Пропедевтический курс по химии для 7 класса по теме: «Введение в химию».


МАОУ лицей №64 г. Краснодар


Пропедевтический курс по химии для 7 класса по теме:
«Введение в химию».












Составитель: Музыченко-Бакланова Галина Леонидовна
учитель химии МАОУ лицея №64 г.Краснодар







Пояснительная записка
В настоящее время экономизации, компьютеризации и юриспруденции, химия перешла в разряд непрестижных наук. Это сложная наука, которая может заинтересовать пытливый аналитический ум, имеющий интерес к самому процессу познания. Наибольший познавательный интерес к химии, к экспериментам имеют учащиеся в 12-13 лет. Именно этот возраст является благоприятным для изучения химии, хотя базы знаний учащихся еще мало для введения систематического курса. Выходом из данной ситуации может быть пропедевтический курс химии 7 класса. В данный курс не входят основополагающие системные знания, с ними учащиеся будут знакомиться с 8 класса. Пропедевтический курс призван, используя интерес учащихся к экспериментам, сформировать умение наблюдать, делать выводы на основе наблюдений, получить первоначальные понятия о классах неорганических веществ.
Программа пропедевтического курса химии рассчитана на 1 час в неделю (34 часа).
Цели курса:
обучающая
- научить проводить химический эксперимент, самостоятельно приобретать знания по химии в соответствии с возникающей жизненной потребностью (сравнивать, выделять главное, систематизировать материал, делать выводы);
- подготовить учащихся к изучению нового учебного предмета;
- интегрировать знания по предметам естественного цикла основной школы на основе учебной дисциплины «Химия».
развивающая
- развитие познавательного интереса и интеллектуальных способностей в процессе усвоения химических знаний и проведения химического эксперимента;
воспитательная
- формирование убеждённости в познаваемости химической составляющей картины мира, отношения к химии как к элементу общечеловеческой культуры.
Задачи курса:
- уменьшить интенсивность прохождения учебного материала в основной школе;
- получить возможность изучать, а не проходить этот материал, иметь время для отработки и коррекции знаний учащихся;
- формировать устойчивый познавательный интерес к предмету;
- интегрировать химию в систему естественнонаучных знаний для формирования химической картины мира как составной части естественнонаучной картины.
Формы отчетности по изучению данного пропедевтического курса:
- домашние проверочные работы
- итоговые контрольные работы
- практические и лабораторные работы.
Система оценивания: пятибальная , складывается из устных ответов обучающихся, выполнения практических и лабораторных опытов.
Оценка «5 ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «4:
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «3 (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «2:
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
в результате изучения пропедевтического курса химии ученик должен:
знать /понимать:
- химическую символику: знаки некоторых химических элементов, формулы химических веществ
- важнейшие химические понятия: химия, химические методы изучения, химический элемент, атом, ион, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, минерал, вещество, классификация веществ, химическая реакция
- основные законы химии:, периодический закон;
- важнейшие вещества и материалы: некоторые металлы и сплавы, серная, соляная, азотная и уксусная кислоты, щелочи.
- называть отдельные химические элементы, их соединения; соединения неметаллов и металлов
- определять принадлежность веществ к определенным классам неорганических веществ;
- характеризовать элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д. И. Менделеева; общие свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию некоторых веществ; расчеты по нахождению доли вещества в растворе, элемента в веществе;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, интернет-ресурсов);
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде; безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;приготовления растворов заданной концентрации в быту.


Содержание курса
Тема 1. Предмет химии и методы ее изучения(7ч)
Что изучает химия. Египет родина химии. Алхимия. Современная химия, ее положительное и отрицательное значение в жизни современного общества.
Химия наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Свойства веществ, как основа их применения.
Явления с веществами. Физические свойства веществ и физические явления.
Химические реакции. Признаки химических реакций.
Наблюдение и эксперимент. Наблюдение. Гипотеза и эксперимент.
Строение пламени.
Фиксирование результатов эксперимента
Частицы, образующие вещества .Относительная атомная масса
Химический элемент.
Демонстрации. 1. Коллекция различных физических тел из одного вещества (стеклянной лабораторной посуды). 2. Коллекция «Свойства алюминия как основа его применения». 3. Взаимодействие мрамора с соляной кислотой. 4. Помутнение известковой воды. 5. Выпаривание раствора хлорида кальция. 6. Взаимодействие щелочи (с фенолфталеином) с кислотой. 7. Взаимодействие щелочи с раствором медного купороса. 8. Взаимодействие гидроксида меди (II) с кислотой.7. Распространение запахов, перемешивание двух разных веществ(вода и марганцовка)
Лабораторные опыты. 1. Изучение пламени свечи. 2. Строение спиртовки. 3. Изучение пламени спиртовки. 4 Способность металлов вытеснять из растворов солей другие металлы.
Практическая работа №1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете (лаборатории).
Практическая работа №2. Наблюдение за горящей свечой. Расчетные задачи. Вычисление абсолютной массы атома.
Тема 2. Строение атома . Структура Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. (6ч)
Составные части атома .Ядро, электроны, их заряд и масса .Физический смысл порядкового номера химического элемента. Современное определение химического элемента.
Строение электронных оболочек атомов первых 20 химических элементов. Понятие об электронном слое (энергетическом уровне), о завершенном и незавершенном электронных слоях. Максимальное число электронов на энергетическом уровне. Классификация элементов на основе строения их атомов (металлы и неметаллы).
Структура Периодической системы химических элементов и электронное строение атома. Малые и большие периоды. Группы и подгруппы химических элементов. Физический смысл номеров периода и группы. Характеристика химического элемента на основе его положения в Периодической системе и строения атома.
Демонстрации
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Таблица «Изотопы кислорода».
Плакаты с электронными схемами атомов водорода, гелия, лития, неона, натрия, аргона, калия и кальция.
Тема 3 Химические формулы. Простые и сложные вещества Строение веществ(4часа)
Химические формулы. Индекс. Относительная молекулярная масса вещества. Вычисления по химическим формулам. Простые и сложные вещества.
Вещества молекулярного строения. Молекулярная кристаллическая решетка. Закон постоянства состава Вещества ионного (немолекулярного) строения.
Демонстрации
Образцы простых и сложных веществ.
Плакаты со схемами образования ковалентной и ионной химической связи.
Модели молекулярных (, углекислый газ, иод) и ионных(поваренная соль) кристаллических решеток.
Возгонка иода, нафталина.
Образцы ионных соединений.
Опыты, раскрывающие взаимосвязь строения вещества с его свойствами (возгонка иода и нагревание поваренной соли).
Лабораторный опыт 1
Определение принадлежности веществ к простым или сложным по их формулам.
Расчетные задачи
Вычисление относительной молекулярной массы вещества.
Вычисление массовой доли атомов химического элемента в соединении.
Тема 4 Простые вещества(4ч)
Металлы. Век медный, бронзовый, железный.
Сплавы.
Значение металлов и сплавов.
Физические свойства металлов.
Представители металлов. Железо и его сплавы чугуны и стали. Практическое значение их.
Алюминий и его сплавы. Их роль в жизни современного общества.
Золото, как металл ювелиров и мировых денег.
Олово и его аллотропия. Применение олова.
Неметаллы. Неметаллы простые вещества: газы, жидкость и твердые.
Кислород и озон и их применение на основе свойств.
Сравнение свойств металлов и неметаллов.
Представители неметаллов. Фосфор, его аллотропия, свойства модификаций и их применение.
Сера ромбическая и ее применение.
Азот и его роль в жизни планеты и в жизни человека.
Углерод и его аллотропия. Алмаз и графит в сравнении, их свойства, строение и применение. Активированный уголь. Адсорбция и ее применение.
Демонстрации. 1. Коллекция изделий и репродукций изделий из металлов и сплавов. 2. Коллекция «Металлы и сплавы». 3. Коллекция «Чугуны и стали». 4. Коллекция «Олово и изделия из него». 5. Получение озона. 6. Распознавание кислорода. 7. Получение белого фосфора. 8. Горение серы и обесцвечивание красок сернистым газом. 9. Модели кристаллических решеток алмаза и графита. 10. Адсорбция оксида углерода (IV) активированным углем. 11.Устройство противогаза.
Тема 5 Сложные вещества (1Зч)
Валентность. Валентность как свойство атомов химического элемента соединяться с определенным числом атомов другого элемента. Единица валентности. Элементы с постоянной и переменной валентностью.
Структурные формулы.
Бинарные соединения. Составление формул таких соединений по валентности элементов и определение валентности по формулам.
Оксиды. Оксиды, их состав и названия.
Оксиды молекулярного и немолекулярного строения.
Представители оксидов. Оксиды углерода (II) и (IV). вода, оксид кремния (IV): их строение, свойства, роль в живой и неживой природе и применение.
Кислоты. Состав кислот. Валентность кислотного остатка. Классификация кислот по основности, наличию кислорода в составе молекулы и растворимости.
Таблица растворимости кислот в воде.
Индикаторы и изменение их окраски в кислотной среде.
Кислоты органические и неорганические.
Представители кислот. Серная и соляная кислоты, их свойства и применение.
Основания. Состав оснований. Гидроксогруппа и ее валентность. Составление формул оснований по валентности металла.
Классификация оснований по признаку растворимости.
Изменение окраски индикатора в щелочной среде.
Представители оснований. Щелочи: гидроксиды натрия, калия и кальция.
Соли. Состав солей. Составление формул солей кислородных кислот.
Название солей.
Классификация солей по признаку растворимости.
Представители солей. Галит и кальцит, их природные разновидности, строение, свойства и применение.
Классификация неорганических веществ. Обобщение и повторение сведений о веществах по курсу 7-го класса.
Демонстрации. 1. Шаростержневые модели молекул некоторых бинарных соединений. 2. Модели молекул или кристаллических решеток оксидов молекулярного и немолекулярного строения. 3. Переход воды из одного агрегатного состояния в другое. 4. Возгонка сухого льда. 5. Коллекция минералов и горных пород на основе оксида кремния (IV). 6. Образцы органических и минеральных кислот. 7. Тепловой эффект при разбавлении серной кислоты. 8. Обугливание серной кислотой бумаги и сахара. 9. Тепловые эффекты при растворении щелочей в воде. 10. Помутнение известковой воды при взаимодействии с углекислым газом. 11. Получение окрашенных нерастворимых оснований. 12. Образцы природных минералов и горных пород, содержащих галит и кальцит. 13. Коллекция разновидностей кальцита различных видов мела, мрамора, известняка. 14. Коллекция биологических объектов, содержащих карбонат кальция.
Лабораторные опыты. 1. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде. 2. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.
Ученическая конференция «Классификация неорганических веществ и их представители».












Учебно – тематический план


Тема
Количество часов
Контрольных, практических работ

1
Предмет химии и методы ее изучения
6
П/р №1, П/р №2

2
Строение атома. Структура Периодической системы элементов Д.И. Менделеева
6
К/р №1

3
Химические формулы. Простые и сложные вещества. Строение веществ
4


4
Простые вещества.
4
-

5
Сложные вещества
13
К/р – 1


Итого:
34
К/р – 2, П/р – 2


Календарно-тематическое планирование


НАЗВАНИЕ ТЕМЫ
ЧАСЫ
Дата по плану
Дата фактическая
Оборудование


Тема 1. Предмет химии и методы ее изучения





1
Что изучает химия Т.Б
1

1.09-5.09
Оксиды. Основания,кислоты.Индикаторы

2
Явления с веществами
1

7.09-12.09
Физические тела из одного вещества

3
Наблюдение и эксперимент
1

14.09-19.09
Кислота,известковая вода.мрамор
.спиртовка.

4
Практическая работа 1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила
техники безопасности при работе в химическом кабинете (лаборатории) Т.Б
1

21.09-26.09
Лабораторная посуда.

5
Практическая работа 2. Наблюдение за горящей свечой Т.Б
1

28.09-3.10
Свеча, спички.

6
Частицы, образующие вещества. Молекулы и атомы. Относительная атомная масса
1

5.10-10.10
ПС элементов.Вода,марганцовка,
Лаб посуда.

7
Химический элемент
1

12.10-17.10
ПС элементов


Тема 2 Строение атома. Структура Периодической системы элементов Д.И. Менделеева





8
Состав атома и атомного ядра
1

19.10-24.10
ПС элементов

9
Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов
1

26.10-31.10
ПС элементов.Плакат с электр.схемами атомов

10
Классификация элементов на основании строения их атомов.
1

9.11-14.11
ПС элементов.Плакат с электр.
схемами атомов

11
Структура периодической системы элементов Д.И. Менделеева и электронное строение атома
1

16.11-21.11
ПС элементов

12
Характеристикахимического элементана основе его положения
в Периодической системе и строения атома

1

23.11-28.11
ПС элементов

13
Контрольная работа 1 по темам .Предмет химии и методы ее изучения .Строение атома
1

30.11-5.12
Дидактический материал


Тема 3. Химические формулы. Простые и сложные вещества Строение веществ





14
Химические формулы
1

7.12-12.12
Комплект учебника и дидактического материала

15
Вычисление по химическим формулам
1

14.12-19.12
Комплект учебника и дидактического материала

16
Простые и сложные вещества.
1

21.12-26.12
Образцы простых и сложных веществ

17
Вещества молекулярного и немолекулярного строения
1

11.01-16.01
Модели кристаллических решеток.


Тема 4. Простые вещества





18
Металлы
1

18.01-23.01
ТСО.(компютер,панель,видеофрагмент)

19
Представители металлов


25.01-30.01
Образцы металлов ,плакат »кристаллические
решетки металлов»

20
Неметаллы
1

1.02-6.02
ТСО.(компютер.панель.видеофрагмент)

21
Представители неметаллов
1

8.02-13.02
Образцы неметаллов ,плакат
»кристаллические решетки неметаллов»


Тема 5. Сложные вещества
13ч




22
Валентность
1

15.02-20.02
ПС элементов

23
Оксиды
1

22.02-27.02
ПС элементов, образцы оксидов.

24
Представители основных оксидов
1

29.02-5.03
ПС элементов, образцы оксидов.

25
Представителикислотных оксидов
1

7.03-12.03
ПС элементов, образцы оксидов.

26
Кислоты
1

14.03-19.03
ПС элементов, образцы кислот

27
Представители кислот
1

21.03-26.03
ПС элементов, образцы кислот

28
Основания
1

4.04-9.04
ПС элементов, образцы оснований

29
Представители оснований
1

11.04-16.04
ПС элементов, образцы оснований

30
Соли
1

18.04-23.04
ПС элементов, образцы солей

31
Представители солей
1

25.04-30.04
ПС элементов, образцы солей

32
Подготовка к контрольной работе
1

2.05-7.05
Комплект учебника и дидактического материала

33
Контрольная работа 2 по темам Простые и сложные вещества
1

9.05-14.05
Дидактический материал

34
Ученическая конференция: Классификация сложных неорганических веществ
1

16.05-21.05
ПС элементов, образцы солей. кислот.
Оснований,оксидов





Литература для обучающихся.
Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Ахлебинин А. К.Химия. Вводный курс. 7 класс. М.: Дрофа, 2011
Химия 8 класс Новошинский И.И., Новошинская Н.С. М.: Русское слово, 2013
 Макаров Н. А. Химия и здоровье. М.: «Просвещение»,2012 г
Занимательные опыты по химии [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Занимательный сайт для школьников [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Алхимик http://www.alhimik.ru/read/grosse0.html













































13PAGE 15




=ђ Заголовок 1ґђ Заголовок 4ґђ Заголовок 515