Помощь педагога-психолога в предпрофильной подготовке обучающимся и дальнейшего выбора профильного самоопределения (Методическая разработка)


Помощь педагога-психолога в
предпрофильной подготовке
обучающимся и дальнейшего выбора
профильного самоопределения
(Методическая разработка)
Составитель:
Паштакова Елена Владимировна
Педагог-психолог МБОУ ООШ № 21 города Белово
Белово 2014
Автор-составитель: Паштакова Елена Владимировна, педагог-психолог, муниципального общеобразовательного учреждения « Основная общеобразовательная школа № 21 города Белово »
Работа рекомендована психологам, классным руководителям 8-9-х кл. для использования в групповом и индивидуальном консультировании обучающимися, родителями в вопросах выбора дальнейшего профиля обучения.
Содержание
Введение3
Таблица основных профилей обучения5
Список
литературы12
В связи с принятием Концепции модернизации российского образования ,важным моментом при переходе школы на профильное обучение является предпрофильная подготовка. Необходима целенаправленная, опережающая работа по усвоению учеником самого механизма принятия решения, освоения «поля возможностей и ответственностей». Уже в 8-9 классе обучающимся и их родителям предлагается задуматься над тем, в какой профессии ребёнок сможет проявить свои таланты наиболее полно, и выяснить, что же предлагают профильные школы, учреждения дополнительного, начального, среднеспециального и высшего образования. Таким образом, основной задачей предпрофильной подготовки является создание условий для максимально возможного ознакомления школьников с возможностями, которые перед ними открываются, подготовка к выбору профиля обучения, прогнозирование будущей профессиональной деятельности.
Основная задача психологического сопровождения обучающихся 8-9-х классов- формирование первоначальных представлений обучающихся о самом себе; личностных качествах, постепенное погружение в профессиональный мир.
Для оказания предпрофильной поддержки обучающихся был создан план работы по предпрофильному обучению, который включает в себя работу с обучающимися ( проведение тестов, анкет на определение профильной направленности, знакомство со справочником « Профессии и специальности Кемеровской области »), работа с родителями( анкетирование, индивидуальное консультирование), работа с педагогическим коллективом (индивидуальное консультирование).
Для оказания психологической помощи и поддержки, обучающихся 8-х классов были созданы программы элективных курсов « Как выбрать профиль », « Твоя профессиональная карьера», которые призваны сформировать готовность обучающихся к выбору профиля;
Задачи, решаемые в ходе спецкурсов:
-актуализировать процесс профессионального самоопределения обучающихся за счёт специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе;
-развивать у обучающихся способности к профессиональной адаптации в современных социально- экономических условиях.
В условиях основной школы предполагается знакомство
обучающихся с различными профилями обучения. Для оказания помощи в выборе профиля была создана методическая разработка « помощь педагога-психолога в предпрофильной подготовке обучающимся и дальнейшего выбора профильного самоопределения», которая призвана помочь обучающимся в выборе профиля дальнейшего обучения или продолжения обучения в учреждениях среднего профессионального образования. Методическая разработка представляет собой таблицу, в которой представлен широкий обзор профилей. Также в ней отражены основные предметы, на которые надо делать упор при изучении данного профиля, профессионально важные качества, которыми должны обладать обучающиеся, и какую профессию они могут получить после прохождения данного профиля обучения. Данная методическая разработка может использоваться как в индивидуальном, так и в групповом консультировании с обучающимися, в работе с педагогами, родителями. Так как в данной методической разработке отражены не все профессии прилагается « словарь профессий », в котором предлагается более широкий спектр профессий, большинство которых востребованы на рынке труда Кемеровской области. В словаре даны объяснения профессий, профессионально важные качества, медицинские противопоказания.
Результатами данной работы должен стать: осознанный выбор обучающимися дальнейшего места учёбы и будущей профессии.
Профиль Профильные предметы ПВК Варианты профессий
Агротехнологический Биология Основы агрономии Основы животноводства Сельскохозяйственная техника Ответственность Выносливость Хорошая память Внимание Лаборант-эколог Рабочий зелёного хозяйства Мастер сельскохозяйственного производства-фермер Агроном
Инженерно-технологический
Физика Технология Электротехника Радиоэлектроника Математические способности Аналитическое мышление Любознательность Ответственность Интуиция Инженер Физик Инженер-физик Техник
Физико –математический
Математика Информатика Физика Математические способности Терпеливость Логическое мышление Память на числа и символы Предприимчивость, деловая хватка Инженер Физик Математик Программист Экономист Техник
Уверенность в себе
Филолого- Русский язык Хорошее внимание Филолог
лингвистический Литература Развитое словесно- Преподаватель русского
Ин.яз. логическое мышление яз. И литературы, ин.яз
Второй ин.яз. Хорошее внимание, Лингвист
память Переводчик
Выдержанность Журналист-автор
Умение работать в Редактор
команде Корректор
Уверенность в себе Специалист по связям с
Способность влиять на общественностью
окружающих Экскурсовод-
Развитые вербальные переводчик
способности Энергичность Грамотность Литературные способности Умение быстро ориентироваться в событиях, принимать адекватное решение Биолого-географический Математика География Биология Хорошее здоровье Способность работать в условиях ненормированного дня Наблюдательность, внимательность Оперативность, выносливость Упорство, усидчивость Географ Эколог геолог
Медико-биологический Биология Математика Химия Развитая словесно-логическая память Быстрота реакции Психоэмоциональная стабильность Терпеливость и выдержанность Оптимистичность Высокий уровень развития зрительного восприятия цвета Наблюдательность Биолог Врач Лаборант Мед.сестра
Склонность к лабораторной работе Информационно-технологический Информатика и ИКТ Математика Физика Логическое мышление Гибкость и динамичность мышления Высокий уровень развития технических способностей Математические способности Развитое воображение Склонность к интеллектуальным видам деятельности Терпеливость Информатик-экономист Информатик-аналитик Программист Референт-аналитик информационных ресурсов
Социально-экономический Математика Обществознание Экономика Право Организаторские способности Коммуникативные способности Способность руководить Бухгалтер Кассир Менеджер Маркетолог Продавец
Уверенность в себе, в Специалист банковского
принимаемых решениях дела
Умение прогнозировать, Экономист
предвидеть ситуацию Юрист
Зрительная, кратковременная и долговременная память Общительность Способность убеждения Хорошие познания в разных областях наук Способность убеждения Умение вести переговоры Деловая хватка Честность и порядочность Физико-химический Математика Математические Физик
Физика способности Химик-технолог
Химия Терпеливость Инженер-технолог
Логическое мышление Горный техник-
Память на числа и электромеханик
символы Аппаратчик-оператор
Предприимчивость, Техник-технолог
деловая хватка Уверенность в себе Хорошее обоняние Упорство Художественно- Предметы искусства Воображение Артист
эстетический ИЗО Образное и словесно- Музыкант
МХК логическое мышление Дирижёр
Музыка Творческие способности Художник
Эмоциональная память Музеевед
Художественные Дизайнер
способности Хорошее зрение Развитое внимание к деталям Оригинальность и находчивость Чувство гармонии и вкуса Оборонно-спортивный Физк.-ра Высокий уровень Военный
ОБЖ развития воли Офицер
Быстрота реакции Командир
Умение быстро Военный лётчик
переключать внимание Офицер морского флота
на другой объект Тренер
Патриотизм Спортсмен
Эмоциональная устойчивость Хорошая интуиция, ■
умение разбираться в людях Физическая выносливость Упорство Хорошая координация движений Стремление преодолевать неудачи Список литературы
Н.Р. Огнева, Д.И. Спичева Как выбрать профиль. Томск-2005
Г. Резапкина Словарь профессий
Е.С. Романова 99 популярных профессий ООО « Питер Пресс»,2008