Мастер класс «Чем отличается диалог от монолога: современные формы и приёмы работы»

класс
«Чем отличается монолог от диалога: современные формы и приёмы работы»
Цель мастер класса:
. познакомить присутствующих с авторскими наработками педагога, с современными приёмами и формами речи.
. научить отличать монологическую речь от диалогической
. интонационно правильно читать монолог и диалог.
Задачи:
. передача педагогом-мастером своего опыта, форм, методов, приёмов педагогической деятельности
. создание условий для развития профессионализма его участников на основе рефлексии собственного педагогического мастерства, обмен опытом работы
. совместная отработка методических приёмов педагога- мастера, приёмов решения проблемы поставленной в программе мастер-класса
Планируемые результаты:
Предметные: понимать, что такое монолог и диалог; уметь строить монологическую и диалогическую речь; знать, где используются эти формы речи;
Метапредметные:
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке; работать в группах и парах; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
Познавательные УУД: уметь отличать монолог от диалога; употреблять свои знания в речи; учиться оформлять данную форму речи на письме и умение проверять правильность оформления, как условие решения проблемы отличия монолога от диалога;
Коммуникативные УУД: учиться формулировать связную речь, уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения;
Актуальность проблемы:
. Развитие речи - актуальная задача обучения в начальной школе, ведь речь- основа умственной и практической деятельности, средство человеческого общения.
Воспитание всестороннее развитой личности невозможно без совершенствования такого развития речи учащихся, в настоящее время – одна из основных задач школьного образования, и, в первую очередь её начального звена.
. Главным условием развития речи младшего школьника разнообразие методов и приёмов обучения грамоте учащихся на уроках гуманитарного цикла, и их умелое применение учителем.
Материально-техническое и методическое обеспечение: помещение для проведения мастер-класса с необходимым количеством посадочных мест, компьютер, проектор, экран.
Продолжительность проведения: 40 минут
Целевая аудитория: учителя начальных классов МКОУ «Ленинская СОШ №1»
Этапы урока
Содержание

1.Организационный момент






2. Актуальность проблемы












3. Обобщение опыта










4. Актуализация знаний







































































5. Имитационная игра










6. Моделирование
















7. Рефлексия

Уважаемые коллеги, я представляю Вашему вниманию Мастер-класс «Чем отличается диалог от монолога: современные формы и приёмы работы». ( слайд 1)
Учитель, обязан дать упражнение из устной речи детей и руководить этими упражнениями и при том, дать такие упражнения, которые возбуждают мысль ребёнка и вызывают желание выразить эту мысль в слове». (К. Д. Ушинский) (Слайд 2)

. Развитие речи - актуальная задача обучения в начальной школе, ведь речь - основа умственной и практической деятельности, средство человеческого общения.
Воспитание всестороннее развитой личности невозможно без совершенствования такого развития речи учащихся, в настоящее время – одна из основных задач школьного образования, и, в первую очередь её начального звена.
. Главным условием развития речи младшего школьника разнообразие методов и приёмов обучения грамоте учащихся на уроках гуманитарного цикла, и их умелое применение учителем. (слайд 3)
Почему я выбрала эту тему?
Книга- фундамент, на котором строится культура нации. Книга питает ум и сердце ребёнка, побуждает к самосознанию. Развивает речь, культуру общения, выразительность , ум, талант, творческие способности.
Привить ребёнку вкус к чтению, предоставить ему возможность читать- значит сделать его счастливым и уверенным.
Осознав остроту проблемы, я поняла, что только разнообразие форм и методов работы с книгой может удержать внимание ребят.

- По программе «Школа России» в учебнике Канакиной «Русский язык», 2 класс я знакомлю ребят с темой «Чем отличается диалог от монолога».
- Ребята узнают, что такое монолог и диалог.
Диалог (от греческого: диа – два, логос- слово)
. общение
.беседа
. обмен впечатлениями
. мимика
.жесты
(слайд 7)
Монолог (от греческого : моно - один, логос – слово)
. речь наедине с самим собой
. процесс целенаправленного сообщения
.развёрнутое высказывание одного лица
(слайд 8)
Мы знакомимся с правилами оформления диалога и монолога на письме, учимся отличать монологическую речь от диалогической речи, узнаём, что отдельное высказывание в речи называется репликой, что монологическая речь может быть обращена к зрителю, слушателю ( слайд 9, 10)
Исходя из этого, я выработала свою систему работы над этой темой. Со своими наработками я хотела бы поделиться с вами.
Какими современными приёмами и формами работы я пользуюсь?
(слайд 11)
Театрализация
Игры
Опоры
Приём «Профессиональные заморочки»
Театрализация
На протяжении нескольких лет я сотрудничаю с детской районной библиотекой. Знакомство происходит в игровой форме. Ведут знакомство герои книг. Ребята становятся настоящими артистами. Проведено множество мероприятий, среди которых празднование «Книжкины именины». Ребята вошли в роль Волка и Красной Шапочки, Бабы- Яги и Деда Мороза (слайд 12, 13)
«Путешествие в страну Читалия», мероприятие «Юные герои» ( слайд 14, 15).
Учащиеся моего класса посещают ДЮЦ «Театральный кружок». Я считаю, что театрализация помогает ученику строить правильно предложения, видеть в речи диалог, умело читать его, используя звуковой тон, жесты, манеры, а также интересно рассказывать и уметь слушать других, умело выражать свои мысли.
Игры
Чтобы заинтересовать учащихся в работе я применяю ИГРУ.
Игра «Словесная цепочка», «Помоги Алёнке собрать яблочки», «Словесный ручеек», «Пойми меня» (слайд 17)
Игра «Словесная цепочка»
В группах даётся слово и слушатели должны составить монолог или диалог, используя это слово и заданный вопрос к нему.
Например: « сказка», следующее слово «герой», «волшебник».
Комментарии учителя: такой приём развивает мыслительную активность детей, развивает такое важное умение, как умение слушать друг друга, пополняя тем самым словарный запас.
Опоры
Эту форму работы я использую очень часто на уроке. Ребята сами составляют опоры для определённого вида текста, или же опора появляется на экране. Учащиеся знают, что в диалоге могут быть слова автора а и реплика Р. По составленным опорам составляют диалоги.
( слайд 18)

Приём «Профессиональные заморочки».
Приём подражания образцам речи учителя.
(слайд 19)


Уважаемые коллеги, а сейчас я хочу с вами провести демонстрацию форм и приёмов эффективной работы с учащимися.
. Работа в группах. (2 группы по 4 человека)
1.Составление диалога
А) составление диалога по теме: «Чему учат сказки?»
Б) жеребьёвка (считалочка)
Каждая группа готовит вопрос и ответ. (3 вопроса и 3 ответа)
Сначала задает вопрос и ответ одна группа, а потом другая.(по вопросам и ответам выстраивается диалог между группами)
Комментарии учителя: работая в группе, происходит формирование коммуникативных УУД, регулятивных УУД, личностных УУД; развивает чувство коллективизма, ответственности.
2.Игра «Словесная цепочка»
Правила игры: декабрь, Новый год, каникулы
Члены каждой группы составляют монолог от своего лица в устной и письменной форме.
Желающие зачитывают получившийся монолог.
Комментарии учителя: умение строить предложения, составлять рассказ, формирование орфографической зоркости, умение слушать, грамотно излагать свои мысли.
- Уважаемы коллеги, вы очень помогли мне в работе.
- Поделитесь, пожалуйста, какие формы и приёмы работы используете ВЫ в своей работе?
Обмен опытом.

У вас две карточки: зелёная и жёлтая. Если вам понравился мой мастер-класс: это было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в своей работе – покажите мне зелёную карточку. Ну а если это всё вас совсем не тронуло – покажите жёлтую карточку.
Возьмите карточку с таблицей-фиксацией, если есть, чем дополнить, впишите в третий столбик. Кто может зачитать данные своей таблицы? (Ответы участников)
Таблица для слушателей.
Понятие
Знаю
Узнал
Хочу узнать

Рефлексия 




- Пусть декабрь серебрится порошею,
Заметая любую беду.
Я желаю вам только хорошего,
В наступающем Новом году.
Благодарю Вас за совместную работу.
(слайд 20)