Игры-тренинги на сплочение детского коллектива


Гаврилова К.А.Блок занятий на сплочение детского коллектива
Цель: создание благоприятной  атмосферы для развития личности в коллективе за счет повышения уровня групповой сплоченности;
Возраст: старшеклассники (14-16 лет)
Форма : игровой тренинг (2 занятия по 45 минут)
Используемая литература: 
Митькина О.В., Зубкова Ю.В. «Тренинг по формированию здорового образа жизни, профилактике употребления психоактивных веществ и ВИЧ-инфекции среди подростков и молодежи»
Т.Н. Гущина «Игровые технологии по формированию социальных навыков подростков»
А.Грецов, Т. Бедарева «Психологические игры для старшеклассников»
Занятие 1.
Разогрев группы.
Упражнение «Снежный ком»
Стоя в кругу, каждому участнику предлагается выполнить движение с каким либо предметом и назвать свое имя, далее каждый участник делает свое движение повторяя имена и движения соседа.
Время: 5 мин.
Упражнение «Поиск сходства»
Сидя в кругу, участники перекидывают друг другу мяч: «Тот, у кого в руках находится этот предмет, должен как можно быстрее перебросить его другому участнику, назвав при этом черту своего сходства с тем, кому кидается предмет».
Время: 7 мин.
Упражнение «подарок»
Сидя в кругу воспитанникам предлагается представить, что у каждого из них сегодня день рождения, и мы обладаем замечательной возможностью сделать друг другу подарки. У воспитанников спрашивают, кому бы они хотели подарить подарок и что, а затем все друг друга поздравляют по кругу. По завершению нужно провести рефлексию( что почувствовали во время упражнения, какой подарок стал для вас приятным? и т.д.
Время: 15 мин.
Игра «Подмигивание»
Несколько участников сидят в кругу, у каждого из них есть своя «пара». Ведущий подмигивает одному из сидящих, пытаясь переманить его на свой стул. Задача одних- перебежать к ведущему, других – удержать свою пару.
Время: 8 мин.
Упражнение «Встаньте с мест»
Участники сидят в кругу. Ведущий называет любое число (не должно превышать количество участников), остальные должны  одновременно, не сговариваясь, подняться в количестве соответствующему названому  числу.
Время: 5 мин.
Заключительная часть (рефлексия)
Каждый из участников высказывается о своем настроении после занятия, что сложного было, чем запомнилось.
Время: 5 мин.
Занятие 2.
Упражнение «Давайте договоримся…»
Все стоя по кругу закрывают глаза. По команде ведущего, открыв глаза, надо одними глазами установить контакт с кем-нибудь из группы и поменяться местами. Если это не получилось с первого раза – попробовать еще.
Время: 7 мин.
Упражнение «Прорвись в круг»
Участники создают плотный круг. Один-ведущий, должен прорваться в круг с внешней стороны. Задача группы – его не впускать.
Обсуждение.
Время: 7 мин.
Упражнение «Угадай кто»
Один участник выходит за дверь. Оставшиеся называют про него положительные качества, которые записываются. Когда участник возвращается, он соглашается или не соглашается и качествами и угадывает, кто именно какое назвал.
Время: 10 мин.
Упражнение «Что моя вещь знает обо мне»
Воспитанникам предлагается выбрать одну из своих вещей и от лица этого предмета рассказать о себе(как о своем хозяине)
Время:15 мин.
Заключительная часть.
Каждый из участников продолжает фразу «Сегодня я понял…»
Время: 6мин.
Как управлять динамикой группы?
Развитие динамики напрямую связано с изменением в группе энергетики. Соответственно, управлять им можно:
-меняя энергетику тренера(педагога) уровень активности, эмоциональности, скорость и громкость речи и т.д.,
-используя приемы повышения и понижения энергетики группы.,-выбирая формы работы в зависимости от уровня энергетики группы.
Групповую динамику повышает:
- упражнение разминка
-изменение формата работы
-упражнение (цель-победить)
-перемена мест участников
-общение на уровне «эмоции»
Групповую динамику понижает:
-продолжительный лекционный материал
-индивидуальные формы работы
-«вялость» или чрезмерная активность тренера(педагога)