«Вместе веселее» (игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков)

«Вместе веселее»

(игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков)

Самым благоприятным периодом развития коммуникативных качеств является дошкольное детство. В это время через общение с окружающими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками происходит усвоение норм поведения и различных форм общения.
Ребенок начинает осознавать, что он – индивидуальность, осваивает социальные формы выражения чувств. Каждый нуждается в общении и взаимодействии с другими детьми. Без детского сообщества не может быть полноценного социального развития: овладения способа общения со сверстниками, познания самого себя через знакомство с возможностями и особенностями других детей, формирования оценки и самооценки.
В настоящее время дошкольники с речевыми нарушениями составляют самую многочисленную группу детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с тяжелыми нарушениями речи из групп компенсирующей направленности раннее посещали другие группы или дошкольные учреждения. Поэтому актуален вопрос их адаптации и сплочения в новом коллективе, налаживания контакта со сверстниками и взрослыми.
Мы поставили перед собой цель – помочь ребенку самому, без долгих бесед на этические темы и заучивания правил хорошего поведения, расстаться с привычками, мешающими ему и другим, осознать свои поведенческие проблемы и изменить восприятие себя.
Предложенные игры и упражнения-ритуалы способствуют:
- сплочению детского коллектива;
- формированию уверенности в себе и развитию самостоятельности;
- формированию контроля за собственными чувствами;
- формированию правильного социального поведения.
«Минутки дружбы» или «эмоциональные минутки» помогают детям лучше чувствовать себя в детском коллективе. Они могут быть и ритуалом начала занятия или минутками вхождения в день, а также включаться как элемент начала любой совместной деятельности.
«Солнечные лучики»
Цель: Развитие групповой сплоченности.
Можно использовать нарисованное солнце.
Ведущий и дети протягивают вперед руки и соединяют их вместе, как лучи (на круге солнца). Ведущий предлагает детям почувствовать себя теплым солнечным лучиком, поделиться теплом с друзьями.
«Первый лучик, нежный лучик, заглянул он к нам в оконце.
И принес в своих ладошках теплоту, частицу солнца»
«Дружные ладошки»
Цель: Развитие групповой сплоченности.
Дети стоят в кругу, и ведущий предлагает им поздороваться друг с другом с помощью ладошек, демонстрируя детям, как можно это сделать.
Варианты:
Можно сделать комплименты другу, например:
1)«Как ты красива в этом платье!», «Ты мне очень нравишься!», «Мне нравится твоя добрая улыбка!», «Какие у тебя красивые глаза!» и т.д.
2)Прочитать стихи, стоя в кругу и взявшись за руки:
«Мы ладошку к ладошке приложили
И всем дружбу свою предложили.
Будем вместе мы дружно играть,
Чтобы добрыми, умными стать! (поднять руки вверх)
Мы друг друга обижаем? – Нет, нет, нет.
Мы друг друга уважаем? – Да, да, да!»

«Приветствие»
Цель: Почувствовать, что ребенок принимается другими детьми.
Помочь детям увидеть свои положительные стороны, почувствовать, что
они принимаемы другими детьми.
Это веселое упражнение дети выполняют стоя в кругу и по команде здороваются друг с другом разными частями тела: правая рука с правой рукой, нос с носом, пятка с пяткой, бедро с бедром, спина со спиной, ухо с ухом, левая рука с правой рукой, правая нога с левой ногой, лоб со лбом, затылок с затылком, живот с животом, живот со спиной и т.д.

«Клубочек ласковых имен»
Цель: Формирование желания сказать приятное товарищу.
(Используется клубочек ниток яркого цвета с наклеенными глазками и ртом)
Ведущий показывает детям клубок, который поможет им найти ласковое имя для своего соседа. Дети передают клубок по кругу и называют друг друга ласковыми именами.
«Клубочек другу передаю
И ласково его я назову»

«Круг друзей»
Цель: Сплочение группы, создание положительного эмоционального настроя группы.
Дети стоят в кругу, взявшись за руки, и говорят:
«Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся»
Улыбаясь и сцепив руки, поднимают их вверх и говорят: «Один за всех и все за одного»

«Добрый день»
Цель: Сплочение группы.
«В этот день чудесный, добрый день (дети идут по кругу, взявшись за руки)
Дружно здороваться нам не лень. (хлопают в ладоши)
Руки протягивай, не зевай, (вытянуть ладони вперед)
Друга себе выбирай!» (кружатся в паре подскоками)

«Чуткие руки»
Цель: Сплочение группы, создание положительного эмоционального настроя группы.
Дети стоят в кругу, ведущий читает стихи:
«Что за чудо-чудеса: раз рука и два рука!
Вот ладошка левая, вот ладошка правая!
И скажу вам не тая; руки всем нужны, друзья!»

- А сейчас поиграем в игру «Да-да-да»; «Нет-нет-нет».
Я задаю вопросы, а вы все отвечаете
«Сильные руки бросятся в драку? Нет-нет-нет!
Добрые руки погладят собаку? Да-да-да!
Умные руки умеют играть? Да-да-да!
Добрые руки будут обижать? Нет-нет-нет!
Ласковые руки умеют лечить? Да-да-да!
Сильные руки будут дразнить? Нет-нет-нет!
Чуткие руки умеют дружить? Да-да-да!
Будем крепко мы дружить? Да-да-да!
Крепко за руки держи
И все снова повтори:
Будем крепко мы дружить? Да-да-да!»

Окончание занятия или любого вида деятельности не означает окончания общения, поэтому эти игровые упражнения-ритуалы с одной стороны завершают занятия, а с другой стороны показывают, что дети готовы к дальнейшему конструктивному общению.
«Чудесный день»
Цель: Закрепление позитивного эффекта занятия.
Воспитатель предлагает вспомнить песенку Мышонка из мультфильма:
«Какой чудесный день, трудиться мне не лень,
Со мной мои друзья и песенка моя»
Взявшись за руки и подняв их вверх, снова пропеть слова:
«Со мной мои друзья и песенка моя»
«Колокол»
Цель: Закрепление позитивного эффекта занятия.
Дети становятся в круг, берутся за руки, поднимают их вверх, а затем резко опускают, произнося при этом: «Бум».
«Костер»
Цель: Закрепление чувства сплоченности, единства.
(зажечь свечу)
Воспитатель говорит: «Посмотрите на огонь. Ведь это огонь наших сердец и улыбок, а он никогда не погаснет, если мы возьмем его с собой. Протяните руку к огню и положите частичку его тепла в сердце»
«Хорошо, когда все вместе,
Вместе дышится легко.
Все заботы и печали
Улетают далеко»

«Узел дружбы»
Цель: Закрепление чувства сплоченности.
Дети встают в круг. Ведущий предлагает «завязать» узел дружбы: протягивает ладонь, а дети кладут на нее свои ладошки сверху. Ведущий накрывает их своей второй ладонью и говорит:
«Вот какой крепкий узел получился. Он поможет нам дружить и помогать друг другу!»

«Эстафета дружбы»
Цель: Закрепление позитивного эффекта занятия.
Стоя в кругу или сидя на стульчиках, взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие
Ведущий: «Я передаю вам свою дружбу, и она идет от меня к , отк и т.д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, этой дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет».
Взявшись за руки, поднять их вверх и сказать: «Вместе мы сила».

«Дружные ребята»
Цель: Закрепление чувства единения в коллективе.
Стоя в кругу, взявшись за руки и размахивая ими говорить слова –речевки:
«Мы веселые ребята,
Мы ребята-дошколята,
Никого в беде не бросим
Не отнимем, а попросим.
Всем нам будет хорошо,
Вместе радостно, легко!»

«Ручеек»
Цель: Закрепление позитивного эффекта занятия.
Дети встают за ведущим и берут за руки друг друга. Движутся вслед за ведущим, произнося слова:
«Бежит веселый ручеек, преграды обходя, Прохладу в жаркий день несет,
Зверь из него воды попьет. Цветы и травы расцветут,
Его везде и всюду ждут. Он добротой наполнен весь, А остановится он здесь!»

Как и во всех детских коллективах, конфликтные ситуации бывают и у нас. Предупреждение и устранение эмоционального неблагополучия в работе с детьми очень важно. В своей работе мы используем игры, шуточные стихи, которые впоследствии дети уже сами применяют для разрешения конфликтных ситуаций.
«Игрушки-Мирилки»
(мелкие игрушки из киндер-сюрпризов)
Цель: Приобретение конкретного способа преодоления эмоционального неблагополучия
Попросить «двух забияк» закрыть глаза. Вложить каждому в ладошку какую-нибудь мелкую игрушку и предложить сжать кулачок крепко-крепко. На счет «раз, два. три» - раскрыть ладошку и на ней будет красивая игрушка, которой можно обменяться друг с другом после слов:
«Я принес тебе подарок, Если нравится – возьми, Всем ребятам покажи!»
Варианты: - «И со мною попляши»; - «И со мною ты дружи».
«Секрет»
Цель: Приобретение опыта практических действий преодоления эмоционального
неблагополучия.
Воспитатель: - Я вам открою один секрет: чтобы обида не мешала дружбе, игре – нужно рассказать о ней.
«Ты обиду не держи, поскорее расскажи»
- тогда станет немного легче и тот, кто тебя обидел, будет знать о том, что тебе это не нравится.
Хорошо если дети сами осознают, что кого-то обидели и приносят свои извинения:
Варианты: - «Извини, я виноват»;
- «Не сердись, улыбнись, крепче за руки держись.
Ты меня извини, и обиды не держи»

Можно прочитать стихотворение и тем самым разрядить обстановку:
«Если с другом ты поссорился,
Подойди и помирись.
Ты не дуйся, и не хмурься,
Если надо, извинись!»

Часто спасительным при детских конфликтах оказывается юмор:

«Петушился-петушился «Петушки распетушились,
Забияка – Петушок. Но подраться не решились.
Забияке где-то в драке или Если очень петушиться -
Оторвали гребешок» Можно перышек лишиться.
(А.Берестов) Если перышек лишиться –
Нечем будет петушиться»
(А.Берестов)
«Ругаемся овощами»

Цель: Приобретение опыта практических действий в разрешении конфликта.
Предложить детям поругаться на обидевшего, но не плохими словами, а названиями овощей, фруктов, деревьев и т.д. ( «Ты - огурец», «А ты - репа»; «Ты - дуб», «А ты – осина» и т.д.)

Хорошо иметь в группе «подушку для битья», на которой ребенок может вымести свою обиду. Предлагая подушку, можно прочесть стихотворение:

«Есть подушка для спанья, есть подушка для шитья,
А у нас, ребята, в группе есть подушка для битья.
Будут кулачки чесаться, или ты захочешь драться,
Подойди к подушке той и ударь ее рукой
Можешь бить за все на свете, ведь подушка не ответит»
(Т.Ткаченко)



Обучаем детей способам примирения с помощью речевых средств. Вот такие стишки, скрепленные соединением мизинцев, помогают забыть ссору:

- «Больше ссориться не нужно, - «Мирись, мирись и со мной ты не дерись.
Мир и дружба, мир и дружба» Мирись, мирись, крепко за руки
Берись»

- «Будем мы с тобой дружить, - «Давай мы не будем ссориться,
Нашей дружбой дорожить» Никогда, никогда.

- «Ехали на лодке, кушали селедку. Давай еще раз помиримся,
А селедка не годится, Навсегда, навсегда!
Надо, надо помириться.
Мир, мир – навсегда,
Ссора, ссора – никогда!»

Раз поссорился – мирись, больше с другом не дерись!
Дай мне руку, дай мне пять – будем вместе мы опять!

Мирись, мирись! Не ругайся, не дерись!

Мизинчик, мизинчик, пойдем в магазинчик,
Купим конфетки, чтоб не ругались детки!

Чтоб мириться пять на пять, нужно руки крепко сжать.
Пять на пять! Пять на пять! Мы друзья с тобой опять!

Детки, помиритесь! Больше не дразнитесь,
Не деритесь, не ругайтесь, на друзей не обзывайтесь!
И тогда на белом свете дружно будут жить все дети!

Мирись, мирись! Улыбайся, не дерись!

Руку дай! Мирись, мирись! Больше с другом не дерись!
Дружбе – да! Драке – нет! Это наш с тобой завет!

Пальчик, пальчик – выручай, помирить нас обещай!
Мизинчик с мизинчиком, обнимитесь!
Девочки с мальчиками, помиритесь!

Эй, мирись, мирись, мирись! Ну-ка, пальчик, покажись!
Помириться помоги - друга, пальчик, обними!
Вы, мизинчики – друзья, и ругаться вам нельзя!

Мы дрались и обзывались, обижались и ругались.
Но решили помириться, нам не трудно извиниться!
Руку дай, мирись, мирись – друг, прости и улыбнись

У детей, в процессе использования игр и упражнений-ритуалов на развитие коммуникативности наблюдается снижение тревожности и агрессивности; повышается уверенность в себе; нормализуются отношения со сверстниками.
Дошкольный возраст – особый период, имеющий непреходящее значение для развития коммуникативности детей, и наиболее продуктивный путь лежит через диалог умного и понимающего взрослого с ребенком и диалог друг с другом.


Литература
В.Я.Зедгенидзе «Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников» Айрис «Дидактика» г. Москва, 2005
Л.В.Кузнецова, М.А.Панфилова « Формирование нравственного здоровья дошкольников» «Сфера» г. Москва, 2003
Л.М.Шипицина «Азбука общения» «Детство-Пресс» 1997

15