильнее», эстафеты, «зарницы».
10. Ежегодное прохождение медицинского осмотра обучающимися.
11. Встречи с известными и знаменитыми спортсменами города, области, страны.
12. Проведение зарядки с чемпионом.
13. Чтение лекций медицинскими специалистами по ЗОЖ.
14. Проведение спортивных турниров между образовательными организациями.
Формирование ЗОЖ — это шанс, взрослых, педагогов решить проблему сохранения здоровья детей, сформировать у них положительные психологические эмоции относительно спорта и физической культуры, привить им стремление к двигательной активности и ритмичному образу жизни. И в наше время как никогда актуальным являются слова великого просветителя Жан – Жака Руссо «Прежде чем сделать ребенка умным, сделай его здоровым и крепким».